Учиться востребованности
20.06.2014 13:02:00
Современное дополнительное образование позволяет работодателям, нанимая одного работника, получить двух, а то и сразу трех
Однажды полученный диплом, к сожалению или к счастью, уже не является гарантом успешной карьеры. Застой и консерватизм могут сделать некогда хорошего специалиста невостребованным на рынке труда. Например, появятся более «продвинутые» конкуренты, которые будут лучше разбираться в современном оборудовании или сложных программах, а потому справляться с работой куда быстрее и качественнее. Чтобы не «устареть», надо следовать народной мудрости: «Век живи – век учись». Поэтому и создаются различные образовательные программы, в том числе переподготовки и повышения квалификации.
– Растет интерес к дополнительному образованию, к профессиям смежным, сочетающим компетенции двух областей, – делится наблюдениями директор Института непрерывного образования БГУ Татьяна Милова. – Например, специалисты страхового рынка получают юридические и экономические знания, а математическое моделирование и экономика все чаще нужны специалистам финансовой сферы. В нашем институте 15 наиболее перспективных специальностей переподготовки. Это, к примеру, такие направления, как информационные технологии, финансы, экономика, туризм и гостеприимство, реклама и менеджмент, экология, иностранные языки и так далее. Одна из редких специальностей, требующая знаний из разных, несмежных областей, – это технический писатель. Эти люди не пишут романов о технике, а заняты обработкой и созданием технической документации, адаптированной для потребителя. Поскольку большинство оригинальных документов англоязычные, то техническим писателям необходимо хорошо владеть иностранным языком. Нашей стране такие специалисты нужны. Три года назад по нашей инициативе в общегосударственный классификатор включили специальность, которая получила название «документационное обеспечение информационных технологий». Один год такого специалиста готовим на дневной форме обучения, два – на заочной. Насколько я знаю, в России существует более осознанная потребность на таких специалистов, но там их пока не готовят.
– В системе переподготовки нами разработано немало и коротких программ сроком менее одного года, – продолжает Татьяна Милова. – Это, например, традиционные бухгалтерские и языковые курсы. Есть даже преподаватели китайского языка. В прошлом году собралась группа для изучения нидерландского языка. Мы искренне радуемся какому-нибудь экзотическому запросу, стремлению выйти за рамки привычного. В другой интересный блок коротких программ входят деловое обучение, бизнес-управление, маркетинг. В частности, мы готовим специалистов по актуарной математике, которые могут научно просчитать экономические риски. Учим мы и финансовых директоров, и экологов. В минувшем году провели семинар по планированию инвестиционных проектов.
Министерство образования Беларуси проводит достаточно жесткую политику, в частности лицензирует данный вид деятельности в соответствии с образовательными стандартами. В России переподготовка не требует специальных разрешений, но именно поэтому и диплом государственного образца слушатели здесь не получают. В свою очередь, признается Татьяна Милова, белорусским специалистам интересен российский опыт по внедрению дистанционного образования.
Слушатели курсов переподготовки – люди разного возраста. Правда, сорокалетние приходят редко, сожалеет мой собеседник, хотя в связи с изменившимися экономическими условиями, модернизацией их должно стать значительно больше. Привлекают вышеназванные курсы и зарубежных слушателей. Приезжает молодежь из Средней Азии, в частности из Казахстана. Ожидается больший наплыв из России.
Директору института, в котором в год обучается более полутора тысяч человек, хотелось бы подружить дополнительное образование с основным, как это стало нормой в Европе. Например, в той же Германии заметной грани между основным высшим и дополнительным образованием нет.
Зарубежный опыт «пожизненного» образования, в частности Европейская стратегия образования – 2020, свидетельствует, что сегодня меньше становится работников, которые умеют делать что-то одно. Европейская стратегия выработала жесткие критерии оценки качества. 95% детей от четырех лет должны быть включены в сферу дошкольного образования, доля бросивших учебу в школе до получения документа об ее окончании – максимум 10%. Число людей в возрасте старше 30 лет, имеющих высшее образование, должно превышать 40%, и не менее 15% взрослого трудоспособного населения должно придерживаться политики «образование через всю жизнь».
Для реформы высшего образования требуется около десяти лет. Преимущество же дополнительного образования – в его мобильности, в возможности реагировать на потребности экономики, которые появились только вчера, в привлечении к обучению преподавателей-практиков.
Светлана ДЕВЯТКОВА