Как добиваться успехов на работе не в ущерб семейной жизни

Учитесь балансировать

Стремление строить карьеру и обеспечивать свое будущее разумно и похвально. Проблема в том, что, пока мы зарабатываем на жизнь, она как-то незаметно проходит мимо

Во многих странах трудоголизм признан серьезной социальной проблемой. Не в последнюю очередь потому, что работа отнимает у человека в том числе и те часы в сутках, которые он мог бы потратить на семью. При этом счастливых трудоголиков — раз, два и обчелся. Как правило, даже очень успешных, состоятельных и перспективных людей волнует неудовлетворенность качеством своей жизни.


С одной стороны, мы хотим развиваться, уверенно шагать по карьерной лестнице и добиваться высоких должностей. С другой — достигнув определенных результатов, начинаем понимать, что не желаем, чтобы работа поглотила нас целиком, обвив своими щупальцами, словно спрут, наши отношения с родителями, супругами, детьми и друзьями. Но различные стороны нашей жизни не образуются сами собой, им стоит уделять пристальное внимание. Как это сделать? Объясняет психолог, психотерапевт, дипломированный коуч Михаил Дернаковский:

— Помню, когда я больше 20 лет назад начинал свой трудовой путь в качестве врача-психиатра, часто не успевал работать с документами и взял за привычку забирать бумаги домой, чтобы там доделывать разные экспертизы, отчеты. И однажды медсестра, которая работала со мной и имела большущий медицинский стаж, не выдержала: «Михаил Викторович, все эти документы не улучшат здоровье пациентов, а в вашей работе и так слишком много стресса, чтобы забирать его домой. Оставляйте, пожалуйста, всю эту ерунду на рабочем месте и идите отдыхать свободным от забот». После этих слов я кардинально пересмотрел свой подход к планированию будней.

— Это, безусловно, похвально, но давайте начистоту: люди, у которых ненормированный рабочий день, или, к примеру, те, кто организует собственное дело, порой просто вынуждены отводить профессиональным обязанностям вместо 8—9 часов все 12, а то и 14.

— Конечно, тот же предприниматель не может не думать о своем бизнесе, кроме того, в любое время может что-то случиться, что потребует его внимания и здравого решения. С этим столкнулся и я, когда период службы в госструктуре остался позади. Пришлось научиться планировать не только работу, но и личную жизнь. И если сначала в моем ежедневнике были лишь записи по работе, то сейчас там множество семейных мероприятий и событий, запланированных путешествий, а также время, посвященное своему здоровью. И поскольку мне приходится часто бывать в командировках (примерно 4—6 раз в месяц), я стараюсь планировать маршрут так, чтобы сон был всегда в гостинице или дома, а не в самолете, поезде или автобусе. Понятно, что эта своеобразная инструкция может подойти не каждому, ведь все мы уникальны и живем в уникальных условиях. Поэтому правильно не пытаться повторить чей-то пример, а создать эффективную методику для себя.

— Уверена, никто не будет отрицать, что все взаимосвязано: неудачи в личной жизни отражаются на работе, а крах в карьере способен всерьез испортить отношения с близкими людьми.

— В свое время известный предприниматель Мацусито писал, что если человек работает только для того, чтобы зарабатывать деньги и увеличивать прибыль компании, то со временем он неизбежно становится жертвой профессионального выгорания, его продуктивность и эффективность падают. Поэтому очень важно, чтобы работа приносила удовольствие, была своего рода хобби. При этом личная жизнь человека и его работа не являются чем-то совершенно отдельным друг от друга. Действительно, очень часто личные неурядицы отражаются на эффективности труда, а проблемы на службе становятся причиной ссор или недомолвок с близкими. Вряд ли будет эффективным менеджер, у которого серьезные семейные проблемы или депрессивное состояние, связанное, например, с разводом или ухудшением здоровья. Все контексты жизни взаимосвязаны. В то же время, если говорить про Life balance (широко распространенное нынче понятие жизненного баланса), то здесь отношения с сегментом работы скорее иерархичные: она является не более чем частью жизни, как и многое другое, то есть не главенствует. Именно от сбалансированности жизни и всех ее элементов и проявлений зависит наше счастье.


— Современное общество постоянно вынуждает людей превосходить себя и свои возможности. Если хочешь оставаться на гребне успеха — готовься к постоянной психологической нагрузке: будь эффективным, собранным и на шаг впереди конкурентов, повышай свой профессионализм, заводи нужные контакты. И при таких условиях человек еще хочет, чтобы на другой чаше весов была полноценная личная и семейная жизнь. Это вообще реально? Как соблюсти необходимый баланс?

— Для создания жизненного баланса в первую очередь нужно понять, что он необходим. Без этого осознания человек никогда не расслабится, он обречен бегать как белка в колесе. Могу поделиться своим опытом или опытом своих клиентов, но, повторюсь, все слишком индивидуально. Это как в бизнесе: можно прочитать множество книг о том, как разбогатели те или иные люди, посетить десятки семинаров миллионеров-практиков, но это не значит, что чужой опыт реально повторить. Человеку в любом случае нужно научиться самостоятельно думать и проявлять креативность.

1. Научитесь копить деньги и овладейте навыками финансовой грамотности, чтобы создать личный резервный фонд. Если у вас будет сумма денег, которая позволит легко прожить без работы самому и обеспечить семью в течение 3—12 месяцев, вы позволите себе расслабиться и чувствовать себя более независимым в период профессиональных потрясений.

2. Хотя бы раз в квартал нужно планировать и реализовывать какую-то поездку за пределы своей страны или хотя бы за пределы своего населенного пункта.

3. Обучитесь разным упражнениям по релаксации или медитации, выберите из них те, которые действительно помогают расслабиться, или модифицируйте их под себя. Так же поступите с гимнастикой или физическими упражнениями (например, я стараюсь каждое утро отжиматься по 40 раз и делать несколько комплексов из йоги «Сундара намаскар» на протяжении многих лет).

4. Научитесь эффективно снимать острый стресс. Кому-то больше помогает физическая нагрузка до боли в мышцах, кому-то — дыхательные упражнения, когда удлиняется выдох и на выдохе делается пауза. Других избавит от стресса снижение температуры тела, например, когда струя холодной воды из-под крана направляется на лучевую артерию — область, где на предплечье принято измерять пульс. Как вариант — точечный массаж.

5. После каждого нервного потрясения и острого стресса не держите все в себе и не делайте вид, что ничего не произошло. Не убеждайте себя, что вы сильный человек и со всем легко справитесь, так как это прямой путь к эмоциональному выгоранию. Нужно проговорить произошедшее с близким человеком или профессиональным коучем, чтобы получить от него поддержку, лучше осознать случившееся, понять, как нужно поступать в таких случаях. Проговаривайте ситуацию по схеме: что произошло фактически, что я чувствую и думаю по этому поводу (есть научные данные, что само по себе проговаривание негативных эмоций снижает уровень гормонов стресса и кортизола в крови), что бы мне хотелось, чтобы получилось в данной ситуации. Наконец, последнее: если вдруг такая ситуация повторится, как я буду себя вести. После такой коучинг-сессии проблема как бы растворяется и перестает высасывать внутренние ресурсы.

6. Устраивайте себе часы или даже дни изоляции от любой информации, не читайте новости в интернете, не включайте телевизор, не пользуйтесь смартфоном.

7. Планируйте семейные праздники и мероприятия и уделяйте им время, дети нуждаются во внимании, и если его вовремя не уделить, то потом решение проблем, в которые они ввяжутся, отнимет у вас все силы.

8. Получайте несколько раз в неделю позитивные эмоции. Я считаю, что эмоциональные переживания — пища для нашей психики. Она может быть как полезной, так и отравленной. Приучите себя ходить в театры, на концерты, в кино. Или организовывайте регулярные семейные просмотры фильмов и мультиков. Посещайте новые места, тусовки.

9. Заведите как минимум одно хобби, не связанное с работой. Будь то коллекционирование картин или марок, рисование, написание стихов или мемуаров, езда на лошадях, йога, восточные единоборства. Главное, чтобы эти занятия по-настоящему увлекали и были интересными.

10. Откажитесь или хотя бы ограничьте вредные привычки (алкоголь, сигареты, жирная и жареная пища, сахар и т. п.).

11. Планируйте режим питания, отдыха и сна (ложитесь в одно и то же время и спите нужное количество часов).
Многие работодатели обращают внимание на то, что в начале карьеры молодых людей особенно интересует высокий уровень зарплаты. А вот сотрудники 30+, у которых уже достаточно стажа и опыта, придают значение и другим критериям: увлекает ли нас профессия; комфортно ли нам там, где проводим немалую часть времени; остается ли возможность полноценно отдыхать, заниматься собой и близкими людьми? По мнению психологов, самопожертвование давно перестало быть гарантией счастливой жизни
ИЗ ОТКРОВЕНИЙ НА ФОРУМАХ

«Год назад предложили повышение — стать заместителем директора по маркетингу. К тому времени мне исполнилось 33, вся жизнь — одна сплошная работа, бесконечные командировки, ни семьи, ни детей. Да что там — с трудом выкраивала время на свидания раз в месяц. Чаще не получалось: рабочий день ненормированный, оставалась в офисе порой до 12 ночи, потом отсыпалась до 9 утра — и к 11 снова на работу. Я поняла, что больше не выдержу такого темпа. Что ждет меня дальше? Начальник, услышав, что я отказываюсь от должности, рассвирепел: «Ты хоть понимаешь, что ставишь крест на своей карьере?!» Да, понимаю. Но пришлось выбирать. Я ушла в другую контору, где были более человеческими условия труда: три дня в неделю работа на удаленке. Наконец-то появилась возможность заняться собой, чаще навещать в другом городе родителей, устроить личную жизнь. Денег, конечно, стало меньше, да и перспектив в плане повышения никаких. Но зато есть время эти деньги тратить…»

♦ «В какой-то момент работа перестала приносить удовольствие, от увольнения сдерживало только понимание того, что здесь мне платят хорошие деньги. Пришлось всерьез потрудиться над грамотным планированием своего свободного времени. Поставил жене и дочке условие: дома — никаких разговоров о трудовых катавасиях (и это несмотря на то, что все мы втроем работаем на одном предприятии). После 18 часов на звонки коллег не отвечаю, если что-то срочное — есть вайбер. Купил велосипед, завел собаку, чтобы больше двигаться и не «расплываться» в талии. Наконец-то вывез домашних и приятелей на пикник. Условились, что раз в месяц такой семейный кемпинг будем практиковать обязательно. Записался на вечер пятницы в бассейн, дома с супругой освоили йогу. Через месяц почувствовал: а голова-то посвежела, прощай, депрессия! На работе все нормализовалось, в обеденный перерыв теперь обязательно выхожу из душного кабинета на улицу, чтобы проветрить мозги…»

konopelko@sb.by

Фото pixabay.com

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter