Тещины зигзаги
22.04.2008
Иногда у творческого человека в определенный момент, наверное, в силу возраста, неизбежных тягостных мыслей о смысле профессии появляется желание отбросить природный эгоизм, собственные амбиции и чистосердечно поделиться своим знанием с людьми, совершенно далекими от искусства, обратить их в свою бескорыстную веру. Ведь частный смысл любого творчества, видимо, и заключается в его продолжении. Золотая пыльца гордыни, мирно оседающая в твоих садах и не приносящая новых плодов, никому не нужна. Для настоящего творчества нет разницы между пафосным концертным залом в столице и сельским ДК со сквозняками и старой пылью на крышке пианино. Нет для него и возрастного ценза.
Музыка нас связала
Когда 16 лет назад при доме культуры поселка Ратомка Минского района почти стихийно возник фольклорно–шуточный (такая формулировка и сегодня кажется исключением) коллектив «Цешча», никто и не думал, что он проживет такой долгий срок, станет популярным и любимым в округе. Сейчас ансамбль не только гастролирует по окрестностям, но и доезжает до таких отдаленных местечек, как Лынтупы Витебской области, — крайней точки озерного края. Многих наших популярных артистов в Лынтупы, конечно, не затащишь, а вот самодеятельные артисты едут туда с радостью.
В обычной жизни ратомские певуньи действительно далеки от творчества, но тем не менее в ансамбле есть свои знаменитости. Доктор–ветеринар Эвелина Салапек долгое время работала в Сирии, занималась лошадьми. «Когда в Ратомке проходят международные соревнования по конному спорту, к нам приезжают наездники из Англии, Франции, Нидерландов. Первый ветеринар, к которому обращаются за советом на таких соревнованиях, — наша Эвелина Тимофеевна», — гордится главная движущая сила «Цешчы» актер Николай Рябычин.
10 любящих женщин
За 17 лет сменилось 6 художественных руководителей. Знал коллектив и свои расколы. Сам Рябычин не только участник «Цешчы», но, говоря современным языком, еще и продюсер. Кажется, что он нашел ключ к женской психологии.
— Я бы с удовольствием отыскал какого–нибудь актера на мою роль, чтобы он участвовал в наших спектаклях, — говорит Николай, — а сам занимался своим кукольным театром «Микося» и другими проектами, но кто же согласится работать почти за идею?
В «Цешчы» традиция комического белорусского куплета, отличающегося от русской частушки, возможно, большей искренностью, претерпела изменения. Здесь она не только зрелищна, комична, но в первую очередь современна. В номерах коллектива нет и намека на пошлость. Мироощущение и философия этих интермедий — чисто белорусские.
Уходящая натура
В словах о том, что этих 16 лет могло и не быть, если бы ансамбль не курировал профессиональный актер, есть доля правды. Рябычин активно снимается в кино, мечтает о театре. Хотя вспоминает об этом как бы вскользь. Например, о совместной работе с Валерием Раевским в спектакле «Собака с золотым зубом»: «Пьеса была так себе, но спектакль получился хороший. В нем были заняты прекрасные актеры — Галина Орлова, Татьяна Мархель, Виталий Редько, Александр Гарцуев, Геннадий Овсянников».
Нить между самодеятельностью и профессиональным театром иногда в истории коллектива была и довольно зрима — на помощь «Цешчы» приходили и коллеги Рябычина.
— Николай, поправьте меня, но мне кажется, что такие коллективы, как ваш, это уже уходящая натура. Что может заставить 30–летних, например, этим заниматься?
— Видимо, да. Теоретически можно было бы собрать коллектив молодых женщин и назвать его, допустим, «Невеста». Но у меня уже мало сил и много съемок в кино. «Цешча» — это моя любовь и судьба. С этим коллективом я хочу идти до конца, сколько там Бог нам отмерил. Хочется, чтобы нас знало больше людей, чтобы нас приглашали на гастроли. Российские режиссеры кино о нас, конечно, не снимут, а вот настоящий документальный фильм на белорусском телевидении — это уже почти реальность.
— Почему к коллективам фольклорного направления часто относятся скептически?
— Много штампов в сознании... Но вы видели, как реагируют зрители. Им, видимо, вместе с нами тоже идти нескучно все эти 16 лет.