Театральный критик Татьяна Орлова — о лишениях, военных буднях и восстановлении Русского драматического театра

Театр военных действий

Дмитрий ОРЛОВ делал все, чтобы Русский драматический театр стал предметом гордости страны. 
fb.ru
Мой отец, народный артист Беларуси Дмитрий Алексеевич Орлов, актер, режиссер и педагог, никогда не рассказывал мне о том, что делал в годы войны. Люди, пережившие то лихолетье, вообще редко были многословными по этому поводу, они старались жить настоящим и будущим, пытаясь спрятать ужасы военного прошлого подальше в омут памяти. Меня же всегда интересовало, как жили в те годы актеры, которых не взяли на фронт, а предоставили им так называемую бронь. И вот недавно мне представилась такая возможность.

Отец и ученики

Следует сказать, о военных годах моего отца не ведала не только я одна. Не знали этого периода его жизни и многочисленные ученики театрально-художественного института. Отец вырастил и воспитал несколько поколений актеров, многие из которых стали народными и заслуженными в силу своего таланта.

Сейчас тех, кто учился у него и продолжает активно служить в театре, остались единицы. Это народные артисты Бела Масумян, работающая в НАДТ имени М.Горького, Григорий Белоцерковский, который трудится в Могилевском драматическом, Светлана Окружная и Тадеуш Кокштыс из Национального академического имени Якуба Коласа, заслуженные артисты Борис Борисенок и Леонид Улащенко из Театра юного зрителя. Продолжает работать в академии искусств Григорий Боровик, в молодечненском театре — Валерий Анисенко. Остальные ушли навсегда или находятся на пенсии. Я специально узнавала: ученикам своим Дмитрий Орлов никогда о войне ничего не рассказывал. 

Недавно пересматривала семейный архив и нашла рукопись народной артистки Беларуси Анны Брониславовны Обухович, с которой отец был связан служением в Русском театре. Она была членом КПСС и парторгом театра. Отец в партию никогда не вступал. По идее, и доверия ему со стороны руководящих деятелей должно быть меньше. Но оказалось, что это не так.

Трудный путь домой

До тридцати лет он, потомственный москвич, жил и работал в столице России, в престижном театре, и был хорошо известен. Его друг Владимир Кумельский, создавший Русский театр в Беларуси, нуждался в сильном и надежном помощнике, так как театр был слабеньким, можно сказать, полусамодеятельным. Он уговорил отца приехать в Беларусь, и пару лет они успешно поработали вместе. Но в 1939 году Кумельский внезапно умер.

Дальше цитирую воспоминания Анны Обухович. Она писала: «Управление по делам искусств при Совнаркоме БССР возложило художественное руководство и реорганизацию театра на Д.А. Орлова. Ему было тогда 35 лет.

Август 1940 года, Минск. Отчетные гастроли Русского драматического театра БССР под руководством Д.А. Орлова перед столичной публикой прошли триумфально! Пантелеймон Конд­ратьевич Пономаренко, первый секретарь ЦККП(б)Б: «Молодцы! Не ожидали мы, что вы так быстро наберете высоту! Спасибо, что нашли в себе мужество провести реорганизацию театра, не побоялись! Теперь у нас есть настоящий республиканский театр по уровню режиссерского и актерского мастерства, и место ему в столице республики! Правда, пока еще нет возможности предоставить театру сценическую площадку в Минске, но в ближайшее время будут приняты меры!»

22 июня 1941 года. Война застала труппу театра на гастролях в Белостоке. Неожиданно началась мощная бомбардировка города. «В 12 часов мы услышали по радио сообщение о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз! Руководству театра, Д.А. Орлову, позвонил секретарь обкома партии и приказал немедленно добираться до вокзала и любыми поездами уезжать в Минск. С огромным трудом успели вскочить в последний поезд. Естественно, в Минске нас никто не ждал. Сказали: «Отправляйтесь на свою базу в Могилев».

Дмитрий Орлов как художественный руководитель театра принял на себя ответственность за весь коллектив и предложил с наступлением ночи идти по могилевскому шоссе, продвигаясь на базу в Могилев. Но было светло от огня пожаров и невыносимо жарко от горящих домов и сухих деревьев. «С болью в сердце мы смотрели на горящий Минск, — писала Анна Обухович. — Орлов проинструктировал, как надо идти: гуськом друг за другом, на расстоянии шага и только по краю шоссейной дороги, чтобы в случае налета залечь в кювет или укрыться. Не успели спуститься с пригорка на дорогу, как увидели трупы людей в кюветах и разбитые машины. Идти приходилось осторожно. Проселочная дорога была еще опаснее. Впереди спускался вражеский десант. В пригородном лесу наши воинские части (ведь это была прифронтовая зона), проверив у нас документы, давали хлеб, а иногда и кашу. Великая интуиция Д.А. Орлова вела труппу в Могилев через леса, болота под непрекращающимися бомбежками». 

Измученные, голодные, оборванные, но живые, артисты добрались до города. Не погиб ни один человек, хотя на пути было много убитых. «И Могилев уже бомбили! Орлов пошел в обком КП(б)Б доложить, что коллектив театра прибыл на свою базу. Распоряжение поступило такое: «Немедленно уезжать! Город уже эвакуирован, каждую минуту может появиться враг!» Прощание было тяжелым. Мы не знали, увидимся ли еще. Творческий коллектив единомышленников разметал ураган войны!»

Профессия звала на фронт

1941—1942 годы. Эвакуация, красноярский театр. «Д.А. Орлов — актер и режиссер, я — актриса, — писала Анна Обухович. — В городе находилось около 50 госпиталей, где играли по 5—6 концертов в день созданные концертные бригады. Дмитрий Алексеевич и я считали: в Красноярске находимся временно. Были убеждены, что нам, имеющим почетные звания Беларуси, стыдно сидеть в тылу, когда республика оккупирована фашистами. Послали запрос в Москву, где тогда находилось правительство БССР, и просили вызов для работы во фронтовом театре. И вызов пришел!»

Дмитрий Орлов стал руководителем фронтового театра 1-го и 2-го Белорусских фронтов. «Бригады формировались для направления на фронт. Туда входили и оперные артисты Болотин, Друкер, Дречин, Млодек, и другие. Артистов разговорного жанра из театра было двое — Дмитрий Орлов и Анна Обухович. Они старались читать патриотические, жизнерадостные, полные оптимизма произведения. Солдаты уходили в бой, а бригады артистов отправлялись дальше для выступлений на другом участке фронта. По дороге потрясали страшные разрушения, сожженные села, от которых остались только торчащие печные трубы. И далее нескончаемые переезды, иногда под бомбежками.

Из воспоминаний Анны Обухо­вич: «По случаю 25-летия Белорусской республики давали концерт в деревеньке под Гомелем, где размещался штаб фронта. Концерт прошел успешно! Мы с Орловым, кроме чтения стихов, играли смешной скетч. По окончании концерта командующий фронтом маршал К.К. Рокоссовский пришел к нам, артистам, благодарить нас: «Большое спасибо, давно не получал такого удовольствия!» Интересовался работой фронтовых бригад, сказал, что мы делаем очень нужное и полезное дело, пожелал успехов в нашей работе. Попрощался с каждым за руку! Все было как в удивительном сне…»

Дальше путь артистов лежал в Речицу. «Сюда прибыли уже затемно, нас провели в большую землянку, где дымились привычные масляные гильзы и тесными рядами сидели на полу уставшие бойцы. Здесь дали три концерта, после них солдаты уходили в бой. Начиналось большое наступление наших войск! Война катилась на запад! Из нашего Русского театра в Московском управлении фронтовых бригад 1-го и 2-го Белорусских фронтов работали только двое: Орлов и я».

Русский в Гродно

В начале февраля 1944 года Дмитрий Орлов был вызван к Пантелеймону Пономаренко, первому секретарю ЦК КП(б)Б, начальнику Центрального штаба партизанского движения. Он познакомил артиста с решением от 25 сентября 1943 года, где говорилось, что Государственный русский драматический театр БССР, выделенный из системы фронтовых театров, приказом по Главному управлению театров Комитета по делам искусств при СНК ССР от 12 августа 1943 года следует считать находящимся в ведении Управления по делам искусств при СНК БССР! Пантелеймон Пономаренко сказал: «Белорусская земля освобождается. Сложно подыскать место для дальнейшей работы в Минске. В разрушенном и сожженном городе вообще осталось мало целых зданий. Какой уж там театр…» Дмитрий Орлов по возвращении доложил коллективу: «Получено указание Управления по делам искусств, чтобы театр пока находился в Гродно до особого распоряжения, обслуживал население, госпитали и возвращающиеся воинские части».

Артисты уехали в Гродно. «Там сохранилось маленькое, показавшееся нам прекрасным театральное здание. Конечно, Дмитрий Орлов сразу же взялся за репертуар и выпустил десять отличных спектаклей», — писала Анна Обухович.

Годы мирной жизни

1947 год. Состоялся переезд театра в Минск. 1 сентября торжественно открыли театральный сезон — первый в послевоенной столице Беларуси. Играли в чудом уцелевшем после немецких бомбежек здании Дома офицеров. Жили в гостиницах. Еду готовили на примусах. Начали спектаклем «Кремлевские куранты» Погодина. Роль Ленина с невероятным успехом исполнял сам Дмитрий Орлов. С приветственными речами на премьере выступили представители ЦК КПБ, горисполкома, Министерства культуры БССР, театральная общественность. «Кремлевские куранты» приняли на ура.

Анна Обухович: «Город постепенно восстанавливался, каждый минчанин считал своим долгом отработать на стройках города как можно больше часов. Нам выделили свой объект восстановительных работ — площадку для нашего будущего театра на улице Володарского, 5. Трудились мы все помногу часов, не жалея себя! Для работы театра в своем помещении это было необходимо. Жили трудно, но никто не жаловался на неустроенность быта. Ведь недавно отгремела Победа, а это самое главное!»

Следует сказать, Пантелеймон Пономаренко очень высоко ценил талант Дмитрия Орлова как большого актера, режиссера и организатора сложного театрального дела и понимал огромный масштаб его личности. Он был уверен, что Русский драматический театр будет предметом гордости страны. Надежды его оправдались — театр быстро стал центром культурной жизни столицы! Пономаренко заботливо интересовался всеми проблемами театра, быстро их разрешал и сам не пропускал ни одной премьеры. И он всегда выражал актерам свою любовь и восхищение.

Вот так, фактически впервые, я узнала о работе моего отца в военное время. К сожалению, увидеть его на сцене мне не посчастливилось. Только много слышала восторженных отзывов от других. Уже значительно позже, будучи профессором Белорусского театрально-художественного института, Орлов стал сниматься в кино. Его первый фильм тоже стал гордостью белорусского кинематографа. Это знаменитые «Часы остановились в полночь». Он играл минского гауляйтера Вильгельма фон Кубе. Наверняка для работы над образом отцу пригодился непростой опыт военных лет.

Думаю, что в юбилейный 75-й год Великой Победы маленький вклад в нее моего отца должен быть озвучен. Ордена и медали сохранились. А их даром не дают.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter