Таланты одаренных учащихся в Беларуси развивают от первого до последнего школьного звонка

Таланты требуют огранки

Как система общего среднего образования развивает и поддерживает интеллектуальные и творческие способности учеников

Фото  БЕЛТА
Умники и умницы, как взрослые с подачи телевизионщиков привыкли называть одаренных детей и подростков, не появляются из ниоткуда. Поиск молодых дарований и приобщение их к интеллектуальной деятельности — одна из задач государства, заинтересованного в развитии талантов и их становлении в качестве высококвалифицированных специалистов. Подростки могут проявить себя, в частности, в олимпиадном движении — состязании учащихся, где ребята демонстрируют знания и навыки в различных дисциплинах. Подробностями поделилась консультант управления общего среднего образования Минобразования 
Анжела Кудоярова.

— Олимпиадное движение считается одной из самых ярких составляющих национальной системы общего среднего образования. Сколько учащихся в нем задействовано?

— Условия проведения олимпиад регулярно совершенствуются, меняется и количество учебных предметов, по которым организуются испытания. Например, китайский язык появился в середине прошлого десятилетия, физическая культура и здоровье — в 2018/19 учебном году. 
Сегодня республиканские олимпиады проводятся по 18 учебным предметам: история, белорусский язык и литература, трудовое обучение, химия, биология, русский язык и литература, обществоведение, английский, немецкий, французский, испанский, китайский языки, информатика, математика, физика, астрономия, география, физкультура. На всех этапах ежегодно принимают участие около 600 тысяч ребят.
— Солидная цифра, учитывая, что в нынешнем году за парты сели 1 миллион 85 тысяч школьников…

— Во-первых, олимпиады проходят в несколько этапов — так идет определение лучших. А во-вторых, созданы условия, позволяющие школьникам участвовать в республиканской олимпиаде по нескольким учебным предметам на первом и втором этапах — в учреждении образования и на уровне района (города). На третьем — областном/столичном и заключительном этапах количество дисциплин уменьшается до одной. Например, в 2021 году в республиканском этапе приняли участие 1658 учащихся из всех областей, Минска и Лицея БГУ. 754 человека награждены дипломами.

— Кандидаты в команды Беларуси для участия в международных олимпиадах выявляются жюри именно на республиканском этапе?

— Совершенно верно. Наши учащиеся ежегодно ездят на международные олимпиады по математике, физике, информатике, химии, биологии, географии, астрономии. Участвуют в Европейской математической олимпиаде для девушек, Жаутыковской олимпиаде по физике, математике и информатике, олимпиаде школьников Союзного государства по русскому языку и русской литературе «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность». В ноябре представители Беларуси впервые участвовали в 1-й Международной олимпиаде по физике имени Ахмада аль-Фергани в Узбекистане, а в декабре в Баку наша команда примет участие в Международной олимпиаде по естественным наукам среди подростков «Лаборатория подготовки талантов». В отличие от обычных состязаний такого рода, здесь 15-летним подросткам необходимо будет проявить высокий уровень знаний по трем учебным предметам: физике, математике и химии.
В этом году в международных олимпиадах поучаствовал 91 учащийся, 80 молодых людей награждены медалями: золотыми — 9, серебряными — 29, бронзовыми — 42.
— Победы на различных этапах республиканских олимпиад — это успех для самого школьника, повод для радости родителей и «плюсик в карму» учреждению образования. Но ведь не все победители получают право на льготы при поступлении в вузы. Какие еще стимулы есть у школьников для активного участия в олимпиадном движении?

— Одним из важнейших элементов системы государственной поддержки юных талантов является специальный фонд ­Президента по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов. В частности, все победители заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам (дипломы 1-й, 2-й и 3-й степени) представляются для поощрения в совет специального фонда, а также имеют право на льготы при зачислении в вузы.


Победители международных олимпиад поощряются премиями с вручением нагрудного знака и включаются в банк данных одаренной молодежи. Ежегодно Министерство образования утверждает перечень международных олимпиад, победители которых имеют право на зачисление без вступительных испытаний в вузы и ссузы.
— Надо полагать, талантливые школьники проявляют себя не только в олимпиадах…

— Конечно! Например, в Национальном детском технопарке реализовывается новая программа дополнительного образования для одаренных ребят. На базе спортивного оздоровительного комплекса БГУ «Бригантина» ежегодно работает профильный лагерь «Республиканская летняя научно-исследовательская школа для учащихся и учителей» по учебным предметам для призеров олимпиад физико-математического профиля, конференций, интеллектуальных конкурсов и состязаний. На базе «Зубренка» проводятся учебные сборы для победителей III этапа республиканской олимпиады, чтобы подготовить команды для участия в международных олимпиадах по шести предметам. В вузах функционирует более 40 «Школ юных» для школьников, в которых проводятся лекции, семинары, практикумы, игры-викторины, общеуниверситетские олимпиады, оказывается консультативная помощь при подготовке учащихся к участию в республиканских и международных интеллектуальных состязаниях. Наряду с олимпиадным движением широкое развитие в стране получили и другие формы работы с одаренными ребятами: проведение конкурсов исследовательских работ, турниров юных математиков, физиков и так далее. 
У молодежи сегодня есть все возможности для раскрытия талантов в юном возрасте, а система образования нацелена на своевременное и всестороннее раскрытие возможностей одаренных ребят.
СПРАВКА «СБ»

Золотой фонд нации

В Беларуси есть банк данных одаренной молодежи в возрасте до 31 года — это автоматизированная система централизованного учета, накопления и систематизации информации об учащихся, студентах, курсантах, получивших поощрения специального фонда Президента по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов и являющихся победителями международных и республиканских олимпиад, конкурсов, турниров, иных соревнований по учебным предметам. Включенные в этот список выпускники государственных вузов, ссузов и учреждений профтехобразования имеют право на первоочередное распределение. Руководители госорганов и иных организаций обязаны создать условия для профессионального роста такой молодежи: закреплять за ними опытных кураторов, направлять на стажировку, переподготовку, повышение квалификации, привлекать к преподавательской и научной деятельности и предоставлять иные гарантии в соответствии с законодательством. Кроме того, представители одаренной молодежи — верные претенденты на включение в кадровый резерв организаций.

КСТАТИ

В 2020/21 учебном году учащиеся Столбцовского района были отмечены одним дипломом на областном этапе республиканской олимпиады по финансовой грамотности, двумя дипломами на областных турнирах по математике и физике, двумя дипломами на областном этапе республиканского конкурса работ исследовательского характера, одним дипломом на заключительном этапе республиканского конкурса работ исследовательского характера, одним дипломом V Всероссийской конференции исследовательских работ учащихся 5—7-х классов «Тропой открытий В. И. Вернадского», девятью дипломами на областном этапе и двумя дипломами на заключительном этапе республиканской олимпиады по учебным предметам.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter