Стильный крой эстрады
12.11.2010
— Саша, вы верите в объективность таких конкурсов?
— Область музыки очень опасная, потому что все творческие люди, которые выходят на сцену, весьма ранимые. Они эгоцентричны. И чтобы быть им судьей, нужно обладать большой смелостью. Сарафанное радио работает на 100 процентов. Кого–то осудить — значит подвергнуть себя критике со стороны большинства. Ведь все считают себя звездами. Если вышел на сцену, значит, ты уже звезда.
— Кто, по–вашему, действительно является звездой?
— Лично мне импонирует Дядя Ваня. Он всегда «съедобен» — и в элегантном костюме, и в рваных джинсах. Когда Дядя Ваня выходит на сцену, из него энергия бьет, он подчиняет зал. Потому что поет искренне. Другое дело, когда артист одет как пижон, на лице 2 сантиметра грима, а поет плохо. Ну тогда песня никак не взлетит в чарты. В человеке, будь он артист или кто–то другой, все должно быть гармонично. Стиль — это не деньги, это искусство собирать по частям все вместе: одежду, грим, прическу, слова, выражение лица, манеру общения. И вот когда это сложено в единый и непротиворечивый образ — тогда зал к тебе пойдет. И ты его покоришь.
— Так кто же самый стильный артист?
— Все узнаете 16 ноября. Но чтобы быть стильным, не нужно одеваться в меха и блестеть, как Сергей Зверев, который дошел до того, что зуб испортил — вставил бриллиант.
— А почему многие модельеры, в том числе ребята из вашей «Мельницы моды», пропагандируют чересчур пафосную одежду?
— Вы имеете в виду гламурную? Я — противник гламура. И на «Мельнице» гламура мало.
— Но вы создаете нереальные вещи, которые никто не наденет!
— Но это же шоу, искусство. А искусство разве реально? Нет, конечно. Это вымысел.
— Зачем тогда все эти выдумки?
— Затем, чтобы отличаться от животных. Творчество и полет мысли — то, что нас делает не похожими на остальных млекопитающих. Лишь человек увешивает дом картинами, а «шкурку» меняет не только к зиме, а каждый день, делает маникюр, а не чистит когти. Или сочиняет музыку. Зачем все это? Вечный вопрос... Да чтобы быть Человеком! Для этого же мы пишем книги, издаем газеты. Где вы видели в лесу газету?..
— Но есть творчество, а есть графоманство — это две разные вещи. Так же и в музыке, и в моде. Вы согласны?
— Конечно. Но в искусстве не все равны. Костюм сшить — не песню спеть. Песня существует за пределами реальности, она неосязаема. А костюм — это не только идея, мечта, но и конкретный материал: нитки, крой. Впрочем, у музыки тоже есть свой крой. Так что, может, я и не прав, утверждая столь категорично...
— А почему у нас так мало исполнителей с неповторимым стилем?
— А откуда им браться? И для чего? Елфимов обладает хорошими вокальными данными. Но некоторые критики считают, что этого мало. Наверное... Советчиков вообще много. И кого ни послушаешь, каждый знает все на свете лучше всех. Вот было бы больше таких проектов, как Музыкальная премия СТВ, тогда и молодежь на эстраде больше задумывалась бы о своем месте в искусстве. Это заставляет задуматься. Я сейчас готовлю свой поэтический альбом и даже не представляю, что скажет критика. Похвалят или разобьют в пух и прах?
— Вы стихи пишете?
— Уже все написал. Больше не хочу этим заниматься. Трудно. Потому что, одно дело, сочинять о погоде: сел у окошка и строчишь. А другое — писать о чувствах, о переживаниях, одно из которых — тягостное и мучительное — любовь. Любовь похожа на взрыв во Вселенной. Люди разрываются от этого чувства на части...
— И заметьте, все песни о любви — о трагической по большей части... Почему?
— Когда любовь созидательна, ничего не хочется делать, есть одно желание — радоваться и наслаждаться жизнью. Только душевные муки ведут к творчеству.
— В последнее время появилось очень много исполнителей, чьи имена вряд ли знает даже интересующийся музыкальный критик. С чем связан поток «кадров» в эстраду?
— Каждый человек мечтает быть замечен. Людям вообще хочется, чтобы их любили, чтобы ими восхищались, чтобы им говорили хорошие слова. Другое дело — самооценка. Мудрые люди говорят: признание собственной бездарности — первый шаг к гениальности. Но 18 — 25–летние считают иначе, что они рождены гениями. Однако чтобы стать настоящим гением, нужно еще и много работать. Я в юношеском возрасте думал, что недостоин того, чтобы взойти на сцену. Теперь кажется, что чувство собственной бездарности развило во мне определенные профессиональные черты: я могу видеть достоинства и недостатки других людей. Но эта же самокритичность не позволила мне стать артистом.
— Если сравнивать современную эстраду с той, которая была в прошлые времена, в чем вы видите разницу?
— Самое удивительное, что все те звезды, которые зажглись раньше, до сих пор светят ярче остальных. Никто еще не перещеголял «Песняров», «Верасоў», «Сяброў» и Тихановича с Поплавской. Признаюсь, к раскрутке некоторых современных знаменитостей и я приложил руку. Дидюля, прежде чем уехал в Москву, выступал в моем шоу в кинотеатре «Октябрь». Алена Свиридова пела первые песни в моей программе «Мод–арт» еще в 1989 году. Помню, она вышла на сцену в Бресте, а я ей отдал свою рубашку — модную, привезенную из Польши. А до этого она работала концертмейстером на кафедре хореографии в институте культуры. Вы, наверное, уже и не помните такой?
— Слушаю, как древнюю историю...
— Потому что я сам древний. Родился в середине прошлого века.
— Кого вы слушаете из современных исполнителей?
— Я вообще мало слушаю, я с музыкой работаю. Она отрывает меня от реальности, зажигает творческую искру.