Почему курс юаня опустился до 11-летнего минимума

Торговые войны и валютные маневры

Начало августа ознаменовалось резким движением двух важнейших валют в мире  —  доллара и юаня.

В начале этой недели Пекин опустил курс национальной валюты ниже семи юаней за доллар  —  до 11-летнего минимума. Этому предшествовало резкое обострение торгового спора между США и Китаем.

Фото РЕЙТЕР.

Пекин и Вашингтон прервали торговые переговоры, когда, казалось бы, были в шаге от соглашения. Трамп неожиданно заявил, что с 1 сентября он введет пошлины в размере десяти процентов на товары из Китая общей стоимостью 300 миллиардов долларов. То есть фактически на весь оставшийся китайский импорт.

И тут же в понедельник, 5 августа, на открытии торгов юань подешевел до минимума с 2008 года. Трамп ответил гневным твитом, обвинив Пекин в «валютной манипуляции». Американский президент считает, что Китай «намеренно занижает курс юаня», делая экспорт дешевле и увеличивая торговый дисбаланс с США. Американский президент призывает федрезерв «соответствовать». Напомню, что Федеральная резервная система США уже снизила ключевую ставку на 25 процентных пунктов  —  впервые со времен глобального экономического кризиса 2008  —  2009 годов. Трамп требует еще большего ослабления доллара  —  для продвижения американского экспорта и противодействия конкурентам, в первую очередь ЕС и Китаю.

Чего ожидать от подобных валютных маневров? Определенные выводы можно было сделать, внимательно наблюдая за ходом торговых переговоров двух стран. Уже тогда было очевидно, что Пекин столкнулся с упрямством Трампа, намеренного заключать сделку на своих условиях. А Вашингтон, в свою очередь, ошибался по поводу слабости Китая.

Вашингтон требовал нарастить закупки американских товаров, улучшить защиту интеллектуальной собственности, а также изменить китайскую промышленную политику. Пекин готов был действовать по первым двум пунктам, но изменение собственной промполитики в Пекине назвали самоубийством. По сути, это означало позволить американским менеджерам управлять китайской экономикой.

Так что в торговых вопросах Пекин проявлял долготерпение и мягкость, но в политике очертил красные линии.

И тем не менее Китай остается верен своему принципу сотрудничества. Даже и теперь китайский Центробанк заявил, что Пекин не использует и не будет использовать юань для того, чтобы справиться с торговым спором с крупнейшей экономикой мира. «Ослабление валюты произошло из-за последствий односторонних торговых протекционистских мер и ожиданий относительно пошлин против Китая»,  —  говорится в заявлении Народного банка КНР. Но, как пояснил китайский регулятор, «такое падение юаня  —  совсем не необратимое событие. Скорее, это похоже на уровень воды в водохранилище, который поднимается и опускается в зависимости от сезона».

В этой тонкой метафоре завуалирована настроенность на смену «сезона». Причем китайцы готовы помочь партнерам осознать свои ошибки.

Глава издательства «Китайские общественные науки» Чжао Цзяньин указал, что США сформировали набор политических установок и логику, извращающие китайско-американские торгово-экономические отношения и даже ход развития Китая.

По его словам, китайское издательство и британская издательская компания Paths International Ltd в скором времени выпустят совместную книгу «Прояснение некоторых ошибок США в восприятии Китая», которая конструктивно опровергнет ошибочные суждения США в отношении Китая, ответит на интересующие международное сообщество вопросы и уменьшит сомнение и недопонимание.

Трудно сказать, удастся ли таким путем переубедить американцев. Но то, что международное сообщество заинтересовано в понимании, однозначно. Взаимосвязь между динамикой юаня и других развивающихся валют в последние годы лишь нарастала.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter