Трасса М1/Е30

Как крестьяне стали жертвами «евростандартов»
Как крестьяне стали жертвами «евростандартов»

Чтобы рассказать о неказистом деревенском житье–бытье, журналисты обычно отправляются в глубинку. А вот Смолевичский район расположен рядом с Минском. Деревня Заямное — в считанных километрах от Минска. Казалось бы, транспортных проблем у местных жителей быть не должно. Но в их письме в редакцию — просьба обратить внимание на весьма парадоксальную ситуацию.

— 15 лет не можем комфортно доехать до Минска! Хотя вблизи деревни проходит трасса Брест — Москва. Через каждые 15 минут неподалеку следует автобус N 112 Минск — поселок Сокол. Раньше из столицы ходил автобус Минск — пионерлагерь «Волма». Проблем не было, чтобы детям добраться в школу, а взрослым — в город. Так же ездили и жители поселка Сокол. Когда построили дорогу Брест — Москва, маршрут движения 112–го автобуса поменяли: по трассе в обход деревни. А автобусный маршрут из Минска в пионерлагерь «Волма» вообще отменили, — рассказали мне собравшиеся на улице жители Заямного.

Что остается жителям? Ходить на остановки, которые расположены за 1 — 1,5 километра от деревни. Не так уж далеко, скажете? Но это в том случае, если пользоваться услугами автобуса Смолевичи — Дехань, который заходит и в Сокол. А такой рейс — лишь три раза в день. Что касается минского направления или попытки попасть в Сокол со стороны трассы, остается надеяться на попутки.

— Дорога в школу проходит через лес и трассу Брест — Москва. Дети пешком ходить боятся, — рассказывает жительница Заямного Надежда Кутузова. — У одной женщины однажды в пути отняли сумку. Особенно боятся девочки–подростки и молодые женщины. Водители– «дальнобойщики» останавливаются и спрашивают, не оказывают ли они интимные услуги. Легче тем, у кого есть свой транспорт. А как быть остальным?

Обращались жители Заямного со своей проблемой в разные инстанции. Прошли настоящий ликбез на тему, кто какую дорогу обслуживает, в чьей компетенции решение вопроса по открытию остановки. А в семье Кутузовых так и архив настоящий образовался из писем с ответами на обращения. Читается как «поэма об остановке». Казалось бы, никто из чиновников в отдельности не против решения проблемы. Но все время находятся какие–то серьезные возражения. Одна из закавык тянет даже на уровень... европейского масштаба. В апреле минувшего года из управления автомобильного транспорта Министерства транспорта и коммуникаций ответили: «Проектирование и строительство магистральной автомобильной дороги М1/E30 осуществлено в соответствии с требованиями Европейского соглашения о международных автомагистралях, с обходом Минска, Жодино, Борисова, Крупки и других крупных городов. Для обеспечения высоких скоростей транзитного транспорта дорога проложена в обход населенных пунктов... Именно по этим дорогам, имеющим необходимое обустройство (автобусные остановки, автопавильоны, пешеходные дорожки и т.д.), осуществляется автобусное сообщение из Минска с населенными пунктами... Автодорога М1/E30 соответствует требованиям, предъявляемым к международным автомагистралям, является скоростной, платной и входит в состав международного транспортного коридора». И дальше уже — о стандартах отечественных: «Обустройство... автобусных остановок на указанной дороге спровоцирует неорганизованное движение пешеходов через дорогу, снизит уровень безопасности и скоростного режима движения по международной магистрали».

В Заямном такой заумный ответ комментируют лаконично: «Выходит, трассу от нас оберегают... Не проще ли было деревню вообще снести?!»

Между тем, как считают жители окрестных деревень, их проблему можно решить достаточно быстро. Почему бы, если сложно и нельзя во имя здравого смысла нарушить «европейские стандарты», не организовать маршрут Минск — Сокол через деревню Заямное?

«И наш райисполком ходатайствовал об этом перед Минским горисполкомом», — говорит заместитель председателя Смолевичского райисполкома Тамара Кудрицкая. Но и здесь находятся противники (и в первую очередь — столичный автобусный парк N 1). Аргументы такие: необходимо увеличить протяженность маршрута, а также время поездки между Минском и Соколом. Соответственно снизится количество рейсов. Более загруженными окажутся автобусы. Выходит, минские автобусы — не для жителей деревни Заямное? Совет мастера отписок дают следующий: есть у вас свой райцентр — Смолевичи, вот туда и ездите. Если, разумеется, дойдете до остановки. По этому поводу все то же Министерство транспорта и коммуникаций еще об одном стандарте напоминает: «Расстояние подхода от д. Заямное до остановочных пунктов «д. Калита»... и «Дачи» ... составляет 1,5 и 1,6 км соответственно, т.е. находится в пределах пешеходной доступности для пригородной зоны...»

В свою очередь, председатель Петровичского сельсовета Владимир Ситник замечает: «При ссылках на такие «стандарты» нельзя забывать, что еще километр людям приходится идти по самой деревне, что не всякому старику, особенно в морозы или в жару, под силу. Может, наконец, подумают специалисты о трудностях пожилых и больных людей?» Впрочем, подобные реплики иные чиновники, судя по всему, предпочитают игнорировать.


Обращались жители Заямного со своей проблемой в разные инстанции. Прошли настоящий ликбез на тему, кто какую дорогу обслуживает, в чьей компетенции решение вопроса по открытию остановки. А в семье Кутузовых так и архив настоящий образовался из писем с ответами на обращения сельчан. Читается как «поэма об остановке».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter