К годовщине смерти Николая Владимировича Доменикана

«Стопроцентовый» человек и руководитель

О бывшем директоре экспериментальной базы «Вольно-Чернихово», а затем и первом секретаре Барановичского райкома КПБ Николае Доменикане в районе и в хозяйстве вспоминают до сих пор. С последней должности он ушел более двадцати лет назад. А 15 февраля 2012 года ушел из жизни...

СОВХОЗ «Вольно-Чернихово» Барановичского района создали в 1939 году на базе помещичьих имений деревень Вольно и Верхнее Чернихово, а смогли восстановить только в 44-м. В 51 году к нему присоединили отделение «Полонечка», а через 8 лет — колхозы «Рассвет» и «1 Мая», значительно увеличив площадь земель. В 1960 году хозяйство уже называлось эксбаза «Вольно-Чернихово», через год ее возглавил Николай ДОМЕНИКАН.

ЧТО это был за человек? В его книге «Обновление» довольно подробно описано все, чем он занимался долгие годы. Как жил Барановичский район, каких показателей достигли хозяйства, какие важные гости посещали их... Но ни одна книга не расскажет так, как это сделают те, кто лично был с ним знаком. И, вероятно, самые сложные собеседники в такой ситуации — родные люди. Не потому, что им нечего сказать или они отказываются от встреч. Это боль, которую нужно снова пережить.

У дочери Николая Владимировича Маргариты Вечерка настроение периодически менялось: на лице появлялась улыбка, когда она рассказывала о работе отца. Улыбку сменяли слезы, когда вспоминала маленькую сестру Лилию, умершую много лет назад. А беседа о родителях и младшей сестре Лизе, которых тоже нет в живых, давалась еще тяжелее:

— От папы осталось очень много фотографий. Несколько чемоданов ими были набиты. Съезды, совещания, митинги, встречи, праздники на работе, дома, с друзьями… Его жизнь была богата на разные события. В основном снимки связаны с работой, потому как ей он отдавался полностью. Мы понимали, что ему нелегко. Должность руководителя влечет за собой большую ответственность. Часто возвращался очень поздно и уставший, на нас никогда свои проблемы не выплескивал, домой плохое настроение не приносил. За все годы, начиная с самого моего детства, ни разу не слышала, как ругаются родители. Они были не просто мужем и женой, а друзьями, единомышленниками. Папа мог обсуждать с мамой какие-то рабочие дела, иногда спрашивал совета. Голоса никто ни на кого не повышал. Папа был настоящим интеллигентом — вежливый, культурный, обходительный. Никогда не позволял себе говорить о ком-то плохо или ругать кого-то в присутствии других. Все разговоры проходили один на один. Знаете, смешно было за родителями наблюдать со стороны, когда они, уже будучи на пенсии, работали на огороде. Вот тогда они могли побурчать друг на друга — ссорой это не назовешь. Он был идеальным мужем, отцом и дедушкой во всех отношениях. Очень любил внуков. Когда уезжал с мамой в санаторий, обязательно брал кого-нибудь с собой.

Выступление на открытии массового праздника «Барановичская маевка» в деревне Столовичи, 1984 год.
Когда его назначили руководителем в «Вольно-Чернихово», а было это в 61-м, я пошла в первый класс. Через три года перевели заместителем начальника Брестского областного управления производства и заготовки сельхозпродуктов, первым заместителем начальника этого управления… Два года мы жили в Кобрине, пока папа работал председателем райисполкома. Мотались с места на место постоянно. В Барановичи вернулись в 1973 году, когда он стал первым секретарем райкома партии. Больше отсюда никуда не уезжали. Он руководил районом до 1995-го, пока не вышел на пенсию.

НИКОЛАЙ Владимирович Доменикан родился 1 марта 1932 года в деревне Грусково Несвижского района. Во время Великой Отечественной войны едва не погиб, мальчишке просто повезло. В поисках еды он спустился в погреб, а немцы умудрились закрепить на дверях гранату. Николай не знал, конечно, но от резкого рывка за ручку двери разорвался соединительный шпагат — и граната не сдетонировала…

После окончания Сновской школы планировал поступать в горный институт, но учительница уговаривала идти в ветеринарию. А вот об этом парень даже не думал, решил податься за компанию с другом Мишкой Нагорным в Ленинградский железнодорожный институт, где платили хорошую стипендию – 300 рублей. Мишка завалил экзамен, и в знак солидарности Николай тоже забрал документы, хотя и выдержал его достойно. Подали документы в ветеринарную академию Ленинграда. Мишку позже все же отчислили за неуспеваемость, а Николай получил диплом с отличием. Предлагали поступать в аспирантуру, но работа ученого его не прельщала. Написал письмо-прошение председателю Верховного Совета СССР Клименту Ворошилову, чтобы разрешили вернуться в Беларусь.

Николай ДОМЕНИКАН с супругой Надеждой.
В 1954 году во время студенческой практики в Новомышской ветлечебнице Николай встретил свою единственную любовь – голубоглазую девушку-агронома Надежду. Через два месяца без ведома родителей она стала его женой. Ей же спустя долгие годы совместной и счастливой жизни, когда его горячо любимая жена ушла из жизни, посвятил книгу «Сны о Надежде». Он всегда говорил: «Всем, чего я достиг, обязан жене». Даже все свои многочисленные награды приписывал именно ей. Два ордена Ленина, два ордена Трудового Красного Знамени, орден «Знак Почета», звезда Героя Социалистического Труда…

Звание Героя Николаю Доменикану присвоили в 1985 году за отличные успехи в увеличении производства продукции животноводства в зимний период 1984—1985 года, досрочное выполнение заданий 11-й пятилетки и проявленный трудовой героизм. Неоднократно избирался депутатом Верховного Совета Белорусской ССР и Республики Беларусь (1975—1995). Участвовал во II—IV Всебелорусских народных собраниях.

ЛЮДИ, которым довелось с ним работать, до сих пор называют 70—80-е годы прошлого столетия эпохой Доменикана. Их в Вольно осталось не так много, хотя в деревне все наслышаны о бывшем председателе и главе Барановичского района. Первым удалось встретить Вячеслава Рудамана — завхоза местной школы:

— В совхоз «Вольно-Чернихово» пришел в 1985 году. Был агрономом отделения, управляющим и главным агрономом. В хозяйстве под началом Николая Владимировича не работал, но хорошо знал его как первого секретаря райкома партии. Он же сам меня и принимал в ряды КПСС, вручал партбилет. По долгу службы Доменикан часто приезжал к нам. Лично для меня это был самый лучший руководитель района, занимавший свой пост 22 года. Прежде всего это проявлялось в отношении к простым людям. С кем бы он ни встречался в поле или на ферме, с механизатором или животноводом, всегда первый протягивал руку и здоровался. Представьте себе, это первый человек в районе! Каждого умел выслушать, интересовался делами, проблемами, здоровьем и никогда не повышал голоса и не ругал. От него исходило добро. Многое сделал для того, чтобы Барановичский район знали в стране как один из самых лучших и передовых.

Благодаря стараниям Николая Доменикана построили колхоз-комбинат «Мир», свиноводческий комплекс «Восточное», птицефабрику «Дружба», тепличный комбинат в Красном Знамени и другие объекты. Появились новые поселки Мир и Жемчужный, в хозяйствах строились жилье, столовые, банно-прачечные комбинаты, открывались детские сады и школы, прокладывали на улицах асфальт. Частыми гостями стали иностранные делегации, которые не могли поверить, что по производству мяса и молока только один район Брестской области обгоняет отдельные республики Советского Союза. Сам Николай Владимирович считал: главный принцип руководителя — умение предвидеть завтрашний день, соответственно, постоянно идти вперед, а для этого надо думать, находить оптимальные решения. А еще он был убежден, что каждый руководитель должен стоять до конца за интересы предприятия и своего края. Своих подчиненных умел защищать, если верил в них. Умело подбирал кадры и находил способы сплотить коллектив, с которым работал.

ЕЩЕ одной собеседницей, рассказавшей о Николае Владимировиче, стала жительница деревни Вольно Анна Малина. Трудовую деятельность в совхозе «Вольно-Чернихово» начинала бухгалтером в далеком 1954 году:

— Хозяйство было передовое по тем временам не только в области, но и в республике. Мы занимались выращиванием элитных семян зерновых. Не отставали и по надоям, привесам, урожайности других культур. Сначала при мне директором был Игнат Девго, после его сменил Николай Доменикан. Совхоз быстро пошел вверх по всем показателям. В 1961 году надой от коровы вырос на тысячу килограммов, а в год надаивали по 2800. Как руководитель и как человек Николай Владимирович был «стопроцентовый». Он просто собой завораживал, по-другому не скажу. Держал дисциплину. А как иначе? На фермах прекратилось воровство. В те годы повсеместно корма домой таскали. Но я не помню, чтобы он кого-то наказывал. Старался подобрать нужные слова, чтобы до человека дошло. Жил со своей семьей в простом домике в Вольно. Хата не отличалась от тех, где жили простые колхозники. Принимал любого, кто бы к нему ни пришел, старался помочь. Умел праздники для людей устраивать. Три года — небольшой срок, но за это время для нас он стал и начальником, и другом. Мы в правлении плакали, когда его забрали в Брест. А потом, когда он вернулся в район, пусть даже не в качестве директора «Вольно-Чернихово», радости нашей не было предела. Такие люди редкость, а за свою жизнь я разных повидала, вы уж поверьте.

НАВЕРНОЕ, счастлив тот, кому в жизни довелось повстречаться с такими «стопроцентовыми» людьми. Жаль, что они уходят. В 2003 году Николай Владимирович потерял любимую жену Надежду, с которой планировали через год отметить золотую свадьбу. По сути и первой не было. Побоялся он когда-то своих родителей, что не позволят жениться так рано, поэтому просил разрешения только у дяди своей возлюбленной – председателя колхоза имени Калинина Ивана Антоновича. По его согласию молодоженов быстро расписали. А потом накрыли стол – яичница на сале, свежие огурцы и бутылка самогона. Вот и вся свадьба. Зато какую жизнь прожили! После еще была потеря – младшая дочь. Чтобы оправиться от такого, нужны большие силы. Спасали дочь Маргарита и внуки, которые окружили отца и дедушку еще большей любовью и заботой.

Он не дожил до своего 80-летия всего две недели. Почетный гражданин Барановичского района, его именем названа улица в Барановичах протяженностью почти 3 километра – от микрорайона Северный до бывшей деревни Заездная, которая уже приобрела статус города. В будущем здесь планируют возвести современные постройки, а пока это зеленая полоса города.

chasovitina@sb.by

Фото из архива семьи ВЕЧЕРКА и Барановичского краеведческого музея
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter