В Беларуси могут ввести ограничения на использование торговых премий

У бонусов будет предел

На сайте Минторга размещен список вопросов, которые вынесены на общественное обсуждение. Среди них — проект Указа «О некоторых вопросах ограничения размеров торговой премии (бонуса) и платы за оказание услуг по продвижению товаров». Очень, кстати, любопытный документ. После прочтения его становится понятно, каким именно образом государство планирует урегулировать этот сложный вопрос во взаимоотношениях между производителями и розничной торговлей. 

Представители компаний-производителей неоднократно жаловались: рассматривая предложения, ретейлеры вытягивают из них деньги на ровном месте и без определенного финансового сопровождения сделки грозятся вообще не пустить товары на свои полки. Теперь точки над «і» собираются расставить официально. Сейчас многие производители и розничные операторы заключают договоры, где строго прописываются условия и размер доплат. Магазины таким образом выбирают тех, с кем им будет выгодно работать по ассортименту, качеству, ценам. Да, по некоторым позициям наблюдается явный переизбыток предложений. Вспомните, например, сколько у нас в стране мясокомбинатов и сколько видов продукции изготавливает каждый — глаза разбегаются. А покупатели, как правило, реагируют на цифры на ценниках, бренд, упаковку. За доплату торговля не только пустит на полку, но и разрекламирует товар, проведет дегустацию. По словам начальника управления организации торговли и услуг Минторга Виолетты Брезовской, такой формат взаимоотношений, когда торговля не работает бесплатно, существует во всем мире. Производитель получает гарантии того, что его товар не будет лежать мертвым грузом, а розница — дополнительные средства, которые может потратить на премии или покупку оборудования.

О каких суммах, точнее процентах от сумм, идет речь? Сейчас поставщики платят сетям и крупным магазинам в среднем 15% (то есть минимум — 3%, максимум — 30%). Такую вилку решили сузить и задали предельный размер по аналогии с российской практикой — не более 10% от стоимости приобретенных или продаваемых товаров без учета НДС и акцизов. В эти проценты должны войти премии и за прием товаров, контроль над запасами, продвижение, начиная от рекламы и заканчивая расфасовкой и логистическими услугами. По мнению Виолетты Брезовской, в первую очередь такой шаг должны оценить наши производители, которым не всегда по плечу тягаться с импортными конкурентами: из-за высоких бонусов многим попросту становится невыгодно работать с сетями, а для трансконтинентальных корпораций такие траты не проблема.

Если бонусы окажутся выше, обеим провинившимся сторонам придется заплатить штраф в двукратном размере разницы. Никаких других выплат быть не может, говорится в проекте президентского указа, который разработали в Минторге. Понуждение к заключению других договоров чревато штрафом до 400 базовых величин. 

— В ситуации, когда размер торговой надбавки ограничен, ничто не мешает увеличить эту самую стоимость, а бонусы получить «серым» путем, — дает свою оценку документа младший юрист международной юридической компании Cobalt Тимофей Савицкий. Он не исключает, что к каждому ограничению всегда пытаются найти свой обход. Но нужно понимать степень ответственности.

Немаловажный нюанс: величина бонусов включается в стоимость договора, но не учитывается при назначении торговой надбавки. Некоторые эксперты считают, что цены следом снизятся. Виолетта Брезовская замечает: эти премии и сейчас не «сидят» в конечных ценах. Так что не факт, что они изменятся после вступления в силу указа.

Бизнес ожидаемо выступил против новых норм. Аргумент сетей и крупных международных корпораций, представляющих производителей, — взаимоотношения прекрасно регулируются нормами гражданского права. В то же время поставщики и ряд заводов во главе с «Белгоспищепромом» считают, что ретейлерам следует поубавить аппетиты. Минсельхозпрод и Минэкономики и вовсе предложили ограничить их не 10%, а 3%. Правда, обосновать эти цифры не смогли. МНС и Минфин согласовали проект указа без замечаний. Ни одного предложения пока не пришло и на электронную почту в Минторг. Тем не менее в ведомстве сейчас готовят поправки, которые касаются юридических аспектов. Обновленный вариант снова обсудят с заинтересованными сторонами. До 15 марта документ должны отправить на рассмотрение в Совмин.

m_druk@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter