Строили всей страной: архитектор Юрий Градов — о том, как рождался мемориальный ансамбль «Хатынь»

80 лет назад не стало Хатыни. Немецко-фашистские захватчики стерли тихую деревушку с лица земли вместе с ее жителями — обычными крестьянами, возделывавшими землю, растившими детей и мечтающими о будущем, которое для них не наступило… Хатынь не просто страница Великой Отечественной войны, это символ жестокости гитлеровских захватчиков по отношению к мирным белорусам. Запечатлеть ее на века выпала честь молодым авторам Юрию Градову, Валентину Занковичу и Леониду Левину. Именно они в марте 1967-го выиграли республиканский конкурс на создание проекта мемориала и позже воплотили его в жизнь.

ФОТО АЛЕКСЕЯ ВЯЗМИТИНОВА

Самый «несоветский» мемориал

К тому времени за плечами молодой команды уже было несколько совместных работ, например памятник на берегу Днепра в Орше на месте первого залпа легендарной «катюши». Для участников конкурса организовали экскурсию на место будущего мемориала, вспоминает заслуженный архитектор Беларуси Юрий Градов:

— Солнечный день, пронзительная тишина — и вдруг над хатынским полем мы услышали пение жаворонка. Спонтанно возникло желание, чтобы мертвая деревня ожила, заговорила…

ФОТО АЛЕКСАНДРА КУЛЕВСКОГО

Эмоциональное потрясение авторов усилили воспоминания выжившего жителя деревни Иосифа Каминского, ставшего прообразом скульптуры «Непокоренный». Тогда архитекторам стало понятно, что нужно не изобретать что-то новое, а попытаться средствами искусства воплотить эту документально-драматическую историю. В итоге мемориал «Хатынь» получился самым «несоветским» из всех советских. Его авторам удалось отстоять очень прогрессивную на то время концепцию. Идейно-пластическое решение конкурсного проекта, включая образ скульптуры «Непокоренный», разрабатывалось без участия ее скульптора Сергея Селиханова. Он присоединился к команде уже на этапе реализации проектного замысла. Совместно авторы мемориала усилили драматический аспект скульптурного образа: застывшие от ужаса глаза, опускающиеся руки отца с умирающим сыном на них… Сергей Селиханов намеренно искажал пропорции, чтобы воплотить в камне не только страдания ее прототипа, чудом выжившего и потерявшего всю семью Иосифа Каминского, но и в целом всего народа, который, несмотря на все лишения, пришел к победе. И хоть некоторым критикам такое решение было не по душе, Сергея Ивановича, бывшего фронтовика, было не остановить.

Сергей Селиханов.
фото www.khatyn.by

Работали очень продуктивно. Вечерами, без праздничных и выходных дней, практически без серьезных дебатов и споров. При разработке концепции решили сохранить историческую планировку бывших деревенских улиц, места расположения 26 жилых домов и четырех колодцев. Не выходили и за камерный масштаб деревенской хаты.

— Для меня самым сложным был поиск образа крестьянского жилища, — вспоминает Юрий Градов. — Гостеприимно раскрытая калитка, скамеечки у входа и обелиск, в символической печурке которого как напоминание о тепле упокоились имена жителей каждого дома. 

Эскизы будущего мемориала и фрагмент макета.
Так появились 26 обелисков, которые венчают колокола. Они своим тревожным несмолкающим звоном призывают помнить. Изначально мы предлагали поместить Вечный огонь внутри разбитого колокола. На внутренней стороне, то есть у огня, написать названия сожженных и невозрожденных деревень, а на внешней, обращенной к солнцу, — названия тех, что были вновь отстроены после войны. Проект не одобрили. В то время велась активная борьба с религией, а колокола воспринимались как церковный атрибут…
А ведь это решение сместило бы доминирующий акцент мемориала к церемониальной площади, к Вечному огню, набату памяти — смысловой доминанте ансамбля.

По тем же причинам наложили вето на идею поставить памятный крест на месте кладбища ХVI века, где похоронены предки жителей Хатыни. Лишь спустя 50 лет этот замысел воплотился в жизнь. Терновый венец — символ страдания и скорби — изготовил внук автора скульптуры «Непокоренный» Константин Селиханов. Идея же увенчать обелиски колоколами и тем самым магически превратить обыкновенную печную трубу в звонницу тоже вызывала серьезные опасения из-за параллели с церковными колоколами. Образа сильнее архитекторы предложить так и не смогли, пошли ва-банк. Опасения не оправдались: никто из партийных лидеров не зарубил проект.

Первые годы колокола звонили по задуманной схеме: начиная с окраин, звон постепенно нарастал к центру трагедии и затем резко обрывался, как оборвались жизни местных жителей в 1943 году. Через минуту молчания звучание колоколов возобновлялось. Но однажды случилась беда: трактор случайно порвал пучок проводов, соединявших колокола, и объемное звучание с тех пор пропало.

фото Дарьи Титовой.

Памятник-документ

Нарушая все традиции, мемориал начинается с кульминации — места трагедии. Здесь посетитель получает самое сильное эмоциональное потрясение. Оно возникает как взрыв, как нахлынувшая волна. Эмоционально-художественный образ мемориала венчает подсветка — красный свет воссоздает трагическую картину пылающей деревни.

Фото из архива «СБ»

Каждый посетитель приезжает в Хатынь со своим горем, с памятью своей семьи о войне. Потому нет единого места для возложения цветов, нет и жестко навязанного маршрута, длина которого не превышает рекомендуемый норматив 2,5 км. Молодым авторам приходилось отстаивать свое мнение. Им предлагали сделать композицию компактнее — сдвинуть к центру наиболее удаленные дома. Но архитекторы не отступили от проектного решения, сохранив исторический контекст и планировочную структуру деревенских улиц, объясняет Юрий Градов:
— Хатынь для нас — это памятник-документ. На месте сарая смерти — рухнувший остов крыши, на месте колодцев — каплицы, у каждого дома — распахнутые калитки, символ гостеприимства. А границами памятника стал окружающий его лес. Ведь эти березы — свидетели трагедии, на которых, когда мы впервые туда приехали, еще были видны следы пожара...
После открытия мемориала в 1968 году перед командой архитекторов поставили новую задачу: через трагедию одной деревни показать печальную судьбу погибших мирных жителей всей страны. Именно тогда продлили главную композиционную ось мемориала. Ее дополнило единственное в мире символическое кладбище 186 сожженных вместе с жителями деревень, разделивших печальную участь Хатыни. Появилась также скорбно склоненная стена памяти с пугающим количеством жертв нацистских концлагерей и Вечный огонь, прорывающийся через разорванную решетку. Эта ось получила завершение в виде трех березок и Вечного огня. Таким образом сложился крестообразный план, который стал еще одной знаковой вехой всего ансамбля…

Фото из архива «СБ»

Мемориальный ансамбль «Хатынь» стал символом народной памяти и скорби. Пугающая тишина этого сакрального места вобрала в себя и детский плач, и крики отчаяния матерей, и гнев умирающих в пламени мужчин. Лишь колокола отваживаются потревожить эту мертвую тишину, призывая нас, живых, помнить страшную трагедию, чтобы она никогда не повторилась.

В ТЕМУ

Мемориальный ансамбль «Хатынь» занимает особое место среди всех известных мемориалов, посвященных Великой Отечественной войне. В 1970 году он получил Ленинскую премию в области архитектуры — высочайшее признание в СССР.

gorbatenko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter