«Такое увлечение действительно выделит вас из толпы». Для чего парню из райцентра дуда, сопилка и жалейка

В музее, школе, на любой творческой площадке Герман Бондаренко из Сенно использует любую возможность, чтобы рассказать об уникальных народных инструментах и продемонстрировать, как они звучат. Молодой человек утверждает, что этническая музыка прекрасна как сама по себе, так и в миксе с современными мелодиями.

– Вот украинская сопилка – на ней можно сыграть любую мелодию. В Украине это один из любимых инструментов, он достаточно распространен, и игре на нем обучают профессионально – в музыкальных учреждениях. А в Беларуси она скорее эксклюзив, – о дудках, жалейках, сопилках Герман Бондаренко, кажется, знает все.

В его рабочем кабинете в Сенненском районном центре культуры и народного творчества бережно разложены в ряд самые разные народные духовые инструменты. Одних только дудок здесь около десятка, есть свистульки, бубен с колотушкой, даже индейская флейта и несколько барабанов. Что-то из этого молодому человеку подарили, что-то сделали под заказ. Рассказывать о своей коллекции Герман может долго и очень увлеченно, стараясь открыть для собеседника неповторимую красоту народной музыки. Правда, на словах это сделать сложновато.

– Конечно, могу и сыграть! – с радостью отзывается молодой человек на нашу просьбу и берет в руки очередную разновидность дудки. За окном своей повседневной жизнью живет райцентр, а в кабинете, где звучит музыка, царит атмосфера украинского Закарпатья.

– Вот эту дуду мне делал тот же мастер, который изготавливал инструменты для группы GO_A, выступавшей на «Евровидении», – рассказывает парень. – Нашел его в Фейсбуке, написал, попросил интерпретировать нужную дудку под меня.

В разговоре Герман ловко жонглирует названиями этнических духовых инструментов, фамилиями мастеров, которые их делают, музыкальными терминами. Время от времени прерывает беседу для того, чтобы наиграть белорусскую, индийскую или шотландскую мелодию. Сделать это так, как у него, получится далеко не у всех. Оказывается, чтобы инструмент зазвучал, он должен попасть в правильные руки. Более того, у каждого музыканта мелодия получается по-своему, даже если дудка одна и та же. С мастерами похожая история. В Беларуси, например, пока не нашли единую схему, чтобы сделать белорусскую дуду одинаковой, у каждого мастера она особая и звучит, соответственно, тоже по-разному.

Первая белорусская дуда в коллекции молодого таланта появилась в августе прошлого года. Тем, кто далек от музыкальной сферы, она напоминает на шотландскую волынку. Но специалист легко назовет все отличия и расскажет историю ее происхождения. Причем у каждого мастера она своя. Кто-то в конструкции инструмента видит мужское и женское начало, а кто-то связывает ее со славянской мифологией – Перуном и его противником. В любом случае дуду нужно не только рассматривать, но и обязательно слушать. Жаль, печатные строки не могут передать эту удивительную мелодию.

– А это подарок из Украины, бойковская пищалка, в Беларуси вы такую вряд ли встретите. Мастер отправил мне ее, потому что был уверен: в моих руках она заиграет, – продолжает знакомить нас со своей коллекцией Герман. – Видите, на ней есть характерные колечки. Существует поверье, что в старину, когда музыкант долго играл на празднике и устал, а люди просили еще, он просто тряс дудку, а колечки громко трещали. Мол, просили – вот вам развлечение.

По тому, как мастерски парень справляется с инструментом, заметно, что в этой теме он далеко не первый год. И это действительно так. Музыкой Герман, как это часто бывает, увлекся еще в детстве. Увидел концерт белорусского музыканта Ивана Кирчука, заинтересовался, потом была игра на баяне, музыкальный колледж, первая дуда – и пошло-поехало. Постепенно этномузыка для Германа стала чем-то большим, чем просто хобби.

– Я всегда знаю, про что я играю, какую историю хочу рассказать. Как-то раз, а было это в Витебске во время «Славянского базара» , я на улице исполнял аутентичную белорусскую музыку. Заканчиваю очередную мелодию, оборачиваюсь – и вижу девушку, которая стоит и плачет, настолько ее это тронуло, – вспоминает Герман.

Что касается самой коллекции, то ее ценность скорее даже не материальная, хоть, к примеру, за белорусскую дуду пришлось отдать пятьсот долларов. Для молодого таланта вся эта история с народными инструментами совсем не про деньги. Заработать на этом увлечении, признается Герман, тяжело.

– Сначала я с этого не получал вообще ничего, позже начали появляться незначительные подработки. Где-то сыграть, выступить, хоть и небольшие, но какие-то средства сейчас зарабатываю.

Так же постепенно любовь к народным инструментам парень старается привить детям, которых приглашает к себе в районный центр культуры и народного творчества. Занятия парень ведет не так давно, сейчас потихоньку с ребятами пробуют «джемить» – так называется одновременная игра нескольких инструментов без подготовки.

Привлечь внимание молодежи, когда сегодня модно выбрать что-то более современное, ту же гитару или саксофон, бывает сложно, но на это у Германа Бондаренко есть свой ответ.

– Все же много раз слышали, как звучит гитара или фортепиано, а что вы знаете о звучании белорусской волынки? Вся эта тема очень нетипичная, незаезженная. С такими инструментами, может, кто-то в жизни и пересекался, но вряд ли пробовал разобраться в них лучше. Эта необычность, загадочность и привлекают людей. Такое увлечение действительно выделит вас из толпы.

И это так. Колоритный молодой человек в национальном костюме с народным инструментом в руках где бы ни появился, всегда привлекает внимание. А его музыка удивительным образом проникает в душу, затрагивает там какие-то тайные струны и заставляет ее звучать в унисон с чарующей мелодией.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter