Фармотрасль: ставка на свой инновационный продукт

Своя таблетка ближе

Тема импортозамещения и импортонезависимости как конечной цели в условиях внешнего давления, которому подвергается наша страна, в последнее время звучит все громче. И если в некоторых отраслях экономики в этом направлении еще нужно подтянуться, то в фармацевтической соответствующая работа началась давно. Об этом свидетельствуют цифры. Так, на протяжении последних нескольких лет доля отечественных лекарств в стоимостном выражении на нашем рынке составляет свыше 50 процентов. И это один из самых высоких показателей по сравнению с внутренними рынками сопредельных стран. По итогам 2022 года доля белорусских в общем объеме лекарственных препаратов на рынке страны в стоимостном выражении — 52,3 процента. В натуральном и вовсе примерно 70 процентов. Благодаря чему удается достигать таких показателей, узнавала «Р». 

фото егора ермалицкого.

Выбираем свое

Когда наша страна столкнулась с санкционным давлением, звучали в том числе и опасения, мол, останемся без лекарств. Но этого не произошло. Есть на рынке и наши, и зарубежные — тут уже выбор за потребителем. А последний, рассказывает генеральный директор республиканского унитарного предприятия «Управляющая компания холдинга «Белфармпром» Сергей Казакевич, выбирает свое. 

— В объеме потребления в условных упаковках доля белорусских лекарств в аптечной сети составляет более 60 процентов, а в госпитальном секторе — 84. Это обусловлено значительной — в среднем в три раза — разницей в ценах на импортные и отечественные медикаменты. Следует отметить, что около 60 процентов производимой организациями холдинга продукции реализуется по цене, не превышающей два доллара. Цены на фармпрепараты, выпускаемые организациями холдинга, при их неизменно высоком качестве значительно ниже уровня цен производителей частной формы собственности и иностранных аналогов.


Говоря о ценах на фармацевтические средства на нашем рынке, руководитель холдинга обращает внимание, что за 2022‑й индекс потребительских цен по ним — 102,69 процента:

— Это значительно ниже, чем показатели других отраслей промышленности страны. 

Ставка на уникальность

Cпециалисты заверяют: дефицита лекарств в стране нет и не ожидается. Дело в том, что уже много лет белорусская фармпромышленность работает на импортозамещение. В этих целях ежегодно осваивается свыше 60 новых медикаментов. Импортозамещение — главная задача и «Белфармпром», подчеркивает Сергей Казакевич: 

— Фактически вся наша продукция так или иначе является импортозамещающей. Важно отметить, что отечественные препараты не просто дешевле импортных. Появление любого нашего аналога на рынке приводит к снижению стоимости и зарубежного. Например, как только появились белорусские аналоги одного из иностранных лидеров продаж 2021-го, цена на оригинальный препарат заметно упала. Кроме того, за прошлый год отечественных аналогов этого лекарства продано вдвое больше, чем оригинала. Вот оно, импортозамещение в действии.

Но замещать импорт — всего полдела, убежден директор предприятия, нужно создавать свой инновационный продукт:

— Важнейшее для нас направление — развитие биотехнологического сектора. Вакцинное производство, выпуск препаратов на основе моноклональных антител. Кроме того, в ближайшие годы большое внимание будет уделено развитию собственной сырьевой базы, в первую очередь фармсубстанций. Обсуждается реализация одного из таких импортозамещающих проектов. И целый ряд инвестпроектов по масштабированию наших производственных мощностей. Уверен, что задачи, которые ставят перед фармпромышленностью Глава государства и Правительство, будут успешно выполнены. 


В создании уникального продукта производителям помогают ученые. Так, на базе Академии наук создан фармацевтический кластер, куда вошли четыре академические структуры, говорит руководитель НПЦ «ХимФармСинтез» ГНУ «Институт биоорганической химии НАН Беларуси» Елена Калиниченко

— Уникальность кластера в том, что он производит полную цепочку лекарственного препарата — от субстанций до готовых форм. Сегодня он выпускает примерно 125 наименований высокотехнологических лекарств, фармсубстанций, БАДов. Кроме того, 61 регистрационное удостоверение, которое включает радиоиммунные, имунноферментные, экспресс-тесты на основе имуннохроматографического анализа для диагностики соматических и инфекционных заболеваний, включая ковид. 


Только за 2022-й «ХимФармСинтез» создал четыре импортозамещающих препарата и успешно вышел с ними не только на белорусский, но и на российский рынок. Доход от их продаж, отмечает Елена Калиниченко, уже подошел к отметке в 3 миллиона долларов. Сейчас предприятие ожидает регистрации еще пяти уникальных средств. К слову, «ХимФармСинтез» экспортирует до 35 процентов производимой продукции — в Россию, Казахстан, Вьетнам, Узбекистан. География расширяется. 

Наше предприятие — не гигант фармпромышленности, — акцентирует эксперт. — Но мы взяли для себя нишу наукоемкого, высокотехнологичного производства. 

Белорусское — значит качественное 

Наша продукция востребована за пределами Беларуси, подтверждает и Сергей Казакевич. По его словам, это приносит в бюджет страны миллионы долларов. Так, по итогам прошлого года экспортная выручка только фармацевтических организаций холдинга составила около 145 миллионов долларов. И показатель прирастает. Лекарства экспортируются примерно в 30 стран, но лидером была и остается Российская Федерация, куда поставляется более 75 процентов от всей доли экспорта. 

— Учитывая невозможность отгрузок белорусских лекарственных препаратов в Украину и ряд недружественных стран, организации холдинга «Белфармпром» продолжают работу по диверсификации экспорта в государства, сохранившие хорошие отношения с Беларусью. Это Пакистан, Мьянма, Лаос, Ирак, Венесуэла, страны СНГ и другие. Из уже освоенных рынков дальнего зарубежья можно отметить поставки в Сирию, Вьетнам, Сербию и Республику Корею.

Если говорить о дальней географии поставок, нашим фармпроизводителям приходится адаптироваться к новым условиям работы, сообщил Сергей Казакевич: 

— Вопросы логистики по-прежнему актуальны. Но, как говорится, нет ничего невозможного. Предприятия холдинга проводят активную работу в данном направлении, чтобы обеспечить договоренности и обязательства перед партнерами как в части поставок продукции собственного производства, так и в отношении поставки сырья для производственных целей. 

arteaga@sb.by 

Фото из архива SB.BY

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter