Как отбывают наказание осужденные девушки

У тюрьмы не девичье лицо

Жалею ли я о том, что произошло, спрашиваете вы? — шестнадцатилетняя Екатерина смотрит прямо мне в глаза. Осужденная по статье 328 Уголовного кодекса за распространение наркотиков, она уже выплакала все слезы и о произошедшем говорит смело. — Даже невозможно себе представить, что я могу подобное сделать еще раз. Желания нет уж точно! 


Катя — одна из почти 20 девушек, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте и отбывающих наказание в исправительном учреждении «Исправительная колония № 4» Гомеля. Среди них подавляющее большинство — за распространение наркотиков. Назначенные сроки наказания — от 6 до 10 лет. По юношеским меркам — огромный срок. Теперь девчонки расставили все жизненные приоритеты: на первом месте семья и учеба. Погоня за легкими деньгами осталась в прошлом…

— Все начиналось с легкого общения в социальных сетях, — вспоминает Мария, одноклассница Екатерины. — Кто-то из знакомых предложил сделать закладку наркотиков. Заплатили. Я успела сделать три или четыре закладки, и меня задержали сотрудники милиции. Сколько денег заработала? Немного! Оказалось, не в деньгах счастье.

Мария рассуждает по-взрослому, хотя еще школьница. И здесь, в исправительном учреждении, продолжает учиться в филиале средней образовательной школы № 34 Гомеля для несовершеннолетних осужденных. Те же школьные предметы и учителя, парты и единообразная школьная форма. Вот только одноклассники все — с такими же проблемами. От прошлой жизни друзей не осталось совсем. Ни одного!

На связи только матери и отцы. Осужденным разрешены длительные и краткосрочные свидания, а также четыре обычных телефонных звонка и два видео­звонка в месяц. Именно в эти минуты девчушки понимают, как далеко оказались от семьи и окружающего мира. Все как одна говорят, что вернутся в общество совсем с другими планами и намерениями — добрыми и честными.

Но эта дорога неблизкая. На базе исправительного учреждения созданы несколько школ и центров (центр «Доверие», «Школа социальной адаптации», группа «Счастье материнства», «Школа счастливой семьи», «Женский клуб»), а также ведутся профилактические программы по формированию здорового образа жизни.

Эта гомельская колония считается женской. В 1960 году на ее территории появился дом ребенка для детей до трех лет, чтобы осужденные матери могли сами воспитывать младенцев. А с 1965-го было принято решение о содержании в колонии исключительно женщин, попавших под суд впервые.

Сегодня, как отметил начальник колонии подполковник внутренней службы Денис Толстенков, средний возраст осужденных в исправительном учреждении — 30—40 лет. Около 20 процентов отбывают срок заключения за распространение наркотиков, около 30 — за тяжкие преступления, около 10 — по различным статьям Уголовного кодекса, а остальные — по статье 174 («Уклонение родителей от содержания детей либо возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении»). Проще говоря, ведущие асоциальный образ жизни. Кстати, есть и взрослые женщины, которые здесь, в филиале школы, получают среднее образование.

Территория колонии разделена на жилую и производственную. В жилой расположены общежития для осужденных, банно-прачечный комбинат, медчасть, столовая и магазин, клуб, общежитие для больных туберкулезом, дом ребенка, общежитие для проживающих совместно с детьми.

— Сейчас в доме ребенка воспитываются 19 деток. Четыре мамы проживают совместно со своими детьми, — рассказывает Денис Анатольевич. — Это сделано для того, чтобы за время отбывания срока заключения мать не отрывалась от ребенка. Чтобы получила навыки ухода за ним, сохранила материнские чувства и после освобождения могла и была готова нести полную ответственность.

Проект по созданию условий для совместного проживания осужденных женщин с детьми был реализован в колонии только в 2019 году. По инициативе Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел модернизировано старое здание, проведен капитальный ремонт. Появились жилые секции, комнаты для воспитательной работы, спортивная и прогулочная площадки.
— Надо понимать, что жизнь женщины без ребенка неполноценна. И если осужденная имеет ребенка, то надо создать все условия, чтобы через материнскую любовь она смогла увидеть в жизни множество важных нравственных и духовных целей, — подчеркнул заместитель начальника Департамента исполнения наказаний МВД полковник внутренней службы Владислав Мандрик. — Я больше скажу: через любовь к детям возвращаются к жизни и осужденные мужчины. 
Кстати, мужчины бывают очень сентиментальны. Недавно я стал свидетелем необычной ситуации во время дня открытых дверей в исправительной колонии № 3. Пока гости рассматривали спортгородок под открытым небом, десятилетняя дочка одного из осужденных, обняв отца, уснула у него на руках. Мы дали ему одеяло, чтобы не будил девочку и она как можно дольше побыла на руках у папы.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter