Фото РИА Новости
Работников комбината трудоустроят. В этом их заверил заместитель председателя Брестского горисполкома Сергей Жуков на встрече с коллективом. Однако сохранять УПК дальше было нельзя. В нынешнем своем виде он даже не вписывается в новый Кодекс об образовании. В Министерстве образования подтвердили: в стране таких учреждений остались единицы. Их сокращение — это тенденция, и прослеживается она уже несколько лет. Специалисты от педагогики считают эту форму обучения молодежи устаревшей.
Да, с 70–х годов прошлого века УПК многих вывели в люди. Школьники получали здесь первоначальные знания о рабочих специальностях и некоторые профессиональные навыки. А потом шли в училища и техникумы, заранее определившись с профессией. Кому–то в УПК могло приглянуться столярное дело, кому–то, например, портняжное. Очень любили старшеклассники учиться на водителя. Мой брат, например, в числе сотен мальчишек, окончив УПК, сдал на права.
В советское время УПК были востребованы еще и потому, что как раз тогда бурно развивалась промышленность. Страна нуждалась в рабочих руках. А со свидетельством об окончании учебы на комбинате можно было сразу идти на предприятие, окончив при этом все 10 классов. Кроме того, поступить в проф-училище, уже имея специальность, тоже было проще.
Такой вариант устраивал и родителей. Особенно на периферии. Чтобы обучиться, например, на кондитера или токаря, дети не уезжали на учебу в ПТУ в райцентр после восьми классов. Еще два года до окончания школы ребята жили дома. Под присмотром. Тем более что выбор профессий в УПК был широкий. В Бресте, к примеру, в лучшие времена предлагали 34 специальности: от столяра до секретаря. Сейчас осталось 14 — часы постепенно сокращались. По объективным причинам.
Дело в том, что уровень подготовки при всем профессионализме мастеров был объективно ниже, чем в профлицеях. А они сегодня и так полностью закрывают рынок труда. Есть ли в таком случае смысл тратить бюджетные деньги на УПК? К тому же ритм жизни стал более динамичным, поэтому к старшим классам дети уже, как правило, с профессией определяются.
Сами работники Брестского УПК в разговорах со мной признавали, что во многом их заведение несло воспитательную нагрузку. Школьники были чем–то заняты после уроков. Куда они пойдут теперь в свободное время? Начальник управления Министерства образования Светлана Уклейко ответила: альтернатива есть. Отныне ребята по желанию смогут получать профессию на базе учреждений профтехобразования, продолжая учиться в старших классах. На это дополнительно выделяется шесть часов в неделю. Местные отделы образования должны подумать, как все грамотно организовать. По окончании курсов так же, как и после УПК, они получают соответствующее свидетельство.
Идея ненова. Я оканчивал школу в 90–е годы в России. И как раз попал на любопытный эксперимент. Вместо УПК в двух классах ввели параллельное обучение в торгово–экономическом техникуме по специальности «Повар — менеджер–технолог». Программные предметы от литературы до математики мы штудировали за школьными партами. А два раза в неделю после уроков отправлялись на учебу, где нас готовили только по специальности, преподавая микробиологию, органическую химию, кулинарное дело... Перегруза не было.
Однако, проучившись полтора года, я понял, что кастрюли со сковородками оставлю по жизни как хобби. И бросил техникум. Но о потраченном на профучебу времени не жалею. На домашней кухне моим кулинарным навыкам цены нет.
Думаю, курсы для старшеклассников на базе профессиональных лицеев — отличная альтернатива УПК. Вуз и колледж никуда не убегут. Но неплохо было бы до этого научиться что–то полезное делать своими руками. Глядишь, когда–нибудь поварская или слесарная специальность семью прокормит. Если с дипломом экономиста работа не выгорит.