Сытой публике театр неинтересен
19.01.2012
— Белла Амовна, вместе с режиссером Борисом Луценко вы работаете сейчас над знаменитой пьесой Фридриха Дюрренматта «Визит старой дамы», где вам предстоит сыграть взбалмошную миллиардершу Клару Цаханассьян, приезжающую мстить бывшему возлюбленному в родной город. Кажется, характер совершенно не ваш: о вас говорят, что человек вы крайне интеллигентный и немстительный.
— Клара мстит все–таки не просто из–за плохого характера или каприза. Там другая тема — судьбы и рока. Она требует возмездия за убийство. И это настоящая трагедия, как мщение Медеи. Она говорит про себя жуткие вещи: «Я сама — ад» или: «Город сделал из меня шлюху, я сделаю из города — бордель». И это не месть как таковая, а уже возмездие. Она скупает весь город — улицы, дома, шахты, магазины. Устраивает судилище над бывшим возлюбленным, хотя в том, что когда–то произошло, виноват не только он, а все жители города. Характер Клары действительно мне не присущ, хотя, как и все, я сталкивалась в жизни с большими предательствами и обидами. Но никогда не питалась ненавистью к обидчикам. Хочется верить, что диагноз, который драматург ставит обществу, жизнь когда–нибудь опровергнет. Но пока вижу, что новое поколение делается все жестче и жестче.
— Договорились достаточно быстро. Пришло время, когда надо платить и за музыку, и за стихи, и за драматургический материал. Это правильно: каждый человек должен получать за свои труды.
— Дюрренматт — благодатный материал для любого актера. А чего не хватает современным авторам?
— Есть хорошие авторы — Улицкая, Вырыпаев, Попова, Дударев. И каждый из них «прорастал» сложно, тяжело воспринимался самими театрами. Потому что всегда есть апробированные драматурги, есть классика и связанная с ней уверенность, что претензий к будущему спектаклю ни у кого не возникнет. Думаю, любому материалу нужно время, чтобы «отлежаться». Но знаю, что хороший автор, как и хороший художник, чувствуется сразу. Есть стиль, собственный почерк, дыхание. Между тем к современной литературе в целом у меня большие вопросы. Иногда такое читаешь, что просто стыдно. Думаешь, не в алкогольном ли бреду это написано? Как можно такое фиксировать на бумаге, да и зачем?
— Белла Амовна, для вас сезон примечателен еще и выпуском исторической драмы «Лев зимой», где вы исполнили роль Элинор Аквитанской.
— Успеваете сегодня смотреть чужие спектакли?
— У вас нет ощущения, что театр становится развлечением для сытой публики?
— Да, такие спектакли, где все эмоции преувеличены и на виду, есть. Материальная зависимость от публики диктует свои условия, но иногда и в этой ситуации рождаются шедевры. Мне, например, всегда было интересно, как работает Роман Виктюк. Я побывала на репетициях его «Лолиты» и увидела, что он такой же требовательный, целеустремленный режиссер, как и многие его коллеги. Просто у него довольно жесткая форма, в которой не каждый актер сможет существовать. Наш театр умышленно не идет на повышение цен, потому что оно сразу отсечет категорию людей, которым мы нужны и интересны.