О премьере в театре кукол "Интервью с ведьмами"
21.09.2015 21:06:37
Голландский режиссер Алекс ван Вармердам снял кино «Новые сказки братьев Гримм», где перенес действие в современность. В Театре наций американский режиссер Роберт Уилсон недавно поставил с Евгением Мироновым в роли рассказчика неоготические «Сказки Пушкина», стоимость билетов на которые равняется стоимости прихожей в квартире в спальном районе.
Детские сказки — альфа и омега детского репертуара Белорусского государственного театра кукол. Теперь в афише появились «сказки для взрослых». Премьеру «Интервью с ведьмами» по сказкам братьев Гримм поставил известный молодой режиссер Евгений Корняг. Для тех, кто следит за творчеством Корняга, премьера «Интервью с ведьмами» — естественное звено в творческой эволюции возмутителя спокойствия и идейного колебателя духовных скреп. Тех же, кто с его творчеством соприкоснется впервые, премьера может несколько ошарашить и сбить с панталыку.
Режиссер купается в эстетике черного юмора и гротеска. Сначала предлагает нам спектакль «пресс–конференцию», потом спектакль–концерт, потом спектакль–сновидение, никакую из форм не доводит до конца, все бросает на полдороге и выворачивает наизнанку.
Действие происходит вне времени и пространства. Три главные героини, порой перебивая друг друга или даже наводя порчу, рассказывают свои «женские истории», в которых угадываются отдельные сюжеты сказок братьев Гримм. Тут все как полагается: умерщвление младенцев, отрубленные руки, скелет, если не в шкафу, то в петле. Он появляется тут несколько раз и в конце концов вместе с черными шарами исчезает под доносящегося откуда–то из преисподней Льва Лещенко.
Женский актерский ансамбль крайне интересен. «Интервью с ведьмами» — спектакль–вызов, и нужно иметь определенное творческое мужество, чтобы отправиться в неожиданное плавание и довериться режиссеру. Но с такими ведьмами можно и «Иствикских ведьм» Апдайка и «Вий» Гоголя смело ставить. Анна Господарик, Наталья Кот–Кузьма и Светлана Тимохина, браво!
Ближе к финалу видно: режиссер вспоминает, что любой спектакль должен все–таки не только быть изобретательным аттракционом, но и нести еще какую–нибудь, как ни странно, но мысль. Поэтому последние полчаса «Интервью с ведьмами» пытаются выйти на обобщение, протянуть смысловую нить сквозь века — от сказок братьев Гримм до ужасов Второй мировой войны, именно этот отрезок спектакля выглядит чуть искусственным. Зрителю предлагают вдруг переключиться с черного юмора и саркастических преувеличений на оптику серьезного социального театра.
Тем не менее при всех шероховатостях спектакль прекрасно вписывается в эстетику изобретательных и непредсказуемых постановок театра кукол для взрослых. Он наполнен здоровой агрессией и совсем не скучен. Евгений Корняг пугает, а нам не страшно, и даже по большей части весело. Поддержавший постановщика невозмутимый главный режиссер театра Алексей Лелявский, и не такое повидавший на своем веку, наверное, вслед за Гоголем вполне может сказать: «Так у нас, Женя, каждая баба в труппе — ведьма».
Добрый зритель в 9–м ряду.
Советская Белоруссия № 181 (24811). Вторник, 22 сентября 2015