Как изменится ситуация на дорогах после отвязки дорожного налога от ТО
13.10.2018 08:14:00
Татьяна СЕДУНОВА
На днях стало известно, что так называемый дорожный налог — уплату госпошлины за выдачу разрешения на участие автомобиля в дорожном движении — отвяжут от техосмотра. Начиная с июня 2019-го водители смогут оплачивать его в несколько этапов на срок от одного месяца. Наконец-то разрешится спор между теми, кто управляет авто регулярно, и водителями, которые используют транспорт сезонно. За «дорожной реформой» кроется и еще одно важное изменение — на дорогах хоть немного станет безопаснее.
Напомним, автомобилисты разделились на два лагеря с 2014 года, когда была введена пошлина. Одни спокойно ездили по дорогам со всеми документами, другие старались ускользнуть из поля зрения сотрудников ГАИ. Логика вторых понятна: чтобы пройти техосмотр, нужно было предъявить квитанцию об оплате. Именно в этом и был камень преткновения: из-за высокой стоимости, которая варьировалась от 2 до 25 базовых величин (от 49 до 612,5 рубля) в зависимости от типа транспортного средства и его разрешенной максимальной массы, водители попросту не проходили положенный ТО. Штраф при этом за единичное нарушение — от одной до трех базовых величин. Арифметика проста: за первое «попадание» без техосмотра нужно заплатить в госказну 24,5 рубля. Выгоднее, чем рассчитаться с госпошлиной и пройти техосмотр. К такому выводу пришли те автовладельцы, кому «везло».
К слову, в УП «Белтехосмотр» посчитали: с 2014 года количество машин, проходящих ТО, существенно сократилось. Даже если сравнивать 10 месяцев этого года и такой же период 2017-го, законопослушных стало меньше почти на 9 процентов. В среднем же сокращение составило около 10 процентов. Вот пример: из всех зарегистрированных автомобилей сертификат о прохождении ТО был лишь у половины…
Теперь ситуация изменится. Дифференцированная оплата снимет все эти вопросы. Как будет работать система контроля за плательщиками, пока неясно. Но очевидно одно — игнорировать техосмотр водители станут гораздо реже. От 9 до 40 рублей (в зависимости от транспорта) у владельцев машин найдется. Пусть ТО не панацея от всех бед, но на дорогах станет все-таки хоть чуть-чуть безопаснее.
Припоминаю в этой связи случай, который произошел в декабре прошлого года у торгового центра «Замок» в Минске. Тогда грузовик сбил на пешеходном переходе 11-летнюю девочку, которая от полученных травм погибла. У автомобиля отказали тормоза, это и стало причиной аварии. Потом выяснилось: хозяин несколько лет не проходил техосмотр, потому что экономил деньги. И пусть на фоне других аварий такие причины — редкость (за девять месяцев этого года из более 2,3 тысячи ДТП лишь 15 произошли по причине непройденного техосмотра), за каждой из них стоит конкретный человек. И если спасенных жизней станет даже на 15 больше, это уже достижение.
bizyk@sb.by