Уборть — жертва мелиорации?

Только ли в рыбе дело?
Только ли в рыбе дело?

Статья «Отчего гибнет рыба в реке Уборть?» («СБ», 10 августа) вызвала эмоциональные и противоречивые отклики. Строго говоря, то была не статья, а изложение тревожного письма жителя г. Лельчицы Александра Москалевича, в прошлом педагога, милиционера, ныне пенсионера. Цитата: «В разгар лета над Полесьем висит смрад — гниет рыба, гибнущая в реке Уборть. От границы с Украиной до самой Припяти — почти на 200 километров! — поверхность воды покрыта полуживыми и мертвыми язями и сомами. Десятки тонн рыбы!.. Между тем эта катастрофа повторяется из года в год уже более двадцати лет».

Называлась вероятная причина бедствия: неконтролируемый или плохо контролируемый сброс воды из водохранилищ на сопредельной украинской территории. Гниение затопленных трав в теплой воде (их перестали выкашивать после Чернобыля) и вызывает, по мнению автора, массовый мор рыбы.

«Все изложенное в статье — абсолютно верно! — вторит другой житель Лельчиц Иван Карпович. — Я вырос на реке Уборть и знаю о ней практически все. В детстве мы понятия не имели о подобных явлениях. Луг был выкошен до травинки два раза в сезон. Плотогоны гоняли плоты с лесом до Припяти. Было очень много туристов, которые спускались по реке на байдарках и плотах. Затем ситуация резко изменилась...»

Анализируя причины, автор письма демонстрирует не только солидарную озабоченность, но и серьезные познания в гидрологии. «В верховьях со стороны Украины река была спрямлена, что в несколько раз увеличило скорость потока воды. Из разговора со специалистами выяснил, что уклоны местности на территории Украины гораздо больше, чем на нашей территории. При выпадении обильных осадков стоки стремительно заполняют пруды и водохранилища до критических уровней. С целью их сохранения воду сбрасывают до НПУ (нормального подпорного уровня). А на территории Лельчицкого района происходит резкое торможение потока: перепады здесь намного меньше. Потом — гниение поймы и гибель в ней всего живого...»

Автор подчеркивает, что руководители района во главе с председателем исполкома Виктором Гомолко не оставили проблему без внимания: выезжали на затопленную пойму и все видели собственными глазами. Но И.Карпович, как и А.Москалевич, полагает, что проблему можно решить лишь на международном уровне: «Это явление — проблема не только реки Уборть, но и других притоков Припяти и ее поймы: аналогичное бедствие происходит везде... Если Запад считает, что в Полесской низменности вообще нельзя заниматься никакой хозяйственной деятельностью, т.к. она является «кухней погоды» для европейского континента, то пусть и поможет в решении проблемы...»

Анатолий Кашевич из деревни Краснобережье того же района видит проблему по–житейски: «Статья привела в раздумье многих земляков–полешуков... Ведь вонь и поныне стоит не только над Убортью, но и над всеми окрестностями (отклик поступил в редакцию 23 августа. — В.П.). Москалевич очень правильно поднял вопрос. Нет никакого преувеличения масштабов катаклизма: многое я мог бы и добавить. Размножились кусливые комары, которые липнут ко всему живому. А сколько овощей с огородов полешуков уплыло в Припять! Это повторяется из года в год...»

Анатолий Полын из Лельчиц пытается смотреть в корень: «Мелиорация, так называемое дело всенародное, велась в районе во времена Советского Союза с неуважением к человеку и природе. За деньги, которые им выделялись, мелиораторы готовы были мелиорировать все и вся, не задумываясь о последствиях. О далеко не безобидных последствиях на примере совхоза «Ударный» еще в 1983 году писал журнал «Родная прырода»... Изумляющая своей красотой Уборть стала заложницей и жертвой мелиорации. Образно говоря: три капли воды лишние — и река выпрыгивает из берегов, три капли не хватает — и река просит пить. Мелиорация с недоделками и просчетами ее организаторов нарушила природный баланс, складывавшийся тысячи и миллионы лет».

Автор также предлагает привлечь для решения проблемы административно–финансовый и научный потенциал, объединив его с «созидательным потенциалом местного населения, полешуков». Серьезные предложения по восстановлению водного баланса выдвигает и сам.

Но его фантазия, сдается, бьет через край: «Лельчицкий район имеет огромный рекреационный потенциал. Основа — натуротерапия. По моему осторожному предположению, район может принять как минимум 50 тысяч туристов в год. Может быть, в два–три раза больше. Нужна инфраструктура. Уборть и прилегающие территории — важнейший элемент этой инфраструктуры. Если привлечь центр высоких технологий по гармонизации взаимодействия человека с окружающим миром, на этой территории можно создать комплекс международного уровня «Бриллиант Полесья»... Вложения окупятся!»

Фантазии автора оправдывают его переживания, боль за родную землю, его финальное восклицание: «Неужели Беларусь настолько богата, чтобы позволять себе такие потери! Было бы интересно знать мнение государственных структур».

Печально, что именно из специализирующихся на проблемах гидрологии структур отклика не последовало. Поступило лишь письмо из Госинспекции охраны растительного и животного мира.

«Природный механизм явления таков, — говорится в письме. — Вода, вышедшая после ливней из русла реки на заболоченную пойму, смешивается с обедненной кислородом болотной водой. При высокой температуре происходит интенсивное гниение отмирающей растительности, вследствие чего содержание кислорода в воде продолжает снижаться, что и приводит к замору. Никакого отношения к сбросам воды из водохранилищ, как указано в статье, явление не имеет и иметь не может по причине отсутствия таковых на реке Уборть. Летние заморы на реке отмечаются не только за последние 20 лет, но за все время ихтиологических наблюдений...»

Говорится, что силами местных лесхозов были приняты меры по утилизации погибшей рыбы, отлову и перевозке живой в другие водоемы. Явление, однако, отнюдь не только вредоносное. Цитирую далее: «Следует отметить, что после заморов рыбные запасы в водоемах очень быстро восстанавливаются. Подверженные периодическим заморам водоемы имеют более высокую по сравнению с другими рыбопродуктивность — примером чего может служить озеро Червоное. Это объясняется дополнительными поступлениями в воду биогенных элементов из отмирающих организмов...»

Не мне спорить. Но при всем уважении к этой точке зрения рискну заметить. «СБ» и автор этих строк лично не раз рассказывали о доблестях госинспекторов в выслеживании и поимке браконьеров. Пока живы враги природы, будем рассказывать и впредь. Но подозреваю, что «следственного» опыта инспекторов маловато, чтобы оценить проблему во всем комплексе: мелиорация, водохранилища, водосброс, затопление пойм — последствия не только для рыбы, но и всех биоресурсов, включая культурные. Чтобы осмыслить это с научной точки зрения.

Ведь противоречие налицо. Полешуки бьют тревогу: «Раньше было иначе! Надо спасать природу, что–то делать!» Ведомство успокаивает: «Ничего страшного. Так было всегда». Кто прав? Вот почему отклики я назвал противоречивыми.

Автор этих строк лично приложил руку к мелиорации, когда в составе студенческого отряда прокладывал осушительные каналы. И даже к ее пропаганде — когда писал об этом в молодежной газете. Да, тогда советское общество больше заботило расширение посевных площадей, нежели экология. В целом гидротехническое строительство охаивать глупо. Вилейская гидросистема, например, подарила нам то, чего в природе не было: водохранилища, полноводные рукотворные реки, прекрасные места отдыха... Но были, очевидно, и просчеты.

Поэтому хотелось бы услышать оценку ситуации, например, из Института комплексного использования водных ресурсов, из Минприроды. Возможно, не сейчас — позже. Сезон летнего замора прошел, подождем следующего лета? Надеемся, что наши читатели и патриоты своей земли, чьи мнения были приведены, в нужный момент известят редакцию о начале очередного бедствия — паводка, гниения растительности, замора. Обещаем: приедем, увидим собственными глазами и потом привлечем всех, кто поможет проблему осмыслить со всех сторон. Может быть, «фантазии» Анатолия Полына относительно «Бриллианта Полесья» не так уж наивны?

Фото Александра КУЛЕВСКОГО, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter