Точность – вежливость профессионалов

В работе судебных экспертов нет мелочей

В работе судебных экспертов нет мелочей

Нынешним летом Государственный комитет судебных экспертиз Беларуси отметит первый год работы. За это время его подразделениями проведено более 350 тысяч экспертиз и исследований. Какие же экспертизы могут быть сделаны по заявкам физических лиц, какова их стоимость и по каким вопросам чаще всего обращаются люди к экспертам? Об этом и многом другом беседа с заместителем председателя Государственного комитета судебных экспертиз — главным государственным судебно-медицинским экспертом Беларуси Юрием ОВСИЮКОМ.

Решения на генном уровне

— Юрий Александрович, с чем приближаетесь к первой годовщине работы?

— Государственный комитет судебных экспертиз Республики Беларусь учрежден Указом Президента Республики Беларусь № 202 от 22 апреля 2013 года, а свою служебную деятельность начал 1 июля. Ее анализ показывает высокую эффективность и результативность принятого решения об объединении экспертных подразделений в один государственный орган: в несколько раз повысилось качество проводимых экспертиз и исследований, сократились сроки их проведения, улучшилась материально-техническая база.

— Известно, что основной фронт вашей работы — помощь в раскрытии преступлений. Однако услуги судебных экспертов доступны и рядовым гражданам, не имеющим отношения к уголовным делам. Какие из экспертиз пользуются наибольшей популярностью у населения?

— Мы проводим более 120 видов экспертиз, каждая из которых может быть сделана на возмездной основе по заявке белорусских или иностранных граждан. Самыми востребованными сегодня являются генетические экспертизы по установлению спорного отцовства или биологического родства. Таковых ежегодно проводится более 500, причем спрос на них постоянно растет. Проводятся они в центральном аппарате Государственного комитета и во всех областных управлениях с вероятной точностью 99,99х1012. Стоимость такой экспертизы для семьи из трех человек составляет от 2,5 млн рублей, если же один из родителей иностранный гражданин, сумма составит от 3,3 млн рублей. Учитывая, что само исследование и используемые при этом оборудование и реагенты крайне дорогостоящие, цены вполне демократичные.

— Несколько лет назад мировую огласку получил случай, когда владелица косметической империи L’Oreal, самая обеспеченная женщина Франции, была признана слабоумной и потеряла возможность распоряжаться собственным состоянием в 20 млрд долларов. В Беларуси о подобных случаях не слышно, но попытки оспорить, например, завещание встречаются. Как “не дать шансов” недобросовестной родне?

— Недопущению подобного могут способствовать судебно-психиатрические и судебно-психологические экспертизы, проводимые до совершения той или иной сделки для выявления так называемой сделкоспособности гражданина. Таких экспертиз проводится немало, но хотелось бы, чтобы граждане обращались к нам по этому вопросу чаще. Дело в том, что сегодня мы делаем немало посмертных судебно-психологических экспертиз — выясняем сделкоспособность уже умершего человека. Естественно, такие экспертизы крайне сложны: изучается множество документов, опрашивается широкий круг людей. А одна из сторон всегда будет недовольна результатом, жаловаться, обращаться в суды, что повлечет за собой проведение повторных исследований. Решением этой проблемы может стать добровольная судебно-психиатрическая экспертиза, с заявлением о проведении которой гражданин обращается к нам до совершения им сделки. Кстати, такой алгоритм все чаще предлагают гражданам и добросовестные риелторы. Стоимость этой экспертизы в зависимости от объема документов составит на сегодня от 3 до 9 млн рублей.

— В этом случае оспорить даже в суде завещание или сделку будет невозможно?

— Скажу больше: за многие годы проведения таких превентивных экспертиз не было еще ни одного случая оспаривания результатов сделки или содержания завещания в суде. Есть еще один нюанс: бывает, человек состоит на учете в психоневрологическом диспансере (на что в будущем родственники могут указывать для признания сделки несостоятельной), но в момент совершения сделки быть сделкоспособным. В таких случаях предварительно проведенная экспертиза тем более необходима. К тому же ее стоимость несоизмерима с возможными негативными последствиями в будущем.

Что же касается других популярных экспертиз, то можно назвать ряд криминалистических исследований: почерковедческое, автотехническое, исследование оружия. Первое из них предполагает обычно идентификационное исследование почерка или подписи, его стоимость в среднем составляет 10—12 млн рублей. Автотехнические исследования рассматривают обстоятельства ДТП и возможности их предотвращения, исследуют шины, узлы и агрегаты транспортных средств.

— На днях ряд СМИ затронул тему поселка Гезгалы Дятловского района, где нашли приют две сотни бывших минчан, ставших жертвами “черных” риелторов. Как следует из материалов, жилищные сделки совершались ими в, мягко говоря, не вполне адекватном состоянии. Могут ли эти сделки быть признаны несостоятельными?

— У нас есть специалисты, занимающиеся изучением почерка в различных психоэмоциональных состояниях человека. Возможно и проведение судебно-психиатрической экспертизы: был ли гражданин на тот момент сделкоспособным. К сожалению, описанных вами ситуаций рассматривается в судах немало. Но если родственники бывших собственников жилья обжалуют результаты подобных сделок в судах и привлекают к этому экспертов, примерно в 50 процентах случаев результаты сделки удается отменить.

Наша служба не стоит на месте: улучшается подготовка экспертов, появляется новое, более производительное и инновационное оборудование. Все это позволяет нам совершенствоваться и выполнять поставленные задачи на более высоком уровне, нежели это могло быть 15—20 лет назад. Сегодня можно смело говорить о том, что в Беларуси создана одна из самых сильных, наиболее оснащенных и организованных экспертных служб на постсоветском пространстве. Может быть, и самая сильная, если судить по оценкам наших коллег. За последние годы учиться у нас приезжали коллеги из России, Казахстана, Литвы, Монголии, Молдовы и других стран. Подобная востребованность показывает, что уровень судебной экспертизы в Беларуси высочайший.

Постоянство совершенства

— А сами где готовите специалистов? Если молодой человек или девушка решает стать экспертом, на что им необходимо обратить внимание для осуществления своей мечты?

— Судебно-медицинских экспертов готовят медицинские вузы, экспертов-криминалистов — Академия МВД Республики Беларусь, а также практически все основные учебные заведения страны. Обратить же внимание желающим работать у нас надо прежде всего на успеваемость, тем более что эксперту предстоит учиться по сути всю жизнь. К потенциальным работникам мы присматриваемся, когда они еще на 2-м или 3-м курсах. Из личных же качеств следует назвать прежде всего порядочность и ответственность. Ведь от заключения эксперта нередко зависит судьба многих людей. И он всегда должен оставаться чистым и беспристрастным. Именно поэтому Государственный комитет судебных экспертиз подчиняется непосредственно Президенту: никакое ведомство не может вмешаться в нашу работу и помешать установить истину.

— Юрий Александрович, а на самих экспертов специфика работы как-то влияет? Скажем, на отпечатки пальцев на мебели или посуде вы в быту внимание обращаете?

— Профессиональная деформация свойственна каждой профессии. Я порой ловлю себя на мысли, что при общении с человеком часто обращаю внимание на то, есть ли у него ссадины или кровоподтеки на открытых частях тела. И если они есть, тут же выстраиваю предположение, чем они могли быть вызваны. Словом, от особенностей профессии не уйти.

Эксперты и чемпионы: взаимная готовность

— На следующей неделе стартует долгожданное для всей страны событие — чемпионат мира по хоккею, ожидается приезд большого числа иностранных гостей. В связи с этим работа Госкомитета как-то изменится?

— Наше ведомство, как и все остальные государственные органы, к чемпионату, конечно, готовится. Мы провели учебные занятия для сотрудников правоохранительных органов, разъяснив им основные возможные признаки поддельных билетов. Кроме того, на период чемпионата мы перешли на работу в усиленном режиме для полной готовности к оперативному судебно-экспертному обеспечению и правоохранительных органов, и населения, и гостей. Поэтому если возрастет спрос на наши услуги, мы их окажем на том же профессиональном уровне, как и всегда.

Кстати, хочу всем посоветовать не стесняться и не бояться обращаться в Государственный комитет судебных экспертиз. Все наши сотрудники нацелены лишь на то, чтобы максимально полно помочь человеку, обратившемуся к нам, установить справедливость.

 В ТЕМУ

Чтобы сэкономить треть триллиона

В ходе недавнего отчета Президенту председатель Государственного комитета судебных экспертиз Андрей Швед внес ряд предложений по совершенствованию судебно-экспертной деятельности без дополнительных бюджетных затрат, которые в основном были поддержаны Александром Лукашенко. Одно из предложений касалось возможности взыскания с виновных в рамках уголовного и административного процесса тех затрат, которые несет государство в связи с проведением судебных экспертиз: в среднем за год на проведение таких исследований из госбюджета направляется более 300 млрд рублей. Президентом дано поручение ряду ведомств о проработке соответствующих законодательных изменений.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter