Таможенный союз: важные акценты
13.03.2010
Речь во время встречи шла о первых месяцах действия Единого таможенного тарифа и результатах заседания Комиссии Таможенного союза (КТС), которое состоялось 26 февраля. «Меня интересует в общем–то один главный вопрос: насколько этот союз и те предложения и проработки, которые были сделаны в ходе ваших переговоров в Москве, соответствуют интересам Беларуси, нашего народа?» — обратил внимание Президент на ключевой момент. Он интересовался механизмом распределения ввозных таможенных пошлин — понятно, некоторая разница здесь быть должна. Россия импортирует товаров в десятки раз больше, чем мы и Казахстан. Но окончательная модель должна быть такой, чтобы Беларусь ни в чем не потеряла. «Какая здесь методология счета? Пришли ли вы к единому мнению?» — задавал Президент актуальные вопросы Андрею Кобякову. При этом особенно подчеркивал: «Мы строим Таможенный союз. Но надо понимать, что он будет обречен на провал, если мы уже на этом этапе начнем вносить какие–то поправки, исключения, противоречащие этим процессам, придумывать какую–то особенную модель... Если мы создаем Таможенный союз, то должны руководствоваться его классическим понятием, классическими принципами, которые общеизвестны. Именно на такой союз мы соглашались изначально». Тем более что Беларусь рассматривает Таможенный союз как этап на пути к Единому экономическому пространству.
Еще один важный акцент Президента: «Если там начнут делать оговорки и изымать нефть, нефтепродукты, газ, сахар, молоко, масло, мясо, пшеницу и так далее, такой Таможенный союз, наверное, ни России, ни Казахстану, ни Беларуси не нужен. Поэтому хотелось бы четко видеть наши интересы и наши позиции».
Здесь, по словам Александра Лукашенко, нужно выдерживать четкий баланс. Ни в коем случае не обмануть партнеров и не поступиться своими интересами. «Мы должны определиться именно сейчас, потому что потом, когда этот процесс станет необратимым, уже будет поздно бороться за собственные интересы... Мы не настолько богаты, чтобы жертвовать какими–то интересами. Мы не Казахстан и тем более не Россия — у них есть чем жертвовать. У них достаточно много запасов углеводородного сырья», — подчеркнул Александр Лукашенко, добавив, что все нужно делать честно и порядочно.
Из доклада Андрея Кобякова последовало, что вступление в действие с 1 января Единого таможенного тарифа в целом прошло нормально. Ведь и до этого момента многие тарифы со странами–партнерами были унифицированы. «Работа здесь организована, и больших проблем не возникает», — доложил А.Кобяков.
Несколько раньше у субъектов хозяйствования возникали вопросы по поводу таможенных льгот для реализации инвестиционных проектов. Они сняты решением КТС № 130 от 27 ноября 2009 года. Оговорен также порядок беспошлинного ввоза товаров в уставные фонды предприятий, формирующихся с участием иностранных инвестиций.
С 1 июля 2010 года должна заработать единая таможенная территория. Но для того чтобы это было реализовано, нужно подготовить ряд соглашений. Одним из ключевых является соглашение о распределении ввозных таможенных пошлин. Как сообщил вице–премьер, дискуссия экспертами сторон по этому вопросу велась достаточно активно. Урегулированы вопросы, связанные с аккумуляцией таможенных платежей и своевременным их перечислением. Практически согласованы параметры распределения ввозных таможенных пошлин между бюджетами.
В разговоре Президент поинтересовался весьма резонансной темой: о пошлинах на легковые автомобили для физических лиц. По словам Андрея Кобякова, обсуждение этой проблемы начнется в ближайшее время. По плану оно должно завершиться до 1 июля. Если же к единому мнению стороны не придут, то будет действовать национальное законодательство. То же самое касается и свободных экономических зон. Белорусская сторона исходит из того, что семилетний параметр, который был гарантирован указом Президента о неизменности условий для инвесторов в СЭЗ, будет соблюден как минимум на этот период.
Вице–премьер также проинформировал Александра Лукашенко о работе по подготовке Кодекса Таможенного союза к ратификации тремя парламентами. В ходе этой работы депутаты, представители бизнес–сообществ, заинтересованные граждане внесли около 150 предложений. Все они детально рассмотрены. Из 25 предложений, поступивших от белорусской стороны, 24 учтено.
Наибольшую дискуссию при подготовке окончательной редакции Таможенного кодекса вызвала формулировка статьи о том, каким образом будет формироваться единая таможенная территория. Позиция Беларуси и Казахстана заключалась в том, что она должна быть целостной территорией, охватывающей пространство трех государств. Российские же партнеры изначально настаивали на том, что единая таможенная территория должна представлять собой совокупность трех таможенных территорий. Но в ходе дискуссии конечную редакцию статьи было решено утвердить в варианте, за который выступало наше государство.
Правительство Беларуси полагает, что в ближайшее время должны быть урегулированы и вопросы, связанные с вывозными таможенными пошлинами. Поскольку при заявленной модели формирования единой таможенной территории их применение во взаимной торговле невозможно. Также должны быть урегулированы вопросы, связанные с процессом вступления в ВТО.