Парламентарии и эксперты: майданные технологии успешно опробованы за рубежом, однако дают сбой в Беларуси
08.09.2020 23:42:52
Максим ОСИПОВ
Кто и как пытается расшатать наше государство
Происходящее в Беларуси и вокруг нее — все менее людные, но все же угрожающие общественному порядку уличные акции, «стратегический план» оппозиции и бегство ее лидеров за границу, дипломатическая война с Минском и натовские телодвижения у наших границ — на первый взгляд может показаться разрозненными событиями. Однако эксперты уверены: ничто на земле не проходит бесследно и без взаимоувязки друг с другом.
— Сложившаяся в Беларуси ситуация привлекает внимание всех стран региона. Ряд государств стремится повлиять на сложившуюся в Беларуси ситуацию различными способами, включая информационное воздействие, применение ограничительных мер, поддержку оппозиционных движений. В то же время в международной политике в этом отношении существуют определенные границы, когда позиция и действия той или иной страны по отношению к событиям в другом государстве могут расцениваться как вмешательство во внутренние дела. Этого нельзя допускать.
Внутриполитические вопросы в Беларуси должны решаться только в белорусском государстве с участием всех политических сил путем диалога на основе изучения общественного мнения, настроений всех социальных групп.
А в международных делах Беларусь будет, безусловно, оставаться надежным партнером всех стран региона и донором региональной безопасности.
— Белорусские власти располагают информацией о том, что протесты были тщательно спланированы и координировались, в том числе через социальные сети, из‑за рубежа. По этим каналам координировалось движение колонн протестующих по городу, в режиме реального времени отдавались команды на проведение акций, на сбор людей в отдельных местах. Приемы, которые были использованы, удивительным образом повторяют техники управления Майданом в Украине, «цветными революциями» в Египте и других странах. Имели место и другие попытки внешнего иностранного вмешательства во внутренние дела Беларуси.
Однако дискуссия возможна только в рамках здорового политического процесса и в строгом соответствии с нашим законодательством. Этот диалог не должен строиться под давлением улицы или при внешнем посредничестве. Он должен быть направлен на эволюционное, поступательное, конструктивное развитие белорусского общества и политического устройства.
Мы категорически против любых внешних сил, которые создают финансовые фонды для того, чтобы поддерживать протестные настроения в Беларуси. Фактически это приводит к развитию ситуации по модели «протесты в обмен на заработок». Это не ведет к стабильности, это укрепляет недоверие между различными социальными группами и в конечном итоге тормозит развитие демократических традиций.
— Сегодня уже отчетливо мы наблюдаем в действии реализацию второго и третьего этапа четырехступенчатой модели гибридной войны (Telegram‑революция — дипломатическая война — «гуманитарная помощь» — военное вторжение). Идет травля сотрудников силовых структур и всех, кто не согласен с мнением агрессивного меньшинства. Ведутся хакерские атаки на сайты госучреждений, через соцсети и телеграм‑каналы транслируются призывы к неповиновению властям, расшатыванию экономических устоев. Не прекращаются попытки вызвать у людей низменные инстинкты и эмоции, втянуть наиболее уязвимые группы населения — студентов, детей, женщин, безработных — в так называемые «марши солидарности» с националистическим элементом зигования, что вызывает чувства вседозволенности и безнаказанности.
Следует подчеркнуть, что варшавско‑вильнюсский сговор был организован спецслужбами ряда западноевропейских стран. Так, американское агентство по международному развитию (USAID) в 2019‑2020 гг. выделило 8,5 млн долларов на «поддержку демократии», «многопартийности» и «свободы СМИ» в Беларуси, сообщает госпортал usaspending.gov.
Финансирование осуществляется через профильные агентства и НКО, работающие с Беларусью. А Центральная группа психологических действий (Centralna Grupa Dzialan Psychologicznych) подчиняется управлению разведки и электронной борьбы сухопутных сил Войска Польского и курирует ряд телеграм‑каналов.
— В разгар мирового финансового кризиса 11 лет назад группа богатейших людей планеты во главе с Биллом Гейтсом, Дэвидом Рокфеллером, Джорджем Соросом и другими миллиардерами основала так называемый «Хороший клуб». Последствия работы этих «филантропов» мы наблюдаем сейчас: эпидемии, «цветные революции», власть фармацевтических компаний и купленная богачами Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).
Несмотря на то что парадигма «Хорошего клуба» нацелена на сохранение вертикальной модели управления, государству в этой модели нет места вообще. Безусловно, демонтаж структуры государственного управления будет реализован не сразу. Но участники клуба отчетливо осознали, что только лишь финансовая власть без силовых институтов и инструментов едва ли сможет себя отстоять в новом мире.
Поэтому, с их точки зрения, нужно обязательно опорочить государственные силовые органы — для того, чтобы предложить затем свою «более современную» частную армию и полицию, финансируемую за счет фондов участников «Хорошего клуба».
Демократы‑финансисты‑революционеры — это уже некий устойчивый международный маркер. Белая ленточка на кулаке Леброна, поднятом вверх, недвусмысленно намекает на символические и не только взаимосвязи с белорусским протестом.
Армен Гаспарян, российский журналист, историк и писатель:
— В России были подобные события в 1993 году. У нас, по сути дела, в Москве была гражданская война с сотнями погибших. Я участвовал в тех событиях. И могу вам сказать, что Россия сумела преодолеть тот разлом только через 15 лет. У самой Беларуси был очень сложный опыт 1990‑х годов. Так вот, категорически не нужно республике сейчас переходить эту зыбкую грань разлома. Беларуси надо любой ценой этого избежать.
— Мониторя телеграм‑каналы, можно пошагово наблюдать, как деструктивные технологии эволюционировали. Сначала попытались сразу же после выборов получить заветную «сакральную жертву» для того, чтобы потом перед лицом мирового сообщества власть выглядела тираном. Не получилось. Дальше включились технологии так называемого мирного сопротивления: постояли на лавочках, побродили по площадям — тоже не работает. Теперь нужно сделать так, чтобы подавляющее большинство жителей Беларуси, простых тружеников, почувствовало экономические проблемы. Для этого людей призывают к бойкоту своих рабочих мест, в целом создают политическую нестабильность.
Оппозиция действуют по классическому революционному принципу «чем хуже, тем лучше».
Лучше для кого? Лучше для революции, для них самих. Они пытаются сделать так, чтобы простой человек на своем кармане почувствовал негативное влияние квазиреволюционного процесса и обвинил в этом не восставшую толпу, а власть.
Эта технология, к сожалению, одна из самых бронебойных, потому что для того, чтобы подорвать экономическую стабильность, много не надо. Важно объяснять людям труда, кто в этом виноват, в результате чьих действий страна терпит экономические убытки.
Михаил Минаков, украинский политолог и философ:
— Оппозиция в Беларуси пытается повторить «оранжевую революцию». Но Беларусь сильно отличается от Украины. Население гораздо богаче, социально‑экономическое равенство гораздо выше. Это протест обеспеченных граждан. Белорусам есть что терять. Арабская весна привела в том числе к гражданским войнам и самоуничтожению определенных политических сообществ.
osipov@sb.by
Происходящее в Беларуси и вокруг нее — все менее людные, но все же угрожающие общественному порядку уличные акции, «стратегический план» оппозиции и бегство ее лидеров за границу, дипломатическая война с Минском и натовские телодвижения у наших границ — на первый взгляд может показаться разрозненными событиями. Однако эксперты уверены: ничто на земле не проходит бесследно и без взаимоувязки друг с другом.
Прекратить вмешательство извне
Андрей Русакович, заместитель председателя Постоянной комиссии Совета Республики по международным делам и национальной безопасности:— Сложившаяся в Беларуси ситуация привлекает внимание всех стран региона. Ряд государств стремится повлиять на сложившуюся в Беларуси ситуацию различными способами, включая информационное воздействие, применение ограничительных мер, поддержку оппозиционных движений. В то же время в международной политике в этом отношении существуют определенные границы, когда позиция и действия той или иной страны по отношению к событиям в другом государстве могут расцениваться как вмешательство во внутренние дела. Этого нельзя допускать.
Внутриполитические вопросы в Беларуси должны решаться только в белорусском государстве с участием всех политических сил путем диалога на основе изучения общественного мнения, настроений всех социальных групп.
А в международных делах Беларусь будет, безусловно, оставаться надежным партнером всех стран региона и донором региональной безопасности.
Диалог — не под давлением
Андрей Савиных, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам (на видеоконференции заседания Комиссии ПАСЕ по политическим вопросам и демократии):— Белорусские власти располагают информацией о том, что протесты были тщательно спланированы и координировались, в том числе через социальные сети, из‑за рубежа. По этим каналам координировалось движение колонн протестующих по городу, в режиме реального времени отдавались команды на проведение акций, на сбор людей в отдельных местах. Приемы, которые были использованы, удивительным образом повторяют техники управления Майданом в Украине, «цветными революциями» в Египте и других странах. Имели место и другие попытки внешнего иностранного вмешательства во внутренние дела Беларуси.
Однако дискуссия возможна только в рамках здорового политического процесса и в строгом соответствии с нашим законодательством. Этот диалог не должен строиться под давлением улицы или при внешнем посредничестве. Он должен быть направлен на эволюционное, поступательное, конструктивное развитие белорусского общества и политического устройства.
Мы категорически против любых внешних сил, которые создают финансовые фонды для того, чтобы поддерживать протестные настроения в Беларуси. Фактически это приводит к развитию ситуации по модели «протесты в обмен на заработок». Это не ведет к стабильности, это укрепляет недоверие между различными социальными группами и в конечном итоге тормозит развитие демократических традиций.
Варшавско‑вильнюсский сговор
Николай Щёкин, кандидат философских наук:— Сегодня уже отчетливо мы наблюдаем в действии реализацию второго и третьего этапа четырехступенчатой модели гибридной войны (Telegram‑революция — дипломатическая война — «гуманитарная помощь» — военное вторжение). Идет травля сотрудников силовых структур и всех, кто не согласен с мнением агрессивного меньшинства. Ведутся хакерские атаки на сайты госучреждений, через соцсети и телеграм‑каналы транслируются призывы к неповиновению властям, расшатыванию экономических устоев. Не прекращаются попытки вызвать у людей низменные инстинкты и эмоции, втянуть наиболее уязвимые группы населения — студентов, детей, женщин, безработных — в так называемые «марши солидарности» с националистическим элементом зигования, что вызывает чувства вседозволенности и безнаказанности.
Следует подчеркнуть, что варшавско‑вильнюсский сговор был организован спецслужбами ряда западноевропейских стран. Так, американское агентство по международному развитию (USAID) в 2019‑2020 гг. выделило 8,5 млн долларов на «поддержку демократии», «многопартийности» и «свободы СМИ» в Беларуси, сообщает госпортал usaspending.gov.
Финансирование осуществляется через профильные агентства и НКО, работающие с Беларусью. А Центральная группа психологических действий (Centralna Grupa Dzialan Psychologicznych) подчиняется управлению разведки и электронной борьбы сухопутных сил Войска Польского и курирует ряд телеграм‑каналов.
Клуб демонтажа госуправления
Виталий Демиров, аналитик Белорусского института стратегических исследований:— В разгар мирового финансового кризиса 11 лет назад группа богатейших людей планеты во главе с Биллом Гейтсом, Дэвидом Рокфеллером, Джорджем Соросом и другими миллиардерами основала так называемый «Хороший клуб». Последствия работы этих «филантропов» мы наблюдаем сейчас: эпидемии, «цветные революции», власть фармацевтических компаний и купленная богачами Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).
Несмотря на то что парадигма «Хорошего клуба» нацелена на сохранение вертикальной модели управления, государству в этой модели нет места вообще. Безусловно, демонтаж структуры государственного управления будет реализован не сразу. Но участники клуба отчетливо осознали, что только лишь финансовая власть без силовых институтов и инструментов едва ли сможет себя отстоять в новом мире.
Поэтому, с их точки зрения, нужно обязательно опорочить государственные силовые органы — для того, чтобы предложить затем свою «более современную» частную армию и полицию, финансируемую за счет фондов участников «Хорошего клуба».
Демократы‑финансисты‑революционеры — это уже некий устойчивый международный маркер. Белая ленточка на кулаке Леброна, поднятом вверх, недвусмысленно намекает на символические и не только взаимосвязи с белорусским протестом.
Армен Гаспарян, российский журналист, историк и писатель:
— В России были подобные события в 1993 году. У нас, по сути дела, в Москве была гражданская война с сотнями погибших. Я участвовал в тех событиях. И могу вам сказать, что Россия сумела преодолеть тот разлом только через 15 лет. У самой Беларуси был очень сложный опыт 1990‑х годов. Так вот, категорически не нужно республике сейчас переходить эту зыбкую грань разлома. Беларуси надо любой ценой этого избежать.
Деструктивная повестка
Павел Фельдман, заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов Российского университета дружбы народов (в интервью БЕЛТА):— Мониторя телеграм‑каналы, можно пошагово наблюдать, как деструктивные технологии эволюционировали. Сначала попытались сразу же после выборов получить заветную «сакральную жертву» для того, чтобы потом перед лицом мирового сообщества власть выглядела тираном. Не получилось. Дальше включились технологии так называемого мирного сопротивления: постояли на лавочках, побродили по площадям — тоже не работает. Теперь нужно сделать так, чтобы подавляющее большинство жителей Беларуси, простых тружеников, почувствовало экономические проблемы. Для этого людей призывают к бойкоту своих рабочих мест, в целом создают политическую нестабильность.
Оппозиция действуют по классическому революционному принципу «чем хуже, тем лучше».
Лучше для кого? Лучше для революции, для них самих. Они пытаются сделать так, чтобы простой человек на своем кармане почувствовал негативное влияние квазиреволюционного процесса и обвинил в этом не восставшую толпу, а власть.
Эта технология, к сожалению, одна из самых бронебойных, потому что для того, чтобы подорвать экономическую стабильность, много не надо. Важно объяснять людям труда, кто в этом виноват, в результате чьих действий страна терпит экономические убытки.
Михаил Минаков, украинский политолог и философ:
— Оппозиция в Беларуси пытается повторить «оранжевую революцию». Но Беларусь сильно отличается от Украины. Население гораздо богаче, социально‑экономическое равенство гораздо выше. Это протест обеспеченных граждан. Белорусам есть что терять. Арабская весна привела в том числе к гражданским войнам и самоуничтожению определенных политических сообществ.
osipov@sb.by