Темная сторона солнца
20.06.2008
Медиков пугает глобальное потепление
Посреди нашей традиционной зимы с ее слякотью, сыростью, пронизывающими ветрами и «гололедными эпидемиями» проблемой глобального потепления никого не испугаешь. Бр–р–р! Считайте, полгода сплошного сумрака! И вот мы наконец вышли из «тени». Потеплело глобально. На градуснике — далеко за плюс 20. И мы так хотим, чтобы лето не кончалось! А вот Всемирная организация здравоохранения наших настроений не разделяет.
Казалось бы, о чем речь? О паре–тройке «лишних» градусов, и то в целом по планете! За последний век средняя температура на Земле выросла на 0,74 градуса по Цельсию. В Беларуси же, по данным академика НАН Владимира Логинова, за 120 лет стало в среднем теплее на 1,1 градуса. Если оправдаются прогнозы ученых, то к концу XXI века потеплеет еще почти на 3, и наш климат будет больше похож на приятный во всех отношениях украинский. Никогда за последнюю тысячу лет метаморфозы в небесной канцелярии не были так стремительны! Но что для сельского хозяйства — новость хорошая, для географов и медиков — не из приятных. Первые предупреждают: дальнейшее глобальное потепление на 4 — 5 градусов приведет к таянию ледников, повышению уровня мирового океана на один — пять метров, засухам, ураганам и наводнениям, спасаться от которых бегством вынуждены будут 332 миллиона землян. Вторые предсказывают: уже к 2030 году климат косвенно станет убивать 300 тысяч людей ежегодно. По мнению экспертов ВОЗ, в наибольшей степени это коснется развивающихся стран, где жители не могут позволить себе кондиционеры и где болезнетворные микроорганизмы более живучи. Лауреат Нобелевской премии мира кенийка Вангари Маатаи уточняет: женщины пострадают прежде всего — потому что в силу своей домовитости сильнее привязаны к месту. Мол, мужчина ищет, где лучше, а женщина все равно остается там, где идет вырубка лесов, случаются засухи и голод. Чем же опасны пресловутые 3 — 4 градуса? Как они аукнутся на здоровье — не нашем уже, по всей видимости, а наших внуков и правнуков? В Беларуси пока этой проблемой никто серьезно не занимается. Болезненную метеочувствительность — да, давно исследуют в РНПЦ «Кардиология». Но здесь другая закономерность: из–за частой резкой смены погоды самым критическим месяцем медики называют февраль, самым благоприятным — август. Глобальные метаморфозы климата — нечто совсем новое, неизведанное. Любой прогноз — как предсказание Нострадамуса. Вилами по воде писан. Но более или менее правдоподобные сценарии развития событий в мире есть.
Новые болезни? Вы когда–нибудь думали, сколько в вашем организме бактерий, вирусов, грибков? Чуть ли не два килограмма! «Мы должны помнить об этих мириадах, которые приспособились к определенным условиям существования, — считает Алексей Яблоков, член–корреспондент РАН. — Ведь все изменения климата, с которыми человечество встречалось до сих пор, происходили на протяжении тысячелетий, а нынешние идут с невероятной скоростью. Чтобы приспособиться к ним, необходимо время. Но если среди микроорганизмов за год сменяются сотни поколений, то у людей одно поколение — это 19 — 20 лет. Чтобы нам к чему–либо адаптироваться, нужна смена как минимум 20 поколений. Кстати, по информации ВОЗ, каждый год возникает некая новая форма патогенных микробов, влияющих на наше здоровье».
Круглогодичные эпидемии гриппа? В тропических широтах гриппом так и болеют — невзирая на время года. Если ничего не изменится, не исключено, что жители Северной Америки, Европы и Северной Азии тоже будут грипповать не по привычному календарю.
Рост суицидов? Американцы установили, что пограничная температура для Чикаго — 29 градусов, если выше — возрастает риск самоубийств. Позже этот же феномен обнаружили и сотрудники Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН: два года ученые сравнивали в Твери ежедневную смертность, обращения в «скорую» и температуру воздуха. И выявили четкую связь между ползущим вверх столбиком термометра за окном и уровнем суицидов.
Всплеск аллергий? В средних и северных широтах у аллергиков, реагирующих на пыльцу, уже прибавилось проблем: период цветения растений начинается раньше и длится дольше.
Компетентно
Егор ЗАЙЦЕВ, руководитель бюро В
ОЗ в Беларуси: «Климатические изменения станут бременем для системы здравоохранения всех стран, и они должны быть готовы к этому. Необходимо четкое планирование и реагирование на чрезвычайные ситуации. Каждая страна должна разработать свой план действий, в котором будут отработаны алгоритмы проведения мероприятий в экстремальных погодных условиях».
Валентина КАЧАН, главный государственный санитарный врач: «Белорусские специалисты уже готовятся к работе в новых условиях. Как известно, увеличивающийся период теплой погоды усугубляет опасность переноса инфекционных заболеваний. Поэтому специалистов прежде всего волнует состояние питьевой воды, в том числе той, которая добывается из подземных источников. Меры, которые принимает Минздрав по минимизации последствий потепления климата, направлены также на улучшение материально–технической базы лабораторий для своевременной диагностики инфекционных заболеваний и мониторинга изменений подземных и надземных вод, воздуха, почвы и т.п.».