Эксперты — об итогах Республиканского педсовета

Учитель — опора государства

Знаковое событие текущей недели — состоявшийся в минувший вторник большой Республиканский педсовет. Традиционное мероприятие в преддверии нового учебного года на этот раз получилось особенно ярким и резонансным. Выступление на нем Президента не оставило равнодушным никого — от работников учреждений образования до рядовых граждан страны. Слишком чувствительный этот сектор нашей жизни — образовательная сфера. От нее зависит не только качество профессионалов, которые придут на смену нынешним поколениям, но и судьба страны, ее будущее развитие и перспективы. Об этом четко сказал в своем выступлении Президент: «Сфера образования — это государствообразующая отрасль. Да, она требует серьезных вложений. И мы вкладываем и будем вкладывать в нее средства. Если сегодня не будет образованной, воспитанной в своей стране молодежи, завтра не будет и страны…»

Итоги Республиканского педсовета сейчас активно обсуждают в трудовых коллективах, о них говорят руководители органов госуправления, авторитетные профессионалы, лидеры общественного мнения. Своими мыслями и оценками события поделились собеседники «Р».

Фото БЕЛТА

Алексей БИРЮКОВ, историк, начальник отдела реализации программ довузовского образования и профориентации Института повышения квалификации и переподготовки МГУ им. Кулешова:

— Для нас как вуза очень приятно, что Глава государства — наш выпускник. Президенту не то что не чужда педагогическая сфера, это его первое образование. Поэтому Глава государства пропускает все через себя. Основной посыл прошедшего Республиканского педагогического совета очень емкий и точный: сфера образования — это государствообразующая отрасль. Ведь верно подметил Президент: если не будет образованной, воспитанной молодежи, не будет и страны. Некоторым кажется, что вуз в плане воспитания гражданина играет не такую важную роль. Мол, эта функция больше лежит на школе, а к нам приходит взрослый, сформированный человек. Однако считать, что воспитание на этом образовательном этапе заканчивается, ошибочно. Все наши студенты охвачены разнообразными формами гражданско-патриотической работы. Студенты МГУ им. Кулешова — ребята с активной гражданской позицией. Они участвуют в масштабных городских и областных мероприятиях, различных формах студенческих советов, днях самоуправления, которые дают возможность попробовать себя в роли преподавателя. Это тоже воспитывает и мотивирует.

Это направление курируют и заместители деканов по воспитательной работе, и сами педагоги, которые выступают проводниками государственной политики. Учитель — опора государства. К примеру, преподаватель, читающий лекцию, четко понимает, для чего эти знания студентам. В широком смысле работает на пользу для своей страны: готовит классных специалистов, которые и будут помогать государству развиваться.

Верно подмечено, что все мы — учителя, педагоги, преподаватели — государственники. Ощущаем на себе эту ответственность и работаем в этом направлении. Знаем, для чего пришли в аудиторию, понимаем ответственность, которая лежит на нас. Ведь мы выпускаем готовых специалистов в экономику страны. И важны не только знания, умения, компетенции, но и гражданская позиция молодого человека. После нас системное образование выпускника завершено. Дальше могут быть курсы, переподготовка, но системообразующий процесс завершается. Это еще более высокий уровень ответственности для нас.


Во время педсовета выделил для себя три важных момента. Первое — абсолютная погруженность Президента в тему, он глубоко и хорошо знает предмет разговора. Второе — откровенность. Тон задается именно такой — не юлить, не приукрашивать положение дел. Третье — конкретика. Его тезисы, посылы максимально конкретные: слышим четкие задачи по тем направлениям, которые нужно усилить. Для нас это руководство к действию.

Александр АРЛУКЕВИЧ, доцент кафедры политологии юридического факультета ГрГУ имени Янки Купалы, кандидат исторических наук:

— Почему современный учитель — это действительно человек Президента и государства? Потому, что личность будущего гражданина закладывается в школьные годы, когда ребенок впервые знакомится с основами социальных взаимоотношений. От того, как его встретят в учебном заведении, какие знания и умения вложат, зависит его будущее, а значит и будущее всей страны. Работа школы — это отражение работы государства. Образовательная сфера — одна из ключевых, и именно поэтому ей уделяется такое пристальное внимание со стороны Главы государства. Школы, колледжи, вузы, учителя, преподаватели, ученые, их проблемы, чаяния, заработок всегда под прицелом и личным контролем Президента. Именно этот постоянный процесс стремления к лучшему заставляет нас думать, мобилизоваться, совершенствоваться. Сегодняшний первоклассник, переступая школьный порог, видит контур Беларуси на стене, герб страны, ее гимн. Эта картинка навсегда запечатлеется в его памяти. Помню, как мне самому нравился предмет патриотической направленности «Моя Родина — Беларусь». Все, что тогда было услышано, невозможно забыть или переделать. Во время взросления мы пользовались учебниками, где еще не были изжиты перекосы 1990-х годов, часть материала была полна радикальных тезисов, националистических посылов. Так вот их было впоследствии очень тяжело искоренить во время учебы в вузе. Поэтому так важно вкладывать в растущее поколение правильные мысли, следить за тем, чтобы духовная и нравственная сферы не уходили на второй план, были важнее материальных ценностей. Выросло целое поколение так называемых граждан Земли, у которых размыты границы мира, забылось такое понятие, как Родина. В моем детстве учителя каким-то волшебным образом умели прививать школьникам любовь к родной земле. Удается ли это современным педагогам? Да, начали больше говорить о патриотизме, но зачастую подходы формальные. Это в корне неправильно. Тут очень важно заинтересовать молодых людей, подойти к этому вопросу креативно, красочно, интересно! Благо, что сегодняшний школьник, учащийся, студент не чувствуют себя обделенным в информационном плане. И об этом тоже говорил Глава государства! Ведь еще два десятка лет назад о таком доступе к информационным образовательным ресурсам можно было только мечтать. Благодаря этому многие молодые люди понимают, что Беларусь сегодня впереди многих европейских государств по различным параметрам: уровню социальной защищенности, развитию инфраструктуры, благоустроенности, комфорту жизни. Наш Президент совершенно справедливо отметил, что в работе педагога нет мелочей. Если не будет достойной молодежи — не будет и нашей страны, некому будет учить, лечить, строить и так далее. Нужно быть со школьниками и молодежью честным и открытым! Наши оппоненты любят говорить, что голос народа не имеет веса. Это не соответствует действительности! Педагоги — большая движущая сила, от которой зависит будущее государства. Самое главное — заниматься созидательным трудом. Только вместе, сообща мы можем добиться процветания белорусской земли!

Александр БАРАНОВ, доцент кафедры экономической теории и мировой экономики ГГУ имени Франциска Скорины:

— Еще раз убедился, что Республиканский педсовет является важным стратегическим мероприятием, определяющим будущее нашей системы образования, а значит и будущее нашей страны. Полагаю, что подход отдельных стран к системе обучения как сфере услуг в корне неверный, уместно вспомнить опыт СССР, когда система образования и воспитания была основой социально-экономического развития.

Президент нашей страны Александр Лукашенко справедливо назвал патриотизм фундаментом образования. В современной Беларуси патриотизм играет ключевую роль, поскольку он способствует формированию национальной идентичности, укреплению гражданского сознания и поддержке государственных ценностей.

Когда во времена Советского Союза мы запустили первый спутник, первого человека в космос — специалисты из стран Запада приезжали к нам изучать опыт обучения школьников и студентов. И тогда же стало понятно, что важнейшим императивом этого опыта является социальное равенство. Не случайно Президент отметил, что при всех донастройках и инновациях неизменным должен остаться базовый подход — непременно равный доступ к получению образования для всех.

В современном обществе рост информации и информационного производства, усложнение технических и программных средств обработки информации, возрастающая инновационная активность, усложнение квалификационного труда даже в традиционных отраслях экономики приводят к росту спроса на образование и как результат актуализируют потребности в его совершенствовании. Ключевым аспектом становится трансформация образования в соответствии с условиями и потребностями нового информационного общества. Президент отметил актуальность развития междисциплинарных специальностей в новых инновационных отраслях.

Полагаю, что успешное сочетание фундаментальных традиционных ценностей, которые мы сохранили, и новых направлений, которые мы можем освоить за счет гармоничного развития системы образования и науки, позволит нам и дальше строить сильную и процветающую страну для народа, страну, которой гордимся мы и будут гордиться наши дети.

bizyk@sb.by,

vrublevskaya@sb.by,

valchenko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter