Гомельским кондитерам удалось нарастить экспорт, несмотря на потерю части рынка

У импортеров — хороший вкус

Темп роста экспорта 102,8 процента, поставки в 19 стран — гомельским кондитерам удалось нарастить внешние продажи

Руководство СП ОАО «Спартак», крупнейшего производителя сладостей в регионе, над диверсификацией экспорта работает не первый год. Сначала бурной торговле во всех направлениях мешал тотальный мировой карантин, а с этого года добавилось политическое влияние на географическое происхождение потребляемых в некоторых государствах шоколада и карамели. Белорусские производители не только сумели заинтересовать своей продукцией новые страны и даже континенты, но и сделали все, чтобы предложить достойную альтернативу импортной продукции.

Наталья Кохно, оператор линии.

Лучше с каждым годом

Волшебные ароматы из детства окутывают еще на улице, вдоль которой расположены производственные площадки «Спартака». На деле же за всей этой сладостью — выверенная работа специалистов и тщательно подобранного оборудования. Генеральный директор предприятия Татьяна Лисицина подчеркивает:


— Программа технического перевооружения, механизации и автоматизации производственных процессов в СП ОАО «Спартак» разрабатывается ежегодно. На 2023-й тоже есть свои планы. В частности, приобретена линия по производству и упаковке плиточного шоколада. Ее производительность — 1,5 тонны в час. Это позволит нам расширить ассортимент выпускаемой конкурентоспособной продукции. Окончание монтажных и пусконаладочных работ, а также ввод линии в эксплуатацию намечены на I полугодие 2023 года.

В планах также приобретение и ввод в эксплуатацию транспортной системы для перемещения палет с продукцией из главного производственного корпуса на склад готовой продукции. Сейчас используются ящики и транспортерные ленты, что требует много ручных операций. 

— Поддон будет транспортироваться по автоматической транспортной системе до склада готовой продукции, — объясняет руководитель. — Это позволит оптимизировать процесс, упростить учет, снизить долю используемого ручного труда и уменьшить затраты на транспортно-складские операции.


Вместо Европы — Азия и Африка

Объемы производства прибавляют год от года, увеличивается и экспортный показатель. Причем в 2020 году, когда весь мир застыл в карантинном затишье, на «Спартаке» занялись масштабным изучением альтернативных рынков, при первой возможности возобновив отгрузку, и уже к концу года задачи по экспорту были перевыполнены — 130 процентов к 2019 году. Через год цифру 2020‑го удалось практически удвоить. Прошлый год поставил еще более сложные условия для развития, но «Спартак» все равно прибавил, приводит цифры Татьяна Лисицина:

— Темп отгрузки за 2022 год на экспорт по отношению к 2021-му составил 102,8 процента в натуральной форме. Отгрузки осуществляются на рынки 19 стран. Основным условием развития экспортных поставок и увеличения объема отгружаемой продукции является диверсификация рынков сбыта.

Отгрузки сладкой продукции осуществляются на рынки 19 стран. Диверсификация рынков сбыта — необходимое условие перспективного развития экспорта.

Настоящим прорывом для гомельской кондитерки в недалеком прошлом стал выход на китайский рынок. Для азиатских традиций шоколад — продукт не самый привычный, поэтому пришлось постараться, чтобы завоевать своего потребителя в этой части света. По просьбе китайских партнеров гомельчане даже разработали новый вид шоколада с 99-процентным содержанием какао-продуктов и без сахара. С каждым годом «Спартак» наращивает свое присутствие в Китае, в 2023-м планируется увеличить объем поставок в этот регион. 

— В 2022 году заключено десять новых контрактов на поставку кондитерских изделий c контрагентами из Узбекистана, Казахстана, Греции, Турции, Вьетнама, Азербайджана, — углубляется в экспортную географию Татьяна Юрьевна. — Мы осуществляем поставки в Израиль, ищем партнеров на перспективных рынках Канады, Сербии, Ирана. Открытым и интересным для изучения рынком сбыта являются страны Ближнего и Дальнего Востока, а также поиск новых потребителей в Латинской Америке и Африке.

Но основной страной-импортером гомельской продукции остается Российская Федерация. «Спартак» планирует увеличить представленность сегментов всех групп товаров на этом рынке. Особое внимание уделяется входу в федеральные торговые сети. А кроме того, продукция фабрики достаточно активно представлена в отделениях «Почты России». 

   

Работа на опережение

Ситуация 2022 года поставила перед фабрикой еще одну амбициозную задачу — предложить аналоги импортным кондитерским изделиям. Впрочем, неожиданным вызовом для специалистов это не стало.

— Для повышения конкурентоспособности продукции и имиджа предприятия необходимо постоянно решать задачи, связанные с введением инновационных продуктов «на опережение», — подчеркивает генеральный директор. — К примеру, до 2013 года на белорусском рынке присутствовала нуга лишь импортного производства — ввиду отсутствия в нашей стране технического оборудования. 


Тогда «Спартак» приобрел и ввел в эксплуатацию технологическую автоматизированную линию по производству нуги непрерывным способом, батончиков из нуги, конфет из мягкой карамели, батончиков мюсли. Для снижения импорта в 2021 году на этой линии были выпущены импортозамещающие виды фруктовых батончиков: 

— В 2022 году была опробована новая технология изготовления конфет. Совместно с учеными продолжается разработка новых видов печенья с оптимизированным углеводным составом. В планах на 2023 год разработка нескольких видов шоколада. Всего планируется выпустить более 20 видов продукции. 


valchenko@sb.by

Фото Татьяны Кругляк


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter