Сельская газета

Топливный жупел

Производители молока из-за запредельного повышения стоимости топлива могут потерять 420 миллионов рублей в год

Только производители молока из-за проталкиваемого нефтяным лобби запредельного  повышения стоимости ГСМ могут потерять 420 миллионов рублей в год. Это больше 8 тысяч новых тракторов


В БЕЛАРУСИ цена на бензин и дизель в разы ниже той, что в Польше и Литве. На разнице зарабатывают жители приграничных населенных пунктов. Следуя собственному графику и договорившись с сопредельной стороной, везут  полные баки, а затем их «сливают». Заполняются до отказа соляркой для продажи дальнобойщики. Отсюда такие очереди из фур на границе. Ну а то, что цены на ГСМ практически стоят на месте который год,  даже вызывает удивление на фоне скачка стоимости электричества, коммунальных услуг. Однако поговаривают, что в скором времени они повысятся. И очень существенно. «СГ» попробовала разобраться, чем вызваны такие опасения.

Экспертизу в этом вопросе «СГ» попросила провести заместителя директора частного Агентства стратегического и экономического развития Александра КОНДРАШОНКА (на снимке), который разрабатывает бизнес-планы для крупнейших сельхозпредприятий в стране и России. Он подтверждает, что цены на топливо в Беларуси действительно одни из самых низких в СНГ. В прошлом году повышались всего на несколько копеек. Но это не почувствовали на своих кошельках потребители. При том, что своей нефти у нас очень мало. 

Низкие цены на нефтепродукты эксперт связывает прежде всего с проводимой государственной политикой в области регулирования цен на них. Плюс модернизированные белорусские нефтеперерабатывающие заводы, которые обеспечивают высокую глубину переработки сырья, в результате чего в стране производится высококачественное топливо, востребованное как на белорусском, так и на экспортных рынках.

Экономическое обоснование для увеличения цен в этом году, как и в прошлом, тоже есть. 

— Назрел момент, когда необходимо такое повышение. Однако увеличение должно быть поэтапным и плавным, в пределах до 3—5 процентов, так как резкое непрогнозируемое увеличение может негативно отразиться как на промышленных предприятиях, так и на рядовом потребителе. Повышение цен на топливо позволит обеспечить дополнительный доход основным игрокам рынка: нефтеперерабатывающим заводам, сетям автозаправочных станций. Производить некоторые категории топлива при существующем уровне цен и продавать на белорусском рынке невыгодно, — замечает Александр Кондрашонок.  


МЫ связались с пресс- секретарем концерна «Белнефтехим» Мариной Костюченко. По поводу изменения цен на топливо она пояснила кратко:  «Если и будет принято такое решение, мы известим через сайт». Она также сослалась на то, что в своем недавнем интервью БЕЛТА заместитель председателя «Белнефтехима» Андрей Рыбаков уже говорил на эту тему. Что ж, вернемся к позиции топ-менеджера.

По словам Андрея Рыбакова, рентабельность производства и реализации моторного топлива на внутреннем рынке отрицательна. Один из путей ее увеличения — как минимум привести белорусские цены на автомобильное топливо к паритету с ценами российского рынка. Все возможные меры внутреннего характера для сокращения затрат НПЗ уже предприняли.

Андрей Рыбаков в упомянутом интервью приводит статистические данные за август—декабрь прошлого года, в которых  отмечается постоянный рост стоимости нефти. В декабре 2017-го средние мировые котировки нефти составили 63,9 доллара  за баррель и на 25,8 процента превысили уровень котировок августа 2017-го (50,8 доллара  за баррель). 

Удельный вес стоимости нефти в себестоимости производства нефтепродуктов — более 80 процентов.  Поэтому для компенсации потерь НПЗ от роста котировок нефти за указанный период цены на нефтепродукты необходимо увеличить на 23 процента. Кроме того, в 2018 году запланирован поэтапный рост ставок акцизов на моторное топливо на 10 процентов, что также ухудшит экономическую эффективность работы НПЗ и потребует компенсации потерь путем увеличения цен.

Это, подчеркнем, позиция ведомства. Будет ли она принята к рассмотрению, реализована в той или иной степени, говорить рано. А о том, что предлагаемая цена, на наш взгляд, запредельная, что информационный выброс такого плана вообще сомнителен, можно. Опасная, оторванная от реальности идея — повышать сразу почти на четверть стоимость энергоресурсов, тогда как у НПЗ от внешних продаж по итогам 2016 года сохраняется в принципе положительная рентабельность, — по моему скромному разумению, безответственно. Гигантский скачок повлечет за собой тотальное увеличение стоимости жизни  во всем ее многообразии, начиная  от стоимости проезда в общественном транспорте до цен  на товары и услуги. 

ДАВАЙТЕ посмотрим, что будет  с предприятиями АПК, в себестоимости продукции которых энергетическая составляющая 10—20 процентов. В любанском ОАО «Речень» даже при том, что закупочная цена поднималась, затраты на производство тонны зерна составят около 200 рублей. То есть себестоимость станет равной закупочной цене. Выращивать зерновую группу будет попросту невыгодно. А ведь хлеб — продукт стратегической важности. И без него никуда.

Не так выгодно станет производить молоко. По информации экономиста этого хозяйства Жанны Лосевич,  после озвученного подорожания  топлива сельчане  могут терять по 60 рублей с тонны. Выручки останется с гулькин нос – всего 36 рублей с тонны. А ведь из  этих денег нужно еще заплатить за электричество, штатным специалистам, найти деньги на покупку техники. Да и закупиться новым топливом, которое  сельхозпредприятие не берет в кредит, а получает за произведенную продукцию. И попробуй вовремя на рассчитайся. 

А теперь урок прикладной математики в тему. За прошлый год в стране произведено практически 7 миллионов тонн молока. Шестьдесят рублей с тонны, которые хотят изъять нефтяники, это 420 миллионов рублей. Если средняя цена трактора (МТЗ-82 и -1221) 50,5 тысячи рублей, то у села уводят примерно 8316 машин.  Всего их в  наших сельхозпредприятиях примерно 40 тысяч единиц. 

Будут убытки и на сезонных сельхозработах. Только на весеннюю посевную в апреле-мае тому же ОАО «Речень» понадобятся баснословные дополнительные средства – 63 тысячи рублей. (И это, не считая уборочной). За эти деньги можно купить два трактора. Техника, кстати, для сельхозпредприятия нужна как воздух. Ведь ее приходится арендовать по заоблачным ценам. 

Наш эксперт Александр Кондрашонок высказывает предположение: «Строится атомная электростанция. Некоторые промышленные предприятия смогут переориентировать на электроэнергетику. А основной потребитель дизельного топлива – предприятия АПК — пусть работают во время посевной и уборочной, как и раньше, при этом обеспечивая рачительный расход топлива и экономию дорогих ресурсов. Тогда рост цен на топливо в целом не ударит по кошельку».

Возможно, что за электроэнергетикой будущее, так как киловатт ее дешевле, чем жидкое топливо. Но нужно исходить из реалий. Электротрактор, к примеру,  пока еще в разработке, и, похоже, увидим его нескоро. А основной энергоноситель в нашем АПК — дизельное топливо — расходуют не только во время посевной и уборочной, а практически 12 месяцев в году. Ведь производство круглосуточное: каждый день нужно подвозить корма на ферму или воду. Совсем не укладывается в голове, что даже эти технологические процессы станут менее доступными, не говоря уже об остальном.  

КОНЕЧНО, на фоне всех предстоящих изменений – возможных или неожиданных —  аграриям нужно рачительно использовать ГСМ. Тогда и топлива,  какое оно бы ни было дорогое, понадобится меньше. Зато больше денег останется на удобрения, средства защиты. 

Только если мы призываем крестьянина, который потом поливает землю, выращивая корма и производя молоко и мясо и получая за это сущий мизер в сравнении с заработком нефтедобытчиков, тотально на всем экономить, то и последним нужно об этом подумать.  Да, продукты переработки у нас одни из лучших в СНГ, на  НПЗ делают все, чтобы продолжить модернизацию, но только  не надо плакаться, что это все, предел.  Неправда. Технологии в этом бизнесе развиваются семимильными шагами, спрос на продукт стабильно растет. Да и нефть — это же не озимый рапс, она в бесснежную зиму в крекинг-установке не замерзнет.

А что касается справедливой цены на топливо, то с Александром Кондрашонком здесь надо согласиться:  только она заставит всех, в том числе аграриев, инвестировать в более экономичные технологии, снизив   топливные издержки в структуре себестоимости товаров и услуг. Целесообразнее, например,  снижать себестоимость кормов за счет рачительного внесения средств защиты растений, ведь цены на них привязаны к доллару. 

В Витебской, к примеру, области, где  не очень высокий балл плодородия почв, в одном из хозяйств отработали новую  систему внесения удобрений. В итоге затраты те же, что и раньше, а выход продукции в два раза выше. Таких примеров, поверьте, много. Но если сравнить затраты на производство продукции у нас и в той же Европе, то катастрофически мало. Только как бы кто ни упирался и противился новым технологичным веяниям, жизнь заставит идти в ногу со временем. Ведь топливный жупел далеко не последний в арсенале тех, кто хотел бы снять пенки со становящегося на ноги агробизнеса.

kovalev@sb.by

Фото автора


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Александр,54,Бобруйск
27.01 12:54 5/0 Ещё
Концерн Белнефтехим и все в него входящие пусть себе урежут на 30% свои бешеные зарплаты---это первое,а второе---пусть экспортом перекрывают внутренний рынок и третье---на приграничных автозаправках продавать иностранцам не более 10 литров на выезд из страны топлива,как любителям,так и профессионалам,на въезд---сколь влезет и точка. Ежели начнут повышать цены,как хочет концерн,то уж проще всех отправить в рай...........или лечь под запад,аль восток...... Иного выхода не вижу.
Александр,54,Бобруйск
27.01 12:54 5/0 Ещё
Концерн Белнефтехим и все в него входящие пусть себе урежут на 30% свои бешеные зарплаты---это первое,а второе---пусть экспортом перекрывают внутренний рынок и третье---на приграничных автозаправках продавать иностранцам не более 10 литров на выезд из страны топлива,как любителям,так и профессионалам,на въезд---сколь влезет и точка. Ежели начнут повышать цены,как хочет концерн,то уж проще всех отправить в рай...........или лечь под запад,аль восток...... Иного выхода не вижу.
Иван г.Кричев
28.01 00:04 1/0 Ещё
Вот только не нужно наступать на те же грабли что ранее. И пора прекратить эту тупую истерику. Мы не Литва и не Польша,
и из-за них страдать наши граждане не должны, все не вывезут.
Провинциал
28.01 12:47 2/0 Ещё
Если поднимется цена на топливо, то  повысятся цены на товары, увеличится  стоимость проезда в общественном транспорте, а сельхозпредприятиям станет хуже. Многие из них и так еле выживают, в долгах как шелках. Внутри " Белнефтехима" нужно сокращать издержки!
Александр,54,Бобруйск
28.01 19:14 0/1 Ещё
Провинциал, сокращать издержки---это значит уволить не менее 50% самого управления концерна и управляющих структур подведомственных предприятий и сократить оставшимся зарплаты на 30%. Думаете на это кто-то пойдёт? Никто и никогда.
акбар, 100
28.01 20:26 0/1 Ещё
Самые лучшие советы дают люди, как правило, очень далёкие от понимания реальных проблем, не несущие при этом никокой ответственности за свои советы. Да-с.
Александр,54,Бобруйск
29.01 09:07 0/0 Ещё
акбар, 100, каждая страна имеет право защищать свой рынок,не так-ли? Слышали про квоты?
Виктор
29.01 10:16 0/0 Ещё
акбар, 100, каждая страна имеет право защищать свой рынок,не так-ли? Слышали про квоты?
При чём здесь квоты? В огороде бузина, а в Киеве дядька ;))) Цены на топливо влияют на всё! Поэтому речь не только о сельхозпроизводителях, но и обо всех. И потребителях тоже. Сегодня утром зашел в магазин. Что то раньше не обращал внимания. "Открыл" для себя. Сметана подорожала, масло 160гр. пачка, оказывается уже есть)))). Цены тоже... Помню времена, когда пачка масла 200гр. и только. Теперь масса уменьшается, зато цена на пачку "стабильна". Это, вроде как для равновесия.))) Логистика становится всё дороже и дороже. А логистика-это топливо, в первую очередь. Так что...
Евгений, 33, Барановичи
29.01 10:54 1/1 Ещё
Потери производителей молока все же не так существенны по сравнению с ростом  доходов от подорожания нефти и нефтепродуктов для нашей страны, увы наша страна сидит на нефтяной игле и основной доход получает от перепродажи и переработки углеводородов... Молоко это так, мелочи, поэтому это не скажется сильно на экономике нашей страны...Все же рост цен на нефть вселяет оптимизм.
Вадим, 48, Беларусь
29.01 16:50 3/0 Ещё
Рост цен на топливо связывают с ростом нефтяных  котировок.  При снижении цен на нефть со 120-140 долларов за бочку до 35-40 кто-нибудь заметил снижение цены на топливо на внутреннем рынке?  
АЮВ
29.01 17:41 0/1 Ещё
Я бы согласился на подорожание топлива. При условии, что если завтра, послезавтра, после послезавтра, после... стоимость нефти понизится, то и цена на топливо, сами понимаете... А?
Улисс
29.01 20:13 0/0 Ещё
АЮВ, вы читали комментарий Вадима Он ответил на ваш вопрос Цена на бензин установилась когда баррель стал стоить более 100 долларов А вы заметили понижение цены на бензин когда баррель стал стоить 30 долларов Вот и я не заметил
чытач СБ
30.01 00:11 1/0 Ещё
Пустое всё.Можно подумать к вашим комментариям прислушаются и обязательно всё учтут.
Александр,54,Бобруйск
30.01 11:05 0/0 Ещё
Виктор, что-то вы меня не поняли,думаете я не понимаю,что происходит и цен в магазине не вижу,в отличие от вашего ВДРУГ?
Владимир, 36, Могилев
30.01 23:27 0/0 Ещё
Пусть начнут экономить с зарплат операторов АЗС которая в районе 1500 руб. Не говоря об остальных сотрудниках по цепочке выше. При зарплатае на остальных предприятиях 400-500 руб. и то это считается хорошой з/п в нашей рб
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?