Страшные сказки Арабова — Соловей советского леса — Аморалка от Ростоцкого — Любовь выше плинтуса
18.02.2016 18:24:25
Страшные сказки Арабова — Соловей советского леса — Аморалка от Ростоцкого — Любовь выше плинтуса
Арабов не сразу пришел в кино. Хотел стать рок–музыкантом. Играл в группе Perpetuum mobile, потом думал стать священником. Но пересилило желание выражать свои мысли на бумаге. Три раза поступал во ВГИК. Учился в мастерской Николая Фигуровского, который написал сценарий знаменитой картины «Когда деревья были большими». В 1953 — 65 годах Фигуровский работал на «Беларусьфильме». Снял, в частности, знаменитый фильм «Часы остановились в полночь». Учителю своему драматург благодарен до сих пор. «Мы — слабенькое, надломленное поколение, — считает Арабов. — Мне, наверное, повезло, что не загнулся в 30 лет. Со всей мастерской вышло только два состоявшихся и работающих в киноиндустрии человека: я и продюсер Сергей Сельянов».
Ощущение надломленности осталось и от нового сериала «Эти глаза напротив», посвященного судьбе певца Валерия Ободзинского. Документальный фильм «И ты простишь мне мой побег...» не добавил меда в эту бочку дегтя.
Дело даже не в том, что актер Алексей Барабаш совсем не похож на певца. Снято все было как–то без души, без сочувствия герою. Левые концерты, вредные привычки, запутанная личная жизнь. Уникальный голос и нежелание вписываться в систему. «Мне надоело перед вами унижаться», — говорит Ободзинский в одной из последних прижизненных записей, не обращаясь ни к кому лично, вспоминая, с каким трудом его записи пробивали себе дорогу в эфире. И мороз идет по коже от этих документальных кадров. Кому–то из начальства он казался слишком экстравагантным. Сейчас бы, наверное, сказали просто: «Не формат».
Вне формата работал и режиссер Станислав Ростоцкий. Вернее, он создавал свой. В фильме «Дело было в Пенькове» показал объемные полноценные характеры, способные на сильное чувство. Пусть кто–то и попытался поначалу назвать картину аморальной, народная любовь сделала свое дело. До Ростоцкого никто так пронзительно и иронично не снимал кино про советскую школу, как получилось у него в ленте «Доживем до понедельника». Виртуозно и мастерски Ростоцкий перенес на экран повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие...», предлагавшую свой неожиданный взгляд на войну. Хотя, казалось бы, материал неподъемный. Через повесть Гавриила Троепольского «Белый Бим — Черное ухо» решил показать большую панораму нравов советского общества конца 70–х годов.
Пять раз Ростоцкий был председателем жюри Московского международного кинофестиваля, его картины номинировались на «Оскар», писал острые полемические статьи в журналы «Советский экран» и «Искусство кино». Ушел из жизни сидя за рулем: 10 августа 2001 года по дороге на фестиваль «Окно в Европу» в Выборг сердце режиссера остановилось.
В рубрике канала «Культура» «Портрет поколения» показывают лица уже нового российского кино. Так, можно было посмотреть нашумевший фильм Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом». А перед этим — очерк из серии «Больше, чем любовь», посвященный истории любви матери режиссера, актрисы Елены Санаевой и Ролана Быкова.
Зрителю, видимо, предлагалось сравнить, в чем не совпадают реальная жизнь Санаевой и Быкова и художественный вымысел, книга и ее экранизация. Продюсеры фильма, к сожалению, отсекли в ленте всю лирику, оставили только негатив. Светлана Крючкова создала совершенно демонический образ. В реальном детстве Санаева любви и света было больше. Но телевизионные страшилки — это наш привычный формат.
pepel@sb.by
Советская Белоруссия № 32 (24914). Пятница, 19 февраля 2016