Центр специальной подготовки Белорусского физкультурно–спортивного общества «Динамо»

Центр особого внимания

Центр специальной подготовки Белорусского физкультурно–спортивного общества «Динамо»
Центр специальной подготовки Белорусского физкультурно–спортивного общества «Динамо». Обучение здесь проходят не только представители специальных подразделений силовых ведомств нашей страны, но и многие зарубежные профессионалы.
Чему учат в ЦСП? Почему подготовка в нем столь престижна? Ответить на эти и другие вопросы мы попросили начальника центра полковника Андрея КРАСОВСКОГО.

Собеседник


Андрей Витальевич Красовский. В Вооруженных Силах с 1986 года. Службу проходил в спецназе Главного разведывательного управления, группе «А» Комитета госбезопасности, Службе безопасности Президента, спецподразделении пограничных войск ОСАМ.

С 1990 года профессионально занимается «русским стилем» рукопашного боя. Первым в Беларуси стал внедрять это направление в специальных подразделениях. Призер чемпионата Воздушно–десантных войск СССР по рукопашному бою, чемпион и призер многих других армейских соревнований и чемпионатов по самбо и рукопашному бою. Имеет классификации «парашютист–инструктор», «пилот–инструктор» на аппаратах сверхлегкой авиации.


— Андрей Витальевич, насколько я знаю, центры специальной подготовки при обществе «Динамо» создавались еще в союзных республиках. Однако сумела сохранить такой центр на постсоветском пространстве только Беларусь...

— Сегодня центр специальной подготовки трудно сравнивать с тем, который был создан в июне 1991 года. Основными направлениями деятельности в то время являлись рукопашный бой, огневая подготовка, а также военно–прикладные и служебно–прикладные виды спорта. Теперь мы ставим перед собой куда более важные задачи, одна из которых — объединить усилия всех силовых структур в решении вопросов специальной подготовки солдат армии антитеррора.

— Ваши коллеги отмечают, что с вашим приходом в центр специальной подготовки возросла и его популярность?

— Скорее, не популярность, а востребованность. Во–первых, нам удалось собрать настоящую команду профессионалов — людей, для которых слово «спецназ» — не пустой звук, а образ жизни. Многие из сотрудников центра служили в различных спецподразделениях, имеют государственные награды. Кто–то уволился в запас, кто–то еще носит на своих плечах погоны. Но так или иначе каждый из них обладает бесценным опытом, который важно сохранить.

За годы службы я тоже нарабатывал определенные методики в вопросах специальной подготовки: по практической и тактической скоростной стрельбе, рукопашному бою... Мы стали внедрять их в процесс обучения.

Одним из первых заметных мероприятий стал организованный в 2006 году совместно с Министерством обороны сбор представителей спецподразделений всех силовых ведомств по беспарашютному десантированию с использованием альпинистского снаряжения. Активное участие в его проведении принял начальник авиационной поисково–спасательной и парашютно–десантной службы управления авиации командования ВВС и войск ПВО полковник Геннадий Ярушин.

Ранее участники сбора уже выполняли такие задачи, но единых подходов в этом вопросе не было. По результатам мероприятия были подготовлены инструкции, которыми спецподразделения по сей день руководствуются в своей деятельности. Единые инструкции для всех силовых ведомств разработаны также по водолазной подготовке, штурмовому альпинизму, подрывным работам. А центр специальной подготовки стал своеобразной площадкой для совместных тренировок профессионалов.

— Какие еще задачи стоят перед ЦСП?

— Специальная, огневая, физическая подготовка сотрудников и военнослужащих государственных органов. Организация взаимодействия с подразделениями специального назначения Беларуси и других стран. Привлечение и внедрение новых технологий и методик. Развитие служебно-прикладных и военно-прикладных видов спорта.

— А если все–таки конкретизировать основные направления вашей деятельности? Не раскрывая всех секретов, разумеется...

— Одна из основных составляющих в подготовке сотрудников и военнослужащих — огневая подготовка. Применение оружия при огневом контакте требует от стрелка умения вести огонь с максимально возможной скорострельностью и точностью, со статических позиций и в движении, по внезапно появляющимся и движущимся целям, с переносом огня по фронту и в глубину, в светлое и темное время суток. Это обусловливает особый подход к огневой подготовке. В учебную практику предлагаются приемы и способы скоростной стрельбы из штатного вооружения. Занятия проводятся на фоне тактической обстановки, имитирующей выполнение подразделениями служебно–боевых задач.  Пистолет уже давно не является дуэльным оружием, он предназначен не только для самообороны, но и для специальных действий. Пистолетом надо уметь пользоваться. Впрочем, как и любым другим штатным оружием.

Мы внимательно изучаем зарубежный опыт и внедряем его в процесс обучения. Большое внимание уделяем практической стрельбе, при которой в ограниченный промежуток времени стрелок должен поражать цели каждой посланной пулей. Должен заметить, весьма успешно внедряется такая стрельба в силах специальных операций белорусских Вооруженных Сил, разведывательных подразделениях. 

Проводим учебно–методические сборы по снайперской подготовке. Привлекаем к таким занятиям специалистов, имеющих опыт работы со спецподразделениями Беларуси и стран СНГ. Используя полученные знания, снайперы подразделений проверяют свой профессионализм на соревнованиях среди снайперских групп, выполняя стрелковые упражнения различной сложности.

Большая часть нашей страны покрыта лесными массивами или заболочена, что исключает возможность оперативной доставки подразделений в отдельные регионы наземным путем. В такие моменты на первый план выходит вариант доставки профессионалов воздушным путем с применением вертолетной техники. Но ввиду отсутствия подготовленных площадок, доставка спецов посадочным способом в большинстве случаев исключается. Единственно возможным, эффективным и безопасным способом их доставки становится десантирование беспосадочным беспарашютным способом с применением альпинистского снаряжения. Этот вариант обеспечивает быстрое десантирование с имуществом и снаряжением на любую поверхность, в любое время суток в среднем при одновременном десантировании группы из восьми человек до 30 секунд. Вопросы десантирования, а также эвакуации с применением альпинистского снаряжения мы отрабатываем в тесном взаимодействии с Министерством обороны.

Весьма востребованы сегодня и такие направления нашей деятельности, как штурмовой альпинизм, легководолазная, аварийно–спасательная и военно–медицинская подготовка. Думаю, для многих не секрет, что количество безвозвратных потерь увеличивается на 60 — 70 процентов в случае неграмотного или несвоевременного оказания первой медицинской помощи пострадавшему или раненому. Оказание же первой медицинской помощи в максимально короткое время существенно увеличивает шансы на выживание даже при тяжелых травмах.

В современных условиях, ввиду возросшей опасности террористических актов, во всем мире особую актуальность приобретают знания по военно–инженерной подготовке. Проводим и такие сборы. На сборах по тактико–специальной подготовке представители различных подразделений совершенствуют свои навыки в действиях в городских условиях, на пересеченной местности, на транспорте...

Занимаемся также служебной кинологией, развиваем рукопашный бой. 



— Что вы имели в виду, упомянув внедрение новых технологий и методик в работу центра?

— Мы постоянно отслеживаем все лучшее из подготовки и наработанного опыта подразделений других стран, разрабатываем тактику эффективного применения современных технологий и технических систем для полного использования всех заложенных разработчиками возможностей. Самые передовые разработки внедряем в процесс обучения.

На сборах изучаются различные образцы радиосигнализационных, тепловизионных комплексов, системы дистанционного обнаружения оптических средств, беспилотные летательные аппараты. Активно внедряются новые технологии и новшества в снайпинге и контрснайпинге.

Разрабатываются приемы и способы применения сверхлегкой авиации, например, парамотора, в служебно–боевой деятельности подразделений...



— Парамотор?

— Это сверхлегкий летательный аппарат, состоящий из параплана (планера на гибких консолях или парашюта–планера) и силовой установки (двухтактный мотор). Силовая установка может устанавливаться на паратрайк — легкую колесную тележку. Возможно использование парамотора в одноместном и двухместном варианте.

На парамоторе можно провести рекогносцировку местности и воздушную разведку, участвовать в разведпоисковых и спасательных мероприятиях, скрыто доставлять личный состав в районы предстоящих действий и осуществлять их эвакуацию. При этом на парамоторе несложно приземляться в ночное время и в туман на площадку, подобранную и изученную по карте. На любом другом летательном аппарате это делать очень рискованно. В зимнее время на паратрайк устанавливаются лыжи. Силовую установку можно устанавливать на легкие плавсредства для передвижения по мелководью и болотистой местности.

Кстати, на учебно–методические семинары и сборы, проводимые нашим центром, приглашаются специалисты мирового уровня. Например, частый гость в Беларуси — председатель Федерации русского боевого искусства Александр Ретюнских. Как из ближнего, так и дальнего зарубежья приезжают к нам профессионалы в области штурмового альпинизма, психологии, экстремальной медицины...



— Это правда, что пройти обучение в центре специальной подготовки престижно не только для представителей спецподразделений нашей страны, но и зарубежных государств?

— Наверное, об этом лучше спросить у наших зарубежных коллег, со многими из которых действительно сложились дружественные отношения. В 2008 году сотрудники нашего центра совместно с военнослужащими специальных подразделений государственных органов посетили Боливарианскую Республику Венесуэла. Это положило начало обмену опытом между подразделениями наших стран. Были проведены совместные занятия с сотрудниками подразделения «commandos — DISIP» по различным направлениям тактико–специальной и огневой подготовки. Визит проходил под девизом «Спецназ дружественных стран в борьбе с международным терроризмом». В рамках визита было совершено восхождение представителей нашей страны и Венесуэлы на высшую точку страны, гору Сьерра Невада де Мерида — пик Боливар (5.007 метров). Потом были и другие визиты в Латинскую Америку. 

Встречались мы и с российскими, азербайджанскими коллегами. 

Не так давно в нашем центре проходили подготовку группы специального назначения из Катара. Завершился тот визит проведением учения на базе 5–й отдельной бригады специального назначения.

Наши наработки интересны зарубежным коллегам. Они знают о белорусском центре специальной подготовки и готовы обучаться в нашей стране. 

К слову, некоторые иностранные специалисты, обучавшиеся ранее в элитных центрах зарубежных стран и побывавшие у нас, отмечали, что наши инструкторы выкладываются на все сто процентов и передают максимум своих знаний. В то время как занятия в элитных центрах зарубежья зачастую напоминают военный туризм.

— Андрей Витальевич, позвольте, зачем иностранным спецам ехать в Беларусь? Чему они могут научиться в стране, далекой, слава богу, от терроризма? Страну, где сохранен мир и спокойствие?

— А вы никогда не задумывались, может, такое спокойствие и является лучшей оценкой профессионализма сотрудников спецподразделений в любом государстве? Да, мне приходилось сталкиваться со скептическим мнением, мол, откуда у вас, белорусов, последний раз дававших отпор врагу в годы Великой Отечественной войны, какой–то опыт? Но, видя работу наших парней, их подготовку, им ничего не приходилось объяснять.

Хотя не скрою, трудятся в нашем центре и люди, имеющие реальный боевой опыт. Например, кавалер ордена Мужества и медали «За отвагу» Виталий Куган. За время прохождения службы во внутренних войсках МВД России — в спецподразделении «Русь» — Виталий Николаевич неоднократно бывал в командировках в Чечне. Опыт проведения контртеррористических операций имеется и у других сотрудников центра.

— В двух словах, каким требованиям должны отвечать ваши инструкторы?

— Быть профессионалами и желать работать, видеть конечную цель и достигать ее!

— У вас в кабинете я вижу много грамот. Наиболее ценные из них?

— Они мне все дороги, ибо это оценка труда сотрудников нашего центра — высокая оценка, данная Главой государства, руководителями силовых ведомств, зарубежными гостями...

— Но, знаете, эспандер на вашем столе и кобура, висящая на стуле, как–то не вяжутся с рабочим местом офисного руководителя...

— Я руководитель центра специальной подготовки, а значит, должен быть в постоянной форме и ни в чем не уступать своим подчиненным.

— И все–таки, за словами «центр специальной подготовки», мне кажется, кроется что–то не для посторонних ушей.
Готовы ли вы поделиться всеми секретами профессии?

— Безусловно, нет. Иначе спецназ не был бы спецназом.

Беседовал Александр МАКАРОВ.
Фото из архива ЦСП БФСО «Динамо».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter