Предприятия «Белгоспищепрома» возобновляют работу по организации промышленного туризма

Туризм: вкусно и познавательно

После снятия ковидных ограничений предприятия «Белгоспищепрома» вновь открывают двери для промышленного туризма. Окунуться в сладкую жизнь во время туристической экскурсии на несколько часов с недавнего времени снова возможно. Например, на предприятии «Коммунарка». Здесь можно ознакомиться с особенностями производства кондитерской продукции, побывать в современных цехах высокой степени автономности и продегустировать конфеты и шоколад. Как и ранее, такие экскурсии пользуются популярностью не только среди школьников и взрослых, но и владельцев компаний, которые ищут возможности для кооперации. Вместе с тем новую волну коронавируса не стоит сбрасывать со счетов. О том, как сочетать меры предосторожности с приемом гостей на производстве, как работает фабрика в условиях внешнего давления — в материале корреспондентов «Р».

Несмотря на мировые трудности, СОАО «Коммунарка» работает в непрерывном режиме, оперативно реагируя на все изменения.

Пройти путь какао-бобов

Фабрика «Коммунарка» одной из первых в 2015 году занялась организацией промышленного туризма. С этого времени ежегодно предприятие посещало около 9—10 тысяч человек. Однако коронавирус внес свои коррективы в привычное положение дел. И с марта 2020 года тут временно приостановили проведение экскурсий.

— Только в июне текущего года после долгого перерыва предприятие снова открыло свои двери для туристов, — рассказывает заместитель генерального директора по коммерческим вопросам Светлана Гонтарева. — Сегодня один из флагманов кондитерской отрасли страны знакомит гостей с историей белорусских сладостей, уникальными шоколадными картинами и, конечно, процессом производства знаменитых конфет и шоколада. 

При этом экскурсии рассчитаны не только на детей, но и на туристические и профессиональные группы. И здесь сегодня действительно есть на что посмотреть — это современное предприятие, выпускающее более чем 300 наименований продукции. Среди них шоколад, конфеты, какао-порошок, вафли. 

Фабрика «Коммунарка» одной из первых занялась организацией промышленного туризма.

— Мы демонстрируем изготовление продукции на инновационном оборудовании самого высокого стандарта. Большинство производственных этапов автоматизированы. Наше предприятие приглашает посетителей пройти по пути какао-бобов от какао-дерева до полки магазина и узнать, как в Беларуси зародилась кондитерская промышленность. Здесь можно не только послушать историю, но и увидеть, как замешивается шоколадная масса, разливается по формам, охлаждается и упаковывается. Увидеть это возможно во время посещения нашего шоколадного, конфетно-шоколадного и конфетного цехов.

Как отметила Светлана Гонтарева, основные маркетинговые задачи по реализации проектов организации промышленных экскурсий связаны, во-первых, с поддержанием имиджа и бренда компании, а во-вторых, с формированием общественного мнения о производимых товарах:

— Промышленный туризм повышает конкурентоспособность предприятия, а также формирует лояльность потребителя. Затратная часть покрывается стоимостью билетов. 

Изготовление продукции на инновационном оборудовании высокого стандарта.

Вместе с тем на данный момент в стране ожидают новую волну коронавирусной инфекции, которая снова может ограничить возможность посещать такие места, как кондитерская фабрика. При этом уже сейчас на «Коммунарке» сделано немало для поддержания контроля за эпидемиологической ситуацией:

— Мы сделали все возможное для того, чтобы усилить противоэпидемиологические меры. На входах в цеха стоят автоматизированные санитайзеры. Сотрудники надевают халаты, маски, перчатки. Аналогичные требования и к нашим посетителям, включая обязательное надевание бахил. Если говорить о перспективе новой волны коронавируса, то предприятие будет адаптироваться к ситуации, усиливать меры предосторожности и безопасности либо временно приостановит проведение экскурсий до стабилизации эпидемиологической обстановки.

С начала 2022 года фабрика произвела около десяти дополнительных позиций продукции.

Вовремя сменили поставщиков

Говоря о том, как сработало предприятие с начала года, Светлана Гонтарева отметила, что «Коммунарка» осуществляет поставки в такие страны, как Россия, Китай, США, Израиль, Армения, Азербайджан, Болгария, Германия, Грузия, Казахстан, Латвия, Молдова, Монголия, Узбекистан, Украина: 

— Экспортные поставки имеют положительную динамику. Темп их роста за первое полугодие текущего года к аналогичному периоду прошлого составил 105 процентов в стоимостном выражении. На внутренний рынок темп роста отгрузок стал на уровне 125 процентов в стоимостном выражении. Ежегодно фабрика выпускает около 20 новинок. С начала 2022 года произведено около десяти дополнительных позиций. Интересно, что примерно каждая третья проданная в стране плитка шоколада выпущена на фабрике «Коммунарка». 

Кроме того, по словам Светланы Гонтаревой, с начала года предприятие сменило поставщиков в связи с возникшими сложностями в логистике и поставках: 

— Несмотря на мировые трудности, СОАО «Коммунарка» работает в непрерывном режиме, оперативно реагируя на все изменения. Текущая ситуация также дала толчок для диверсификации экспортных поставок. Так, например, в данный момент фабрика ориентирована на установление сотрудничества с резидентами стран Персидского залива, а также на увеличение продаж на рынке Юго-Восточной Азии. 

А что у других?

Как отметили в пресс-службе концерна «Белгоспищепром», в ОАО «Красный пищевик» накануне появилась возможность заглянуть в закулисье производственного процесса популярной зефирно-мармеладной продукции. Открыть фабрику для посещения здесь хотели уже долгое время, однако ранее наличие открытых производственных процессов не позволяло это сделать. Не так давно на предприятии удалось разработать специальный маршрут, чтобы минимизировать контакт гостей с продукцией на экскурсии, но в то же время максимально близко показать весь процесс создания зефира, мармелада и другой продукции.

Кондитерская фабрика «Спартак» сейчас также проводит экскурсии для детей и взрослых. Здесь ждут гостей старше десяти лет и предлагают посмотреть, как производятся конфеты. Ежемесячно «Спартак» посещает около 500 человек — как школьники и жители Гомеля, так и гости из других городов и даже стран. Например, частыми посетителями стали студенты из Непала и Кении. Фабрика готова принимать группы от 15 до 44 человек.


С апреля 2022 года возобновило экскурсионную деятельность и ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч». Три раза в неделю там проводят по две экскурсии в день. Основные посетители — это дети от девяти лет и старше, отмечают в отделе маркетинга. Экскурсоводы демонстрируют гостям все этапы выпуска печенья — от раскатывания теста до обрезки форм и загрузки в печь, рассказывают про историю фабрики, технологию производства, знакомят с ассортиментом и новинками продукции.

ОАО «Лидские пищевые концентраты» также возобновило весной проведение экскурсий. Здесь демонстрируют, как работает предприятие, выпускающее сегодня более 150 наименований различной продукции под торговыми марками «Лидкон», «Лидские приправы», Tvitnik. 

На предприятии сделали все возможное для того, чтобы усилить противоэпидемиологические меры.

Илья КРЫЖЕВИЧ

kryzhevich@sb.by

ПОДРОБНОСТИ

Как делают рикотту

С самого начала создания производства быть открытыми для гостей решили на Туровском молочном комбинате. Чтобы не нарушать технологические процессы и при этом по максимуму обеспечить вовлеченность туристов, на этапе проектирования завода заложили специальную галерею. Так что понаблюдать за изготовлением и упаковкой уникальной продукции — мягких и полутвердых сыров по итальянским технологиям — можно с высоты второго этажа. 

Только за последние три года на экскурсии по Туровскому молочному комбинату побывали более 20 тысяч человек.

На предприятии за 40 минут туристам расскажут об особенностях изготовления таких сыров, как моцарелла, рикотта, маскарпоне, проволетта, кремчиз, на современном высокотехнологичном комбинате, а также предложат продегустировать разные виды продукции. После экскурсии гости могут подкрепиться блюдами итальянской кухни и фирменными десертами в кафе при заводе, а еще увезти с собой сыры, купленные по приятным ценам в фирменном магазине. 

Посещаемость предприятия в последние два года бьет все рекорды.

— Только за последние три года на экскурсии по Туровскому молочному комбинату побывали более 20 тысяч человек. Среди них как школьники и студенты, так и любители эксклюзивных путешествий, в том числе из-за рубежа. Некоторые бывали у нас не один раз. К слову, посещаемость в последние два года бьет все рекорды, — обращают внимание на комбинате. — Как правило, мы принимаем группы от 15 человек. Причем формируют их как организации, так и турфирмы Гомельщины и Минска. При этом у индивидуальных туристов есть возможность присоединиться к уже сформированной группе. Наибольший поток гостей, конечно же, летом, в сезон отпусков. Поэтому просим бронировать экскурсию заранее, за две — четыре недели до предполагаемого визита, потому как график расписан на несколько недель вперед. 

Марина КЛИМОВИЧ, укладчик-упаковщик ОАО «Туровский молочный комбинат».


Мария ДРУК

druk@sb.by

КОММЕНТАРИЙ В ТЕМУ

Елена ЛИХИМОВИЧ, заместитель директора — начальник отдела маркетинга Национального агентства по туризму:

— Промышленный туризм в Беларуси в последние годы все больше развивается. Более 80 заводов и фабрик уже открыли свои цеха для туристов, и это не предел. Мы видим, что растет заинтересованность предприятий в привлечении туристов. Ведь так решается сразу несколько задач. Первая, которая очень важна для сферы промышленности, — профориентация. Во время экскурсии дети и молодые люди могут посмотреть на завод изнутри, оценить условия труда, узнать из первых уст о нюансах работы и положенном социальном пакете. Вторая задача — имиджевая. Взамен на открытые двери хозяева получают лояльность потребителей и эффективную поддержку своих брендов. Порой прямо на месте гости могут продегустировать продукцию, поучаствовать в мастер-классе по изготовлению сувенира. Еще один немаловажный момент: оборот магазинов, продающих фирменную продукцию в точках, где заканчиваются экскурсии, на 40 процентов выше, чем в других точках с аналогичными товарами.

На отдельных предприятиях благодаря высокой посещаемости промышленный туризм начинает вносить свой вклад в экономику — дохода хватает не только на финансовое поддержание направления. Всего же сегодня 85 предприятий развивают у себя промышленный туризм. В этом году, судя по интересу к теме и со стороны самих заводов и фабрик, и со стороны путешественников, показатели вырастут. 

Со своей стороны Национальное агентство по туризму подготовило методические рекомендации по разработке и проведению экскурсий на предприятиях и промышленных объектах. Там обобщены и систематизированы имеющиеся разрозненные документы и опыт, связанные с организацией производственного туризма, отражены основные вопросы по развитию туруслуг, пояснены нюансы работы для всех участников процесса. Кроме того, тесно работаем с предприятиями, подсказываем, как грамотно заполнить сайт, составить расписание экскурсий. На базе промпредприятий проводятся семинары с участием туроператоров. Они рассказывают, что конкретно нужно туристам и как это организовать. Участвуют в семинарах и представители лидеров направления. Они делятся своим опытом и взглядом, подсказывают. Например, на шумных производствах важно использовать микрофоны и аудиогиды — а значит, их закупку стоит предусмотреть при планировании работы. Подобные, казалось бы, нюансы очень интересны различным предприятиям, которые уже принимают туристов, намереваются расширить маршруты, возобновляют практику после вынужденного перерыва или только собираются войти в сферу.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter