Цель и средства

Разговор на тему репрессий в целом и захоронений в Куропатах на страницах «СБ»

Содержательный и актуальный разговор в редакции «СБ» по теме репрессий в целом и захоронений в Куропатах в частности носит далеко не локальный характер. Важные предложения, высказанные участниками дискуссии во время достаточно откровенного разговора, нельзя вместе с тем сводить исключительно к уборке территории, установке памятного знака и т.д. Против этих предложений ни один разумный и ответственный человек протестовать не может и не будет. Но важно увидеть здесь более широкий контекст, поскольку перед нами и вопрос об оценке (причем неакадемической) нашего прошлого и попытке по–своему расставить вехи этого прошлого, другими словами, разговор о нашем отношении к важнейшим политическим, мировоззренческим вопросам. Причем достаточно часто навязывается исключительно одномерное понимание этого прошлого, без полутонов, но с четкими границами: вот жертвы, а вот палачи. Вот тут лежат «наши», а вот здесь «чужие». И что с того, что действительно сложно определить, где здесь «наши», а где нет. Вообще возникает вопрос о возможности такого деления.


Нельзя закрывать глаза на то, что мы вновь переживаем (пусть по локальному поводу) кризис в понимании как прошлого, так и настоящего, а также перспектив нашего национального развития. Получается, что многие процессы требуют дополнительного осмысления, и говорить о консенсусе различных сил и идиологем как минимум сложно. Но нельзя исключать и тот факт, что борьба в обществе (любом) — обязательный атрибут его жизни, развития, и аргументы к истории в этом случае столь же обязательный признак этой борьбы, как и современные лозунги и идеи. Другими словами, консенсус не самоцель, а лишь один из способов решения спорных для общества вопросов. Хотя бы потому, что достичь его сложно, он глубже, чем проблема Куропат и репрессий.

Представляется, что мемориал (знак, каплица) будет создан, здесь сомнений нет. Но вот что важно подчеркнуть: это должен быть знак персональный, знак не вообще жертвам, а знак конкретному священнику, погибшему здесь, профессору, литератору, колхознику, рабочему и командиру. Нужен публичный список всех (по возможности) захороненных в Куропатах. Как только мы начинаем вспоминать, думать о прошлом вообще, многие процессы становятся абстрактными сущностями, о которых можно сожалеть, но трудно сопереживать так, как мы сопереживаем ушедшему родному человеку. Когда говорят, что погибли миллионы в прошлой войне, это воспринимается как беда, а вот когда тебе говорят в твоей собственной деревне, что «у гэтай хаце гаспадар забiты», «у гэтай забiлi мацi i дзяўчынку», беда становится личной трагедией. Так должно быть и в Куропатах.

Здесь есть еще один важный вопрос, о котором нелишне вспомнить. Вот в России часто проводят разного рода опросы и, несмотря на все опубликованные сведения о многочисленных репрессиях, несмотря на фильмы и книги, есть устойчивое желание если не оправдать их, то замолчать. И никого уже не удивляет, что человек, с которым связывают разгул репрессий, постоянно занимает самые высокие места в общенациональном рейтинге выдающихся исторических фигур. До сих пор. Позволю высказать себе вот какое соображение по этому поводу. Репрессии во многом связывают в общественном сознании с целесообразностью: не было, дескать, иного выхода. Надо было перестраивать деревню, осуществлять индустриализацию, формировать новую армию. Это чистой воды макиавеллизм. Воодушевление действительно высокой целью (перестроить страну, добиться реальной справедливости и т.д.) приводило к тому, что в общественном сознании закреплялась мысль о том, что «лес рубят — щепки летят», что «я — последняя буква в алфавите», не говоря уже о нашем многовековом пиетете перед сильной личностью. Надо потерпеть, надо согласиться даже с собственной гибелью, если того требует дело. Мысль о жертвенности (личной) взращивалась целенаправленно и сознательно. Вот немецкая армия в годы войны не знала фактически таких явлений, как закрыть амбразуру вражеского дота собственным телом. А у нас это явление стало массовым.

Массовое самопожертвование? А с конкретной жизнью–то как? В том–то и дело, что общее превалировало над личным, Родина всегда была во–первых, а личное счастье и вообще жизнь — во–вторых. Хотя как быть с теми, кто жертвовал этой жизнью: сказать, что они ошибались? Нет у нас такого права.

Смысл разговора на страницах «СБ» очевиден: добиться снятия имеющихся противоречий, вывести проблему из–под юрисдикции конкретных политических сил, конфессий на уровень общественного согласия, что стало бы важным объединяющим фактором. Хотелось бы лишь, чтобы подобная философия и соответствующая практика стали первым шагом в решении тех проблем, которые раскалывают общество. И главное здесь, конечно, в том, чтобы не было вранья и люди, которые называют себя ответственными за правду, истину и т.д., были действительно ответственными, не пытаясь решить какие–то сиюминутные задачи с узкопрагматическими целями. Надо видеть главную цель, а она все же не в достижении твоей собственной политической программы, а в интересах белорусского общества в целом.
Автор фото: Артур ПРУПАС
Версия для печати
Виктор Чабаров, 64, Минск
Разговоры о мемориале репрессированных это политическая провокация.Если следовать этой логике -- то всю страну превратим в мемориал. И к царизму и к жертвам времен Княжества Литовского и к польской оккупации и много к чему гораздо больше вопросов. В Курортах нужно поставить каменный крест с надписью: всем невинно убиенным. Можно -- часовню. А парламента принять закон о запрете митингов политических в таких местах -- на кладбищах.
Георгий
Александр,Карелия написал:
как закон о тунеядцах
Нет такого закона.  
Сергей, 53, Могилев
На счет персональности вопрос поднят интересно. Как то решил показать дочке, школьницей она еще была, памятник батальону Владимирова, что под Могилевом. Вначале даже и не понимал, отчего этот батальон назван именем Владимирова, а когда поднялись к нему, то нигде не смогли найти фамилий защитников г. Могилева в июне 1941 года на этом памятнике. Возможно они где то и есть фамилии наших героев, но показать своей дочери их я так и не смог тогда. А возможно этот батальон и назвали именем капитана Владимирова, что других имен никто и не знает. А надо и знать и помнить. И что тогда о репрессированных говорить, если имена героев, кто нашу землю защищал и тех не знают многие. Может нужно начать с них, а после уж и до репрессированный дойти тоже. А может и вовсе не нужно это поднимать. Что толку писать на могилах фамилии репрессированных если эти события повторяются снова и снова. Посмотрите что в Украине делается. Думаю, это наглядный ответ на все вопросы. Считаю, что убивать людей не нужно, что б после узнавать их имена и памятники им ставить. Я так думаю.  
Александр,53,Бобруйск
Георгий, Сталин руководил страной не единолично,ему приходилось опираться на ближайшее окружение....... Более того,тот,кто думает,что управлять государством можно единолично и легко,тот полный профан в этих вопросах.....
Георгий
Александр,53,Бобруйск написал:
Сталин руководил страной не единолично
Как Сталин руководил страной - вопрос сложный. В СБ была статья о женах и детях офицеров, которые вместе с и ними перед войной приехали в военные городки Бреста. По сути, жен и детей бросили на произвол судьбы на оккупированной гитлеровцами территории. Местное население все же имело огороды, позволяющие хоть как-то прожить. Все это ошибка именно Сталина, который не считался с мнениями других руководителей,а значит в данный момент руководил страной все же единолично. Это после того, как в плену в ужасных условиях оказались миллионы крепких советских мужчин, а немец оказался под Москвой он, возможно и понял, что единоличное управление страной может приводить к чудовищным ошибкам. Можно, конечно, внушить людям, что у Сталина был какой-то особый мозг, который на несколько порядков был более эффективный и более совершенный. Но это не соответствует действительности, это иллюзия. Особая роль Сталина, объясняется не его особым мозгом, а его особым положением - оказался в нужное время, в нужном для себя месте.
пенсионер Георгию, за 60, Россия
Как будто вы пишете не из Беларуси, а из далекой Чукотки. Уж кто, кто, а именно беларусы на себе ощущали все в первую очередь. И коллективизацию и войну первыми встретили. Как вы себе представляете эвакуацию жен и детей офицеров, если в 4-00 немцы перешли Буг. Вы, вообще-то, в Бресте бывали? Я весь город обошел за несколько часов. А вы рассуждаете, почему вовремя не эвакуировались. В мае - июне 1941 года беларусы  воочию видели, что в летних лагерях у военных, кроме песочных гранат и трехлинеек ничего не было. Об этом не принято было говорить, но первые мобилизованные военкоматами беларусы и русские шли под немецкие танки без оружия, с приказом "все добыть в бою". И не мудрено, что  было много дезертиров (лично знал нескольких). После войны они все получили сроки и отсидели их, но остались живыми. За первые 4 месяца войны в плен к немцам сдалось 3 млн. красноармейцев. Если бы немцы обращались с ними, как с людьми, то неизвестно как бы все сложилось. Ведь все свои бесчинства немцы творили на глазах простых людей. Уже к 1942 году стало понятно, что лучше умереть в бою, чем сдаваться в плен. Именно беларусы первыми почувствовали разницу между немцами 1-й Мировой войны и фашистами 2-й Мировой войны. Понятно, что нигде об этом не пишут, но старшее поколение очень много об этом рассказывало, надо было уметь их слушать, Сегодня, при односторонней подаче, все можно свалить на единоличное правление Сталина. Но старшее поколение считало совсем не так. И имело на это основания. И потом, не забывайте, доносы строчили, как правило, односельчане и соседи, так сказать, голос народа, которому нельзя не доверять.  
Дмитрий
Надо признать с трибуны государственной власти, что самые большие репрессии и потери белорусский народ понес в 1941-1944 годах, не только от фашистов, но и от тех, кто с бело-красно-белым флагом сомкнулся с фашистской свастикой.
Я не вижу праздничного Первомая, но 25 марта я каждый год вынужден смотреть на шабаш национализма по центральным улицам города!
БНР! Которая при немцах была создана и при фашистах стала инструментом умервшления собственных граждан, гетто, холокоста, сожженых деревень.
Пусть чинуши разрешающие этот марш идут во главе колонны.
Что бы их знали в лицо!!!
Уже все дали оценку Сталину.
Нужно дать оценку тем, кто присягнул Гитлеру в Беларуси.
Дайте имена этих БНРовцев.
Оценку всем тем, кто в 1944 году провел Всебелорусский конгресс под фашистскими знаменами.
Андрей К
пенсионер Георгию написал:
Но старшее поколение считало совсем не так. И имело на это основания. И потом, не забывайте, доносы строчили, как правило, односельчане и соседи, так сказать, голос народа, которому нельзя не доверять.
И вы хотите пенсионер, чтобы мы сегодня верили этому старшему поколению, строчившему доносы?
пенсионер Андрею К, за 60, Россия
Можете и не верить, можете наплевать на своих дедов и родителей. По вашему, они ведь тоже писали доносы.У вас ведь нет альтернативы - либо Сталин самолично всех расстреливал, либо все про всех писали доносы и расстреливали друг друга. Поэтому я еще раз повторяю, старшее поколение много рассказывало, но надо было по крайней мере его слушать. А в то, слушали ли вы своих дедов, я очень сильно сомневаюсь. Сомневаюсь потому, что не было бы таких скоропалительных выводов. Тем более в Беларуси, которая волею судеб всегда находится в центре европейских событий. Хотя, откуда вам получить достоверную информацию? Только от Резуна и Солженицына. Другое вам недоступно да и не интересно, так так меняет сложившийся в перестройку стереотип.
Георгий
пенсионер Георгию, за 60, Россия написал:
не забывайте, доносы строчили, как правило, односельчане и соседи, так сказать, голос народа, которому нельзя не доверять
Нельзя бросаться такими словами про голос народа.
Георгий
пенсионер Георгию, за 60, Россия написал:
Как будто вы пишете не из Беларуси, а из далекой Чукотки.
Пенсионер, какая Чукотка. Я с 1952 по 1962 год жил и учился в
Бресте. Причем мой дом находился недалеко от Северных ворот Крепости на улице
Каштановой (сейчас улица героев обороны Брестской крепости).
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?