Когда чистая нефть в полном объеме начнет поступать на наши НПЗ
02.05.2019 21:19:00
Владимир ВОЛЧКОВ
По информации диспетчерской службы ОАО «Гомельтранснефть Дружба», вчера в 12.40 чистая нефть пришла на границу Беларуси. После проведения стандартных технологических операций и отбора проб транспортировка сырья продолжилась в сторону Мозыря. По графику предполагается, что соответствующая ГОСТу нефть поступит на Мозырский нефтеперерабатывающий завод уже 4 мая.
Для полной ликвидации последствий попадания некачественной нефти в транспортную систему понадобится не менее полугода работы.
Тем не менее магистральный трубопровод работает пока в режиме функционального ограничения. Работа частично восстановлена только на одной нитке трубопровода. Вторая превратится во временное хранилище некондиционного сырья. Первый заместитель генерального директора — главный инженер ОАО «Гомельтранснефть Дружба» Андрей Вериго официально сообщил: магистральный трубопровод выйдет на загрузку 40 процентов от проектной мощности или 60 — 65 процентов номинально к 10 — 11 мая. Как подчеркнул Андрей Вериго, для этого необходимо 100-процентное четкое выполнение обязательств, взятых всеми партнерами и операторами. «Мы стремимся в максимально короткие сроки запустить систему, но при этом важно понимать, что этот запуск только начало пути. Система будет работать в функционально ограниченном режиме», — уточнил он. Для полной ликвидации последствий попадания некачественной нефти в транспортную систему понадобится не менее полугода напряженной работы.
На кафедре трубопроводного транспорта и гидравлики Полоцкого государственного университета объяснили: чисто технически остановить или запустить трубопровод не является сложной задачей. А вот проблема очистки магистрали от некондиционного сырья — проблема неординарная. По крайней мере, о случаях подобного масштаба загрязнений слышать никому не приходилось. Варианты могут быть разные. В том числе и проведение мероприятий по подготовке к транспортировке нефти. Словом, те операции, которые должны были случиться в Самаре еще до попадания нефти в трубу. В учебниках расписаны разные технологии. Какие будут выбраны в данном конкретном случае — зависит от ситуации. На кафедре заверили: методы очистки и трубопровода, и нефти есть. Но быстрыми эти процессы явно не будут.
Окончательный ущерб можно подсчитать только после восстановления нормальной работы трубопровода и капитального ремонта оборудования на НПЗ.
Владимир Путин дал четкое указание во всем разобраться, исправить системные огрехи, в том числе внести необходимые изменения в законодательство. Кстати, все документы корпоративной проверки «Транснефть» передала в ФСБ по Самарской области. Впрочем, для Беларуси, как и для потребителей сырья из «Дружбы» в других странах, предполагаю, важно не кто виноват, а кто будет компенсировать многочисленные издержки и убытки. От упущенной выгоды за снижение объемов производства НПЗ, за испорченное оборудование, расходы по очистке трубопровода и проведению других восстановительных работ… Суммы-то исчисляются сотнями миллионов долларов. Окончательный ущерб можно подсчитать только после восстановления нормальной работы трубопровода и капитального ремонта оборудования на НПЗ. Видимо, когда Николай Токарев говорил об ответственности «Транснефти» за то, что «система не сработала», он имел в виду не только моральную, но и финансовую составляющую. Впрочем, вопрос о денежных расчетах, однозначно, дело будущих переговоров. Сегодня на повестке дня стоят технические задачи ликвидации последствий. Но денежный вопрос, несомненно, один из ключевых во всей этой неординарной истории.
volchkov@sb.by