Как в БГУ развивают международное образовательное сотрудничество

Учеба без границ

По данным мировых рейтингов, среди 30 тысяч высших учебных заведений планеты Белорусский государственный университет входит в 1 % лучших из них. Как этого удалось добиться и какие перспективы открываются перед студентами и научными сотрудниками вуза? Об этом беседа с проректором по учебной работе и интернационализации образования Константином Козадаевым.

Фото пресс-службы БГУ

И тогда, и сейчас — в мировых лидерах

— За сто лет работы главный университет страны успел обзавестись международными связями на всех континентах. А с чего все начиналось?

— Известно, что первые зарубежные контакты БГУ были установлены с Лейпцигским университетом в 1923 году. Были налажены творческие связи с Краковской академией наук, обществом имени Т. Г. Шевченко во Львове, Варшавским научным обществом, Виленской публичной библиотекой. Начался обмен научными изданиями с университетами и научными учреждениями Польши, Германии, Франции, Чехословакии, Англии, США и даже Японии. Ученые БГУ были желанными участниками научных конференций высокого уровня, которые проводились в странах Европы.

— Какие основные направления международного сотрудничества в БГУ можно выделить сегодня?

— Мы акцентируем внимание на ведущих вузах мира. Так, нами были подписаны двусторонние документы с Пекинским университетом (согласно авторитетному международному рейтингу QS, занимает 2-е место в КНР и 23-е в мире), Шанхайским университетом Цзяотун (4-е место в Китае и 47-е в мире). Ведется работа по подписанию документов с Университетом Цинхуа (крупнейший и наиболее престижный университет КНР, который в 2021 году отмечает свое 110-летие). Давним и близким партнером является Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова.

Кроме того, БГУ входит в состав Европейской ассоциации университетов, программы «Балтийский университет», Сети университетов региона Балтийского моря, Ассоциации вузов Беларуси и России. Мы принимали участие в создании Евразийской ассоциации университетов и региональной сети STAR-NET «Образование и подготовка специалистов в области ядерных технологий».

Теорию — в практику

— Что представляют собой международные центры на базе вашего университета?

— У БГУ есть несколько информационных центров в Китае и Турции, которые распространяют информацию о нашем учебном заведении, проводят профориентацию абитуриентов, помогают привлекать на обучение иностранных студентов. Результаты заметны по растущему числу обучающихся из-за рубежа.

В самом БГУ организованы центры другой направленности. Например, недавно был открыт кабинет индийской культуры на факультете социо­культурных коммуникаций. Есть у нас Центр японского языка, Оманский центр арабского языка и культуры, Центр исследований корейского Института короля Седжона и другие. Работает Республиканский институт китаеведения имени Конфуция.

— Какие международные проекты у вас сейчас реализуются?

— В среднем за последние 5—7 лет ежегодно выполнялось порядка 30 образовательных и 25 научных проектов, финансируемых по линии международных программ и фондов. Отдельно идут инициативы совместные с зарубежными партнерами в рамках международных конкурсов Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований. Их выполняется около 90 каждый год.

На факультете географии и геоинформатики разработаны новые учебные программы в области демографии, открыт компьютерный класс-лаборатория по геодемографии, закуплена современная литература, преподаватели прошли стажировки за рубежом.

На химическом факультете была запущена новая учебная программа «Зеленая химия», в преподавании которой принимали участие иностранные специалисты. Кроме того, благодаря проекту, финансируемому ­МАГАТЭ, на факультете был создан уникальный в своем роде кабинет симуляции управления реактором. В ближайшее время на химическом факультете откроется новая магистерская программа «Ядерная и радиационная безопасность», которую планируют реализовать в сетевой форме. Подобный подход дает возможности осваивать образовательную программу с использованием ресурсов шести белорусских и четырех зарубежных университетов. Это несомненно внесет существенный вклад в развитие отрасли ядерной энергетики нашей страны на данном, весьма важном, этапе ее становления.

На механико-математическом факультете была открыта первая в Беларуси лаборатория 3D-технологий (FABLAB). Она оснащена 3D-принтерами, 3D-сканерами, 3D-ручками, различными станками и инструментами, которые позволяют студентами на практике осваивать производство аддитивных технологий. Созданию FABLAB предшествовал цикл учебных визитов в зарубежные университеты, где наши преподаватели изучали международный опыт подобных структур. Важно знать, что FABLAB внес вклад в борьбу с коронавирусом: на его оборудовании в 2020 году выпускались защитные маски и детали ИВЛ, они передавались безвозмездно в больницы страны.

Готовы делиться знаниями

— Какие специальности востребованы у зарубежных учащихся больше ­всего?

— Сегодня у нас более 4000 иностранцев, причем среди них достаточно много магистрантов. Самые популярные специальности у них — экономического и гуманитарного профилей. Традиционно у нас пользуется спросом обучение русскому языку, русской филологии, чуть менее популярны изучение английского и других языков и смежные с этим специальности (международные отношении, международное право, современные иностранные языки). Всегда много желающих изучать экономику, менеджмент, журналистику, юриспруденцию. Тренд последнего года — большое число абитуриентов, которые хотят поступить в магистратуру по искусствоведению.

— Какие перспективы открываются у белорусских студентов за рубежом благодаря международному сотрудничеству?

— Наши ребята могут получить второй диплом, например, московских вузов. Недавно мы открыли совместные магистерские программы по истории с МГУ имени М. В. Ломоносова, по юриспруденции с Российским университетом дружбы народов. Обширные возможности и по академической мобильности: можно обучаться в течение 1—2 семестров в иностранном университете и участвовать в летних школах. Довольно часто студенты выезжают за рубеж в рамках двусторонних договоров БГУ, в первую очередь с университетами Китая, Южной Кореи, Японии, Узбекистана и некоторыми странами Европы. К сожалению, из-за пандемии мобильность затруднена.

В целом мы даем возможность обучающимся получить лучшее образование, создать собственную индивидуальную траекторию получения знаний и встроить туда обучение в лучших университетах мира. То, как выпускники воспользуются полученным, зависит от них самих.


Чжан Сюнь, магистрант филологического факультета БГУ:

— Прежде чем приехать учиться в Беларусь, я отслужил два года в китайской армии. Сначала подумывал об учебе в Москве. Но в итоге выбрал Минск. Почему БГУ? Это лучший вуз в Беларуси. Он известен у нас в Китае как университет, дающий фундаментальное образование на очень высоком уровне. Меня привлек его рейтинг и отзывы других китайских студентов.

Учеба на филологическом факультете полностью оправдала мои ожидания. Тут работают специалисты высокого уровня, а отношение к иностранным студентам очень внимательное. Признаюсь, все пять лет я чувствую поддержку преподавателей и руководства факультета. Проводится много мероприятий, насыщенная студенческая жизнь. Поэтому хорошие отношения сложились и с белорусскими, и с другими иностранными студентами.

После окончания университета планирую заняться бизнесом в области развития белорусско-китайских отношений. Не секрет, что в нашей стране большим спросом пользуются белорусские продукты. Особенно ценятся говядина, молоко и шоколад. Знаю, что местные предприятия заинтересованы в наращивании экспорта. Я уже всерьез занялся изучением этой темы. Еще одно перспективное направление — налаживать культурный и образовательный обмен между нашими странами. С одной стороны, это помощь молодым китайцам в поступлении в белорусские вузы. А с другой, помощь белорусским ребятам в Китае. Так, уже не раз мои друзья-танцоры из Минска выступали на китайской сцене, участвовали в конкурсах и становились лучшими в этом деле.

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

В Минск осенью 1928 года приехал профессор-физик Яков Громмер, ученик Альберта Эйнштейна. Кроме того, в те годы из Австрии на работу в БГУ прибыл профессор математики Ц. Л. Бурстин, а из Чехословакии после долгих уговоров — известный филолог Н. Н. Дурново. Поддерживая связи с европейскими учеными, сотрудники БГУ в 1929-м телеграммой искренне поздравили Эйнштейна с 50-летием. А тот, в свою очередь, откликнулся стихотворным ответом своим белорусским коллегам.

kurak@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter