Свобода цен и рычаги стабилизации
04.03.2011
С 1 марта в Беларуси вступил в силу подписанный главой государства Указ № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь», которым сделан важный шаг по либерализации ценообразования. Как уточнили в пресс-службе Президента, документ призван сократить сферу государственного регулирования цен и тарифов.
Отныне государство регулирует их лишь на отдельные товары (работы, услуги), которые наиболее важны для обеспечения экономической безопасности страны, на продукцию предприятий-монополистов, а также на социально значимые товары (услуги). Конкретный перечень таких товаров и услуг определен в указе, так же как и органы государственного управления, на которые возлагаются функции по регулированию. На все прочее, что не вошло в перечень, цены и тарифы будут формировать сами предприятия и предприниматели с учетом конъюнктуры рынка. Теперь отменены предельные индексы изменения отпускных цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые на территории республики, которые ранее устанавливались правительством. Соответственно отменяется и регистрация этих цен (тарифов), отметили в пресс-службе.
Кроме того, при определении уровня применяемых цен и тарифов юридические лица и индивидуальные предприниматели уже не должны представлять экономические расчеты (если речь не идет о регулируемых ценах). А раз эти нормы отменены, то потребуется изменить и состав административных правонарушений. Например, указ четко устанавливает, что не будет правонарушением превышение установленных предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) на товары (услуги) при их реализации без регистрации цен. Не повлечет наказания и реализация с нарушением установленного порядка регистрации цен (тарифов), равно как и реализация товаров (работ, услуг) при отсутствии экономических расчетов, подтверждающих уровень применяемых цен (тарифов). Исключение — регулируемые цены на определенные указом товары (услуги). Такие изменения потребуют корректировок в Кодекс об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях.
Между тем всех интересует, не станет ли последствием такой либерализации интенсивный рост цен. В большинстве случаев на внутреннем рынке есть довольно немалая конкуренция, которая сдерживает ценовые скачки. К тому же либерализация ценообразования не касается перечня социально значимых товаров, который ежегодно утверждается правительством, а также сельхозпродукции, закупаемой для государственных нужд (по согласованию с Министерством экономики). Заведующая отделом Института системных исследований в АПК доктор экономических наук, профессор Зинаида Ильина, комментируя Указ № 72, отметила, что этот перечень социально значимых товаров — гарант защищенности общества, он позволит сохранить стабильность на продовольственном рынке, избежать спекуляций со стороны монопольных структур.
Однако у цен гораздо больше поводов для роста в связи с тенденциями на мировых рынках, прежде всего сырьевых. Во многих странах углубляется продовольственный кризис. Среди его причин — нарастающее выращивание сельхозкультур для производства биотоплива. К примеру, в Бразилии из сахарного тростника делают этанол, в США используют кукурузу для производства альтернативного топлива, в Европе, в том числе в Беларуси, для этого применяют маслосемена рапса. На глобальных сырьевых рынках продолжается в общемировом масштабе рост стоимости нефти, металлов, сахара-сырца, хлопка. Соответственно растут цены на энергоресурсы и промышленное сырье, которые ввозятся в нашу страну.
Директор Департамента ценовой политики Минэкономики Беларуси Игорь Фомин ранее заявил, что «не ожидает обвального роста цен». По его словам, либерализация ценообразования была предусмотрена Директивой № 4: «Мы ожидаем, что принятие этого указа существенно упростит деятельность предпринимателей за счет сокращения непроизводственных расходов на составление экономического обоснования цен. Кроме того, значительно уменьшатся бюрократические процедуры для предпринимателей, связанные с регистрацией цен».
Итак, понятно, что государство в любом случае сохраняет влияние на внутренний рынок и рычаги для его стабилизации. Цены на продукты питания первой необходимости, крепкий алкоголь и табачные изделия всегда считались таким рычагом. В то же время положительный эффект для экономики могут дать именно расширение поля для маневра предприятий, а также устранение такой административной ответственности, которая несоразмерна нарушениям.