Тупик на колесах
27.06.2001
Среди множества проблем белорусской глубинки транспортная занимает особое место. Сегодня жители отдельных малых городов Беларуси, имея междугородное сообщение не более двух-трех раз в неделю, буквально отрезаны от внешнего мира.
Самый северный райцентр страны - город Верхнедвинск - в этом смысле настоящий "медвежий угол". Из 4 междугородных автобусных маршрутов ежедневных только 2, да и те - в латышские города Даугавпилс и Резекне. Единственный белорусский город, с которым Верхнедвинск связан автобусным сообщением, - Полоцк. Правда, лишь по пятницам, субботам и воскресеньям. Не имея личного автотранспорта, невозможно добраться в соседние Браслав, Миоры, Россоны. Даже в Минск автобусы не ходят уже несколько лет, от чего особенно страдают студенты, обучающиеся в столичных вузах, их родители и командированный люд, вынужденный возвращаться домой в буквальном смысле слова на перекладных. Увы, наличие железной дороги - не панацея. Добраться до Минска можно лишь рижским поездом, стоимость проезда в котором - около 20 тысяч рублей - по карману немногим. Чаще всего пассажиры выбирают вечерний дизель до Полоцка. Доехав туда и просидев эдак часов пять на вокзале, можно сесть на поезд, следующий до столицы.
Транспортная проблема давно набила оскомину не только местным жителям, но и работникам райисполкома, вынужденным постоянно выслушивать жалобы своих земляков. Для минских автопарков Верхнедвинск вряд ли можно назвать перспективным направлением: много ли пассажиров соберется в 10-тысячном городке? Вот и получается, что основная надежда здешнего населения - на решение проблемы на местном уровне. Об этом верхнедвинцы говорили и на встрече с журналистами "СБ", состоявшейся несколько недель назад в райцентре.
Главный экономист автобусного парка N 13 РАТУП "Витебскоблавтотранс" Софья Пирог сетует на дефицит финансов, изношенность парка машин и затратность транспортных услуг. С основной задачей - обеспечением внутрирайонного сообщения - автопарк в общем справляется: жители 252 населенных пунктов из 266 раз в день, по крайней мере, имеют возможность выезжать за пределы своей деревни. Но открытие любого нового маршрута чревато для транспортников новыми убытками. Вот они и не спешат, хотя вопрос об открытии автобусного сообщения со столицей прорабатывается уже не первый год. Основная причина - сдерживание роста тарифов на перевозки. Если цены, к примеру, на пригородных маршрутах за последнее время выросли в 2,5 раза, то электроэнергия подорожала втрое, тепло - вчетверо, втрое увеличились и амортизационные отчисления. В итоге пригородные перевозки окупаются лишь на четверть, городские - на 55 процентов. Убыточен и междугородный маршрут Верхнедвинск -Полоцк. Дотации из местных бюджетов лишь частично снимают проблему. Поправить свое финансовое положение автопарк попытался за счет экспрессных городских рейсов, цена на которые втрое превышала обычную. Но и они принесли более миллиона рублей убытков за 4 месяца. Слишком много льготников среди пассажиров - 25 категорий населения обладают правом частичной оплаты за проезд. Транспортники давно ратуют за адресные дотации для таких пассажиров, что экономически выгоднее и государству. К сожалению, вопрос не решен до сих пор...
Единственные рентабельные маршруты у верхнедвинцев - латвийские, где цена вдвое превышает стоимость проезда на маршрутах внутри страны. На них задействованы 2 мягких автобуса, пригодные для работы на маршрутах дальнего следования. Сложности с обновлением автобусного парка, изношенного более чем на 70 процентов, - еще одна из причин, тормозящих развитие транспортного сообщения. Сегодня в Верхнедвинске нет автобуса, который мог бы обслуживать минский маршрут. Хотя возможность открытия его, по словам Софьи Пирог, активно прорабатывается второй год. Сейчас надежды связаны с автобусом, который автопарк должен получить по линии гуманитарной помощи. После капитального ремонта его собираются отправлять на дальние маршруты. Поэтому, как заверил заместитель председателя Верхнедвинского райисполкома Иван Гречуха, в ближайшее время Верхнедвинск перестанет быть транспортным тупиком. Автобус до столицы начнет ходить хотя бы раз в неделю. Жителям райцентра очень хочется на это надеяться.
Самый северный райцентр страны - город Верхнедвинск - в этом смысле настоящий "медвежий угол". Из 4 междугородных автобусных маршрутов ежедневных только 2, да и те - в латышские города Даугавпилс и Резекне. Единственный белорусский город, с которым Верхнедвинск связан автобусным сообщением, - Полоцк. Правда, лишь по пятницам, субботам и воскресеньям. Не имея личного автотранспорта, невозможно добраться в соседние Браслав, Миоры, Россоны. Даже в Минск автобусы не ходят уже несколько лет, от чего особенно страдают студенты, обучающиеся в столичных вузах, их родители и командированный люд, вынужденный возвращаться домой в буквальном смысле слова на перекладных. Увы, наличие железной дороги - не панацея. Добраться до Минска можно лишь рижским поездом, стоимость проезда в котором - около 20 тысяч рублей - по карману немногим. Чаще всего пассажиры выбирают вечерний дизель до Полоцка. Доехав туда и просидев эдак часов пять на вокзале, можно сесть на поезд, следующий до столицы.
Транспортная проблема давно набила оскомину не только местным жителям, но и работникам райисполкома, вынужденным постоянно выслушивать жалобы своих земляков. Для минских автопарков Верхнедвинск вряд ли можно назвать перспективным направлением: много ли пассажиров соберется в 10-тысячном городке? Вот и получается, что основная надежда здешнего населения - на решение проблемы на местном уровне. Об этом верхнедвинцы говорили и на встрече с журналистами "СБ", состоявшейся несколько недель назад в райцентре.
Главный экономист автобусного парка N 13 РАТУП "Витебскоблавтотранс" Софья Пирог сетует на дефицит финансов, изношенность парка машин и затратность транспортных услуг. С основной задачей - обеспечением внутрирайонного сообщения - автопарк в общем справляется: жители 252 населенных пунктов из 266 раз в день, по крайней мере, имеют возможность выезжать за пределы своей деревни. Но открытие любого нового маршрута чревато для транспортников новыми убытками. Вот они и не спешат, хотя вопрос об открытии автобусного сообщения со столицей прорабатывается уже не первый год. Основная причина - сдерживание роста тарифов на перевозки. Если цены, к примеру, на пригородных маршрутах за последнее время выросли в 2,5 раза, то электроэнергия подорожала втрое, тепло - вчетверо, втрое увеличились и амортизационные отчисления. В итоге пригородные перевозки окупаются лишь на четверть, городские - на 55 процентов. Убыточен и междугородный маршрут Верхнедвинск -Полоцк. Дотации из местных бюджетов лишь частично снимают проблему. Поправить свое финансовое положение автопарк попытался за счет экспрессных городских рейсов, цена на которые втрое превышала обычную. Но и они принесли более миллиона рублей убытков за 4 месяца. Слишком много льготников среди пассажиров - 25 категорий населения обладают правом частичной оплаты за проезд. Транспортники давно ратуют за адресные дотации для таких пассажиров, что экономически выгоднее и государству. К сожалению, вопрос не решен до сих пор...
Единственные рентабельные маршруты у верхнедвинцев - латвийские, где цена вдвое превышает стоимость проезда на маршрутах внутри страны. На них задействованы 2 мягких автобуса, пригодные для работы на маршрутах дальнего следования. Сложности с обновлением автобусного парка, изношенного более чем на 70 процентов, - еще одна из причин, тормозящих развитие транспортного сообщения. Сегодня в Верхнедвинске нет автобуса, который мог бы обслуживать минский маршрут. Хотя возможность открытия его, по словам Софьи Пирог, активно прорабатывается второй год. Сейчас надежды связаны с автобусом, который автопарк должен получить по линии гуманитарной помощи. После капитального ремонта его собираются отправлять на дальние маршруты. Поэтому, как заверил заместитель председателя Верхнедвинского райисполкома Иван Гречуха, в ближайшее время Верхнедвинск перестанет быть транспортным тупиком. Автобус до столицы начнет ходить хотя бы раз в неделю. Жителям райцентра очень хочется на это надеяться.