Мягкое решение: мебельная фабрика «Прогресс» увеличила ассортимент и экспортный потенциал

Тонкости успешной меблировки

Гомельская мебельная фабрика наращивает поставки своей продукции за рубеж

Лет 30 назад мебельная фабрика «Прогресс» выпускала шесть моделей диванов в гобеленовых тканях. Теперь в прайсе около сотни наименований продукции и 700 видов ткани. Чтобы достичь такого результата, пришлось пройти длинный путь. В чем секрет успешности, корреспондент «Р» узнала, побывав на самом крупном в Гомельской области производстве мягкой мебели.

«Прогресс» — самый крупный производитель мягкой мебели в Гомельской области.

Диваны впервые уехали в Грузию

В месяц фабрика производит около 3500–4000 единиц мягкой мебели примерно на 5 миллионов рублей. Пик продаж традиционно приходится на октябрь — декабрь, когда заканчивается теплая пора и люди хотят чего-то нового и уютного в дом. Особенный ажиотаж наблюдается накануне новогодних праздников.

— У нас на складе и в торговых залах есть буквально весь основной ассортимент продукции, — рассказывает генеральный директор мебельной фабрики «Прогресс» Юрий Главатский. — Но мы стремимся работать по индивидуальным заказам — это современный и экономически обоснованный подход. Чтобы каждый покупатель нашел то, что ему нужно с учетом не только внешнего вида, физических параметров, но и цены, ассортимент условно разделен на классы. Есть бюджетный сегмент, средняя ценовая категория и VIP-продукция. Но если говорить в целом о популярности нашей мебели, то хит этого года — угловые диваны.

Юрий Главатский.

До 2022 года на экспорт поставлялось около 40 процентов мягкой мебели, сейчас эта цифра увеличилась на 10 процентов. Почти половина продаж за рубеж приходится на российский рынок, остальное уходит в страны Средней Азии и кавказские регионы.

Пять лет назад в Беларуси появилась собственная товаропроводящая сеть, сейчас в ней 20 магазинов. В том числе и поэтому у гомельской мебельной фабрики имеется стабильный рост объемов производства. В среднем он составляет до 10 процентов в год. Рентабельность за январь — июнь была 12 процентов.

От треугольника до карамельки

На фабрике замкнутый цикл производства, начиная от изготовления каркасов и пошива чехлов для мебели и заканчивая выпуском пружинных блоков боннель. Большая часть материалов, которые идут на изготовление мебели, белорусского производства, в том числе метизы, древесно-стружечные плиты, фанера. Например, проволоку для пружин «Прогресс» закупает в Жлобине на Белорусском металлургическом заводе. Тем более, говорят на предприятии, качество отечественного сырья ежегодно улучшается и по большей части соответствует мировым стандартам. Небольшая доля комплектующих приобретается в Российской Федерации.

Ольга Заверюха, швея мебельной фабрики «Прогресс».

Мы на швейном участке. Эта машина может сделать строчку по периметру ткани в виде треугольника, ромба или даже конфетки — всего на ней установлено 16 программ. Как утверждают на предприятии, такого оборудования в Беларуси больше нет. Чаще всего на новой машине работает швея-бригадир Ольга Василькова.

— С ее помощью можно даже вышивать. Когда оборудование только появилось в нашем цеху, каждая швея хотела попробовать его в деле — всем было интересно. Конечно, освоить управление было непросто, очень много программ, но результат бесподобный, — говорит Ольга, нажимает кнопку — и по краю обивочной ткани бегут белые строчки в виде круглых карамелек.

Имя на чехле

Из производственных новинок — стегальная машина с числовым программным управлением. «Прогресс» был первым белорусским предприятием, где появилось такое оборудование.

— На нем можно даже ваше имя написать, — рассказывает о многочисленных технических возможностях машины начальник цеха Денис Гончаренко. — Теперь стегать мебельные чехлы для диванов мы можем хоть ромбами, хоть квадратами. Кроме того, машина высокопроизводительная и с минимальным количеством брака. Вручную такого качества пошива добиться невозможно.

Практически все процессы на предприятии автоматизированы. Ручной труд остался там, где без него невозможно обойтись. Например, это касается пошива чехлов, сборки каркасов и обивки мягкой мебели.

Ручной труд остался там, где без него не обойтись.

Елена Книстова работает на новой однослойной раскройной машине. На ней преимущественно выполняются индивидуальные заказы. Женщина рассказывает:

— Например, нужно подготовить материал для раскроя чехлов для 15 диванов, но вдруг появляется срочный единичный заказ. Раньше приходилось останавливать один процесс и начинать другой. Благодаря новой машине работа идет параллельно, мы гораздо больше успеваем.

— Что самое сложное в работе? — спрашиваю.

— Тяжелее всего выучить наименования тканей — их море. Это не просто белый, желтый, синий велюр, а сотни оттенков материалов. Но это очень интересно — все время появляется что-то новое, поэтому работа у нас увлекательная и даже творческая.

Разновидности тканей и расцветок для диванов, которые производили здесь лет 30 назад, можно было сосчитать по пальцам, зато сейчас на стендах раскройного участка около 700 образцов.

Было три вида ткани, теперь 700.

Таисия Сакович на предприятии работает уже 32 года, несколько последних — старшим мастером раскройного участка:

— Когда я пришла, были только гобелен и легкая ткань — и все на этом. И только в двух-трех цветах. А чтобы раскроить материал, допустим, для десяти диванов, нужно было каждый рулон ткани расстелить отдельно, разложить лекала, мелом разметить, а потом машинкой вручную раскроить.

— А сейчас как? — интересуюсь я.

— Да сейчас и делать нечего! — улыбается Таисия. — Стелем сразу стопку ткани, задаем программу — раскройная машина с ЧПУ сама все делает, а мы только забираем со стола готовый крой.

Сам погрузит и снимет заготовки

Недавно «Прогресс» купил новый раскройный деревообрабатывающий станок плитных материалов. Сейчас готовятся карты раскроя и ведется пробная эксплуатация. Планируется, что на полную мощность он заработает в течение октября. Оборудованием, производительность которого на 30 процентов выше станка-предшественника, управляет Александр Грицюк. Для работы на аналогичной старой машине требовалось два специалиста, а сейчас только один. Мужчина пояснил:

Модернизация автоматизировала производство.

— Здесь столько функций и программ — вот разбираюсь постепенно, уже освоился практически. Новый станок с конвейерной подачей и съемом заготовок, еще он сверлит, фрезерует. А если сравнить условия труда с тем, что было 20 лет назад, когда только пришел, то это небо и земля. Было очень много тяжелого физического труда, который просто выматывал, а сейчас все современно, удобно. Горжусь, что наша фабрика развивается и выпускает такую отличную мебель.

КОМПЕТЕНТНО

Игорь АСЛЮК, председатель комитета экономики Гомельского обл­исполкома:

— Гомельская область занимает третье место в республике по объемам экспорта, поставляя за рубеж около 55 процентов производимой продукции. Основными экспортными позициями являются черные металлы и изделия из них, молочная продукция, сельскохозяйственная техника, химические удобрения, изделия из пластмассы, фанера, листы ДСП и ДВП, бумага и картон. Продукция гомельских предприятий поставляется в 87 стран мира. Новыми в этом году стали Алжир, Гана, Колумбия, Марокко, Палестина, Перу, Сирия.

severyanova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter