Несмотря на то что сейчас я снова очень занят, телевизор, конечно, время от времени смотрю. На днях, например, включил его ради картины Димы Зайцева «Цветы провинции» по сценарию Георгия Марчука, за которую они оба получили Госпремию. Пересмотрел с удовольствием. Как вы, наверное, уже знаете, недавно «Неприкосновенность», наш с Димой фильм, взял Гран–при международного фестиваля детективного кино в Москве, а теперь мы готовимся к новой совместной работе: хотим снять картину по сценарию нашего известного драматурга Анатолия Делендика о любви в стенах онкологической клиники. Так что, видимо, не случайно в телепрограмме новой недели я сразу приметил «Одинокий остров» в субботнем эфире СТВ. Мелодраму белорусско–литовско–эстонского производства, в которой снимались Игорь Сигов, Валерия Арланова, Вероника Пляшкевич. Все чаще наши актеры появляются на экране в ролях не второстепенных, могу и в дальнейшем пожелать им такой же востребованности. Хотя только по этой причине мы с Дмитрием Зайцевым не можем приступить к съемкам прямо сейчас. В главных ролях нашего следующего фильма будут заняты Вера Полякова и Игорь Сигов — осталось дождаться, когда у обоих найдется время между другими съемками и спектаклями, чтобы они могли встретиться у нас на площадке.
Первым же телепроектом, для которого я специально найду время в своем рабочем графике, станет вечерняя программа Владимира Орлова «Люблю и помню». Во вторник вместе с ним буду вспоминать ушедшего от нас два года назад Ростислава Янковского, в среду — младшего Николая Еременко. Только увидел их имена — и столько картинок из прошлого закрутилось в голове. С Ростиславом Ивановичем я сотрудничал трижды. С Николаем Николаевичем снимал его первый и единственный режиссерский фильм — «Сын за отца». Кстати, только там можно увидеть отца и сына Еременко вместе, до сих пор для меня больная тема, что и их уже нет... Ну а Владимир Орлов — мастер фильма–портрета. Надо ли говорить что–то еще, чтобы переключиться на «Беларусь 3» за час до полуночи?
Вообще–то в эти дни я смотрю совсем другое кино. Поскольку пишу рецензии на дипломные работы операторов, которые покидают нашу академию искусств. И, увы, в который раз убеждаюсь, что никакое развитие технологий не заменит человека за камерой, пусть теоретически она уже способна все сделать сама, достаточно лишь нажать на кнопку. Современное кино превратилось в какой–то высокотехнологичный аттракцион, в каждом фильме в обязательном порядке пролетает квадрокоптер, и кто–то даже называет это искусством. Но настоящее искусство, к счастью, пока в свободном доступе. Включите канал «Россия–Культура» в пятницу вечером или рано утром в субботу, посмотрите «Мост Ватерлоо» Мервина ЛеРоя. Не важно, кто вы — молодой режиссер, оператор или всего лишь зритель, будете благодарны мне за этот совет. А еще раз убедитесь, что истинные шедевры вечны, с картиной Андрея Тарковского «Иваново детство» в воскресном эфире СТВ в 13.45 или в полночь. К слову, дебютом Тарковского в большом кинематографе. И операторской работой Вадима Юсова, которую до сих пор считают образцом многие киномастера во всем мире.
Будущим же профессионалам можно начать с просмотра драмы Ильи Трауберга «Голубой экспресс» 1929 года. Канал «Беларусь 3», пятница, 15.30. Минимум технических возможностей — а сколько динамики. А в субботу в вечернем эфире этого канала нас ждет сюрприз. Уверен, немногие видели постановку оперы Олега Залетнева «Михал Клеофас Огинский. Неизвестный портрет» в версии Молодечненского молодежного музыкального народного театра. Собственно, других версий пока что нет, а так хотелось бы, чтобы большие театры внимательнее присмотрелись к национальной музыке.
cultura@sb.by