В организации здравоохранения поступит около 280 антисанкционных автомобилей скорой

Свое — это здорово

Новую производственную нишу — создание отечественных машин скорой медицинской помощи — освоил завод автомобильных прицепов и кузовов «МАЗ-Купава». Первые 22 машины уже поступили в организации здравоохранения регионов. О планах по расширению моделей скорых и оснащению их импортозамещающим оборудованием рассказал генеральный директор предприятия Виталий Якубов.

Автомобиль скорой помощи класса «В» соответствует всем требованиям техрегламента Таможенного союза.
ФОТО ОАО «МАЗ»

Большая переделка 

Компании, которые ранее поставляли машины скорой помощи в Беларусь, сейчас не могут этого делать, поскольку некоторые комплектующие для этих автомобилей попадают под категорию товаров двойного назначения. Наличие необходимых компетенций и производственной базы позволило нашим конструкторам в кратчайшие сроки разработать собственную модель скорой, говорит Виталий Якубов:

— Стараемся на аутсорсинг ничего не отдавать. Все должно быть свое, чтобы ни от кого не зависеть. Разработка конструкторской документации и подготовка производства машины скорой помощи заняли около шести месяцев. Для нас это экономически выгодный проект, который позволяет и заработать, и наработать компетенции. Для покупателя экономическая выгода ощутима. За время гарантийного срока эксплуатации заказчик практически не вкладывается в ремонт.

В линейке продукции завода есть несколько моделей техники медицинского назначения. Это специальные автомобили на грузовых шасси — передвижные кабинеты компьютерной рентгенографии, цифровой маммографии и стоматологический кабинет, специальные полуприцепы. Теперь линейку медицинской автотехники предприятия пополнил и автомобиль, базирующийся на пассажирском шасси микроавтобуса производства ОАО «МАЗ». Какие работы по переоборудованию микроавтобуса в автомобиль скорой помощи класса «В», к слову, самого распространенного, были проведены, рассказал Виталий Якубов:

— Важно отметить, что стоимость нашей доработки базового шасси для скорой ниже, чем у зарубежных производителей. Заменена штатная обшивка. Пол, потолок, боковые панели и двери дополнительно вибро-, термо- и звукоизолировали. Между медицинским салоном и кабиной водителя появилась изотермическая перегородка со сдвижным окном. Установили стеклянный люк для естественной ­освещенности и вентиляции салона. Для монтажа медоборудования под обшивкой кузова установили закладные элементы.

Интерьер салона подвергся существенным изменениям. В центральной части кузова располагается приемное устройство с тележкой-каталкой. Установлены три поворотных кресла для врача. Подлокотники и сиденья при необходимости складываются для экономии рабочего пространства. С левой стороны установлен стеллаж с антресолями для хранения и транспортировки медицинского имущества.

— Через месяц получим еще шесть шасси для скорых, — анонсирует конструктор по переоборудованию микроавтобусов Максим Козловский. — Не теряя времени, уже изготовили комплекты мебели. Останется лишь занести готовые блоки в салон и зафиксировать. Работаем на станках с ЧПУ, эргономику салона разрабатываем на компьютере, а не вручную. Так легче подогнать мебель под кузов, который имеет сложную геометрическую форму.

Доработали микроавтобус и в части освещения. Установили два прожектора сзади и один с правого борта над сдвижной дверью. На крыше — светозвуковая сигнализация с громкоговорящей системой. Там же дополнительное гнездо прикуривателя для питания медицинского оборудования. И еще необходимая для медиков опция — автомобиль оборудован подавителем помех для обеспечения нормальной работы биофизической контрольной медицинской аппаратуры. 

Реанимобиль и новые каталки


Автомобиль скорой помощи класса «В» прошел сертификацию и полностью соответствует всем требованиям технического регламента Таможенного союза. Заказ на белорусские скорые уже поступил от Министерства здравоохранения, которое до 2025 года получит 278 машин. Заказы поступают и из Российской Федерации, прорабатывается возможность передачи соседям в тестовую эксплуатацию небольшой партии.

При реализации проекта акцент сделали на создании современной техники для комфортной работы медицинского персонала. Поэтому конструкторы работали в тесной связке с медработниками, которые указывали на узкие места, предлагали изменить конструктив мебели, шасси. Эти пожелания и замечания служат триггерами для создания новых модификаций и поколений скорых, считает Виталий Якубов:

— Сейчас мы сконцентрированы на том, как облегчить общий вес машины, не потеряв при этом в качестве. Это позволит сделать ее более маневренной, установить больше полезного груза. Параллельно разрабатываем варианты переоборудования скорой в реанимобиль. Это новый уровень. Никаких сложностей здесь мы не видим, все наработки для этого есть. Реанимобиль будет отличаться комплектацией, поэтому его себестоимость выше процентов на 20. Также от Минздрава нам поступил заказ на машину для перевозки новорожденных, которая поступит на баланс РНПЦ «Мать и дитя».

Важная работа проделана в области импортозамещения. По словам директора предприятия, сейчас ведутся переговоры с РУП «Медтехноцентр», чтобы заменить некоторые составляющие оборудования салона медицинского автомобиля на белорусские и достичь практически 100-процентной локализации в данном сегменте. В частности, речь идет о производстве и сертификации в соответствии с международными требованиями медицинской каталки грузоподъемностью 270 кг. Она уже изготовлена и проходит оценку медработниками. 

gorbatenko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter