«АМКОДОР» разработал новые модели импортозамещающей техники и локализовал разработку ключевых узлов

Техника нового поколения

Эффективность работы лесной промышленности зависит от наличия современной техники. Чтобы обеспечивать отрасль современными и надежными белорусскими машинами, «Амкодор» проводит серьезную работу по импортозамещению. На предприятии создана широкая линейка узлов и агрегатов для замещения ими иностранных аналогов. «Р» узнала подробности.

В линейке лесных машин компании — более 15 моделей и модификаций.

Лесные титаны

В линейке лесных машин компании — более 15 моделей и модификаций. Форвардеры, харвестеры, трелевочные машины, измельчители, мульчеры, погрузчики... Многие модели в начале производились с использованием узлов, произведенных за рубежом. В последние годы предприятие взяло курс на локализацию.

— Собственные наработки в области лесной техники у нас появились в 1990-х годах, — вспоминает первый заместитель директора научно-технического центра — главный конструктор лесных машин Андрей Герман. Делали машины для работ в зоне чернобыльского загрязнения, где небезопасно работать бензопилами. Тогда впервые в СНГ на базе узлов фронтального погрузчика мы сделали полноценный харвестер — универсальную лесозаготовительную машину. Манипулятор собрали сами, харвестерную головку приобрели в Финляндии. Позже выпустили опытную партию трелевочных тягачей, сделали лесные тележки для тракторов «Беларус».

Андрей Герман.

Системно разработкой такой техники «АМКОДОР» занялся в 2003 году, когда на предприятии было создано конструкторское бюро лесных машин. А уже через несколько месяцев был изготовлен первый лесопогрузчик, дальше — первый форвардер. За десять лет «АМКОДОР» смог создать уникальное производство полного спектра лесных машин, вытеснивших с делянок «иностранцев».

Сейчас холдинг кардинально перестроил свой бизнес, схему закупки комплектующих и продаж, рассказывает Андрей Герман:

Непрерывная масштабная работа по импортозамещению уже позволила заместить многие зарубежные комплектующие.
— Буквально за год мы нарисовали, испытали и пустили в серию свой форвардерный манипулятор. Вылет у него восемь метров, что оптимально для форвардера. Манипуляторы для харвестера в стадии завершения приемочных испытаний. Сейчас работаем над модельным рядом харвестерных головок. Проводим глубокий реинжиниринг, чтобы комплектующие головки были отечественными. Рамы варить умеем, ножи отливаем в Беларуси, гидравлические аппараты тоже можем делать сами. Мозг головки — микроконтроллер, который отвечает за алгоритм работы головки и точность измерений заготавливаемых лесоматериалов, собран на одном из наших предприятий.

Стоимость харвестерной головки за последние годы заметно подросла. Подобные узлы производятся лишь в 15 странах мира. В планах с 2023 года выпускать харвестерные головки серийно из своих узлов в Беларуси.

На предприятии создается отдельный цех для серийного производства харвестерных головок. Комплексная модернизация идет практически на всех заводах холдинга. Обновление основных фондов и расширение производственных мощностей позволит достигнуть практически стопроцентной локализации производства машин лесопромышленного комплекса в рамках Союзного государства. Это исключит зависимость от зарубежных производителей комплектующих изделий.

Непрерывная масштабная работа по импортозамещению машин, механизмов, узлов, деталей и агрегатов уже позволила заместить многие зарубежные комплектующие и обеспечить стабильное производство с использованием белорусско-российской элементной базы. Причем более 70 процентов комплектующих производится на заводах «АМКОДОР» — гидромеханические коробки передач нового поколения, светотехнические приборы, аккумуляторные батареи, элементы электронного управления…

Системно разработкой лесной техники «АМКОДОР» занялся в 2003 году.

Тяжеловесы отрасли

Лесная техника белорусского производства найдет своего потребителя. Она востребована в России, Китае и других странах-партнерах. Китай, например, в силу отсутствия массивных лесных ресурсов на своей территории этот сегмент техники практически не развивал. Здесь наши автопроизводители видят для себя хорошие возможности. Непростую геополитическую ситуацию в мире «АМКОДОР» использует для того, чтобы обновить чертежи, усовершенствовать технику и вернуться на рынок с высококлассными машинами, говорит Андрей Герман:

— Свои разработки у нас были всегда. Но производить некоторые узлы самостоятельно, партией, скажем, в 100 штук, невыгодно. Дешевле закупить у компании, которая выпускает этот же компонент сотнями тысяч штук, себестоимость ниже. По такому же пути шли российские автопроизводители. Мы в этой ситуации оказались в более выгодном положении, потому что сердце машины — коробку передач и мосты — всегда делали свои. Например, лесной погрузчик на 76 процентов состоит из белорусских комплектующих. Лишь отдельные импортные компоненты нашли у поставщиков.

Для более сложных лесных машин локализация была ниже — около 60 процентов. Например, один из ключевых элементов харвестеров — тандемный мост — делали всего две компании в мире. «АМКОДОР» — третья компания в мире, которая освоила выпуск тандемных мостов. Их уникальная конструкция позволяет эксплуатировать технику в тяжелых условиях сложнопересеченной и заболоченной местности. Опытные образцы мостов уже готовы, завершаются их испытания. С октября планируется запустить в серийное производство.

Заходим в опытный цех, где рождаются многооперационные лесозаготовительные машины. Они закрывают всю цепочку действий по заготовке и транспортировке древесины, позволяют механизировать рабочие операции на лесоразработках и существенно повысить производительность.

Все предприятия холдинга интегрированы в единую технологическую цепь.

Разработка новой модели начинается с маркетингового исследования, вкратце описывает цикл создания техники собеседник:

На заводе постоянно разрабатывают новые модели техники и совершенствуют существующие.
— Мы должны четко понимать, какая машина нужна рынку и в каких объемах. На основании технического задания конструкторы приступают к реализации проекта. Создаются 3D-модели, чертежи, происходит увязка всех систем. Далее здесь, на опытно-экспериментальном заводе, создается первый образец. Затем — испытания и выпуск пробной партии и снова испытания. На всех этапах техника дорабатывается, доводится до ума. И лишь после этого запускается в серийное производство. Чтобы довести проект от идеи до серии, нужно не менее трех лет.

Все предприятия холдинга интегрированы в единую технологическую цепь. Каждый участник специализируется на выпуске конкретных машин, узлов и агрегатов для всех заводов компании. Благодаря слаженной работе постоянно разрабатывают новые модели техники и совершенствуют существующие. Новинки этого года — лесопогрузчик AMKODOR FL70H, универсальный погрузчик AMKODOR W700C, рубильная машина АМКОДОР 2904-01, бункер-перегрузчик AMKODOR STS303B.

— На разработку лесопогрузчика ушло восемь месяцев, — Андрей Герман демонстрирует новинку. — Грузоподъемность модели 7 тонн. От старой отличается дизайном. Мы разработали погрузочное оборудование с увеличенным обзором, свою гидромеханическую коробку-автомат. Просторная кабина с поликарбонатными стеклами защищает водителя от опрокидывания и падающих предметов. Улучшения коснулись несущей конструкции и рабочего оборудования, увеличена надежность, снижена стоимость владения. Осталось заменить импортные мосты на отечественные, и можно считать, что собственная компонентная база составит 100 процентов.

Сейчас конструкторы работают над мини-техникой для рубок ухода. Это последний сегмент в линейке лесной техники, которого не хватало у оте­чественных производителей, чтобы обеспечить полную механизацию лесозаготовительных работ. Только внутреннему рынку нужно около 800 таких машин. Представить новинку холдинг «АМКОДОР» планирует в конце текущего года.

gorbatenko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter