Первый Минский международный фестиваль циркового искусства стартует 21 сентября

Цирк высоких достижений

К тому, что Минск стал удачной площадкой для проведения дипломатических переговоров и спортивных состязаний самого высокого уровня, мы уже привыкли. Однако впервые нам предстоит событие иного рода: с 21 по 24 сентября Беларусь принимает участников I Минского международного фестиваля циркового искусства. Более 100 высококлассных артистов из 16 стран — от США и до Вьетнама, от Эфиопии и до Австралии — прибудут к нам продемонстрировать свое мастерство. Не останутся в стороне и белорусские цирковые таланты, которым предстоит постоять за честь страны на высочайшем уровне. Корреспонденты «СБ» заглянули за кулисы и узнали, чем собирается впечатлять гостей и зрителей Белгосцирк.

Уровень белорусского цирка на сегодня таков, что масштабный творческий форум давно напрашивался. Фестиваль циркового искусства в Беларуси будет проводиться впервые, такого опыта у нас еще не было, напомнил директор Белорусского государственного цирка Владимир Шабан:

— В мире очень много различных фестивалей, меня часто на них приглашали, я смотрел, как организуются эти события, и видел главное: во–первых, это вопрос государственного престижа, во–вторых, фестивали позволяют открыть новые имена, поддержать талантливых артистов. Зарубежные коллеги прекрасно знают, что в Минске располагается один из лучших стационарных цирков Европы, и в разговорах натолкнули на мысль, что Беларуси необходим свой цирковой фестиваль.

Идею поддержал председатель Мингорисполкома Андрей Шорец и предложил приурочить первый фестиваль к празднованию 950–летия Минска. Цирковой праздник станет ярким финальным аккордом юбилейных торжеств. Команда Белгосцирка за эту идею ухватилась и незадолго до Нового года начала подготовку. Работа очень трудоемкая, признает Владимир Шабан:

— Заявки на участие начали поступать практически сразу же, к 1 июля к нам поступило уже свыше 200 заявок со всех континентов! Наша художественно–постановочная группа провела огромную работу по отбору — благо сейчас можно сразу же получить видеоматериалы, отсмотреть и принять решение. Отобрали 26 заявок, остальных заинтересовавших нас артистов планируем приглашать в последующие годы: Минский фестиваль циркового искусства будет проводиться на постоянной основе с двухлетним интервалом.


Вопросы с размещением гостей решены: членов жюри примет 5–звездочный отель «Европа», участников — 3–звездочная «Беларусь». Заодно, хотя график напряженный, продумана и экскурсионная программа: от Минска у приезжих артистов должны остаться только самые лучшие впечатления.

Полет Максима Виноградова и Вероники Рыбчонок
Зарубежные участники уже начали понемногу прибывать в Минск. Мы же, пользуясь правом журналистов, поинтересовались, кто будет представлять на фестивале нашу страну.

Белгосцирку, прямо скажем, есть из чего выбирать: номеров высокого уровня и артистов, в том числе молодых, блистающих на международных площадках, здесь достаточно. Итак, от Беларуси заявлено три номера: воздушные гимнасты на полотнах Максим Виноградов и Вероника Рыбчонок недавно привезли сразу 4 приза, включая золото, с циркового фестиваля «Эхо Азии» в Астане, в прошлом году стали золотыми призерами международного циркового фестиваля в Латвии. Так что этим совсем еще молодым ребятам уже есть чем гордиться.

Свое искусство продемонстрируют и «Белорусские наездники» заслуженного артиста Северной Осетии Бориса Лазарова — конно–акробатический номер, за 14 лет своего существования собравший множество международных наград. Чтобы посмотреть на джигитовку по–белорусски, мы отправляемся на репетицию.

Айдын Исрафилов
Цирковое искусство покоряет своей обманчивой легкостью: если спортсмен пробивается к финишу с напряженным, залитым потом лицом, то на манеже все сверкают улыбками — от порхающих под куполом воздушных гимнастов до дрессировщиков, так радостно вкладывающих головы в львиные пасти, как будто их там ждет подарок. И лишь немногие знают о том, сколько сил и многочасовых репетиций требуется, чтобы показать 5–минутный номер, следя за которым, мы будем замирать от восторга. Но блеск и фанфары остаются для вечерних представлений, а по утрам артисты облачаются в тренировочную одежду и упорно отрабатывают трюк за трюком.

Дрессировщик Айдын Исрафилов, который также готовит номера на фестиваль, возится с 5–летним свинохвостым макаком Кузей — ни дать ни взять любящий папа с хулиганистым отпрыском! Обезьяний недоросль, как водится у всех нормальных детей, проверяет границы дозволенного: пытается отобрать камеру у фотографа и в процессе чувствительно кусает его за палец. «Прячьте очки и сережки, Кузя уже положил на них глаз!» — предупреждают меня. Мартышка и впрямь в любой момент готова перейти от репетиционного процесса к активному взаимодействию с гостями. Айдын Исрафилов учит обезьянку то подтягиваться, то делать стойку на передних лапах, то бросать мяч:

— Вопрос в том, какие взаимоотношения у нас с Кузей будут заложены в детстве, потому что если с обезьяной строить отношения на силе, на противостоянии, ничего хорошего не выйдет. Предпочитаю исходить из авторитета, из того, что я папа, а он сын — и папу надо слушаться.

Татьяна Лазарова
В номере «Эксцентрика с обезьянкой» будет работать, конечно, не юный Кузьма, которому потребуется еще год–два, чтобы уверенно чувствовать себя на публике, а опытная обезьянка Рони. Существо, по общему мнению, уникальное — единственная в мире обезьяна, научившаяся жонглировать и ездить на велосипеде. Дрессировщик катается на моноцикле, держа на плечах обезьянку, и вдвоем они жонглируют мячиками...

***

Любителям цирка следует поторопиться с приобретением заветных квитков, чтобы потом не кусать локти, думая об упущенных возможностях. Конечно, не все могут себе позволить приехать в Минск ради даже самого лучшего развлечения, поэтому сейчас руководство Белгосцирка нащупывает пути взаимодействия с телекомпаниями: было бы здорово увидеть трансляции первого в стране циркового фестиваля по телевизору — страна должна знать свой цирк.


ovsepyan@sb.by

Фото Юрия МОЗОЛЕВСКОГО.


ЕСТЬ ВОПРОС


Самое яркое цирковое представление, на которое вы ходили?

Евгений Жук, архитектор, Минск:

— Самое яркое впечатление — это когда в классе 5 — 6–м мы ездили в цирк и нам разрешили сходить за кулисы посмотреть, что там. А там — слон! Я впервые в жизни видел слона. Да еще так близко! Ух! Такая невероятная махина стоит рядом с тобой, маленьким, и смотрит на тебя! Это было очень мощное впечатление.

Елена Шумейко, старший помощник прокурора Могилевской области:

— Год назад мы с ребенком специально поехали в Минск, чтобы побывать на представлении в Белгосцирке — давно слышали хорошие отзывы о нем от друзей и знакомых. Не пожалели, были в восторге. Особенно нас обоих впечатлили, заворожили акробаты — выступление цирковых гимнастов было очень эффектным. Полный экстрим! И мы с огромным удовольствием посмотрели бы их номер еще не раз. Теперь мечтаем попасть на шоу Цирка дю Солей.

Алина Колосова, журналист, Минск:

— Самое невероятное цирковое представление я видела в Китае. Вообще, китайский цирк — это нечто, но лично я видела шоу с участием мотоциклистов. Они по одному заезжали в огромную сферу, расположенную на сцене, а потом одновременно гоняли по стенам внутри этого шара. И как эти 10 мотоциклистов на скорости больше 30 километров в час не врезались друг в друга? Не представляю. Это что–то невероятное!

Юрий Перепеча, директор магазина, Гродно:

— Нам, гродненцам, особо выбирать не приходится. Приезжают в основном небольшие передвижные цирки. Часто одни и те же. И я хожу на представления, чтобы порадовать ребенка. Подробностей особых не помню: ну слоны, клоуны, блестящие костюмы. Правда, был один номер, который меня зацепил. Конферансье — в возрасте уже человек — установил на высоте обруч с торчащими внутрь кинжалами и прыгнул в него. А потом выдвинул лезвия по максимуму, оставив совсем маленький просвет внутри, и... снова прыгнул. Номер вроде простенький, а как врезался в память!

Татьяна Адамян, директор Витебской областной библиотеки:

— Помню, когда–то ходила в цирк со своей маленькой дочкой. А теперь вот уже с 4–летней внучкой. В конце августа мы смотрели выступление московского цирка шапито. Понравились клоуны и номер с лошадьми. Но самым интересным все–таки было следить за реакцией малышки, которая только знакомилась с цирковым искусством. В первом отделении она вела себя настороженно. А во втором уже не скрывала эмоции: и смеялась, и танцевала, и в ладоши хлопала... Уверена, цирк подарил ей много позитивных впечатлений.

Анатолий Зэков, поэт–сатирик, юморист:

— Малпы ў цырку на арэлях
Аж да купала ўзляцелi,
Ухапiлiся хвастамi —
Як арэлi сталi самi!..

Эх, як я люблю цырк! I больш за ўсё — клоунаў! Шчаслiвы, што на свае вочы бачыў знакамiтага Карандаша i яго Кляксу. Адзiнае — звяроў шкада. Гэта ж трэба так высiльвацца дзеля нас, людзей! Мы б для iх так старалiся, як яны для нас!

Андрей Крайнов, спортивный директор гандбольного клуба СКА, экс–вратарь сборной Беларуси:

— Сам когда–то постоянно просил взрослых сводить меня на цирковые представления — получал огромное удовольствие... И знаете, наверное, само присутствие цирка в нашем детстве — это очень важно. С возрастом понимаешь: полученные тогда от него эмоции — бесценны.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter