Без ответственности за тех, кого приручили

Спасти рядового беженца

Репортажи из аэропорта Кабула вселяют ужас. И страх за людей, 20 лет назад доверившихся тем, кто казался — и тогда был — сильнее. Времена изменились, Голиаф повержен и улетает зализывать раны. Как показывает американский опыт поражения во вьетнамской войне, когда людей эвакуировали вертолетами с крыш посольства США в Сайгоне (Хошимине), посттравматический синдром будет долгим. Хотя и не гарантирует того, что США не ввяжутся в очередную «бесконечную» войну. Ну да — когда несешь ценности демократии, военные средства особенно эффективны.


О том, что США проиграли, говорит хотя бы тот факт, что директор ЦРУ Уильям Бернс прилетал в Кабул на встречу с одним из лидеров «Талибана» Абдулом Гани Барадаром. Кстати, его в 2018 году выпустили из тюрьмы в Катаре по настоянию президента Трампа — как раз чтобы было, с кем вести переговоры. Тогда никто и не предполагал, что вести их будут в Кабуле и позиция сильного будет у Барадара. Почему у него? Потому что президент Байден отправил своего главного разведчика договариваться об эвакуации людей из международного аэропорта Кабула — того самого, репортажи из которого вселяют ужас. США просят — талибы отказывают и называют «красной линией» объявленный ранее срок эвакуации — 31 августа. После этого, говорят они, все иностранные войска должны покинуть Афганистан, иначе никто не гарантирует их безопасность. Талибы призвали своих граждан оставаться в стране, а не пытаться ее покинуть. Они и работающих женщин призвали оставаться дома. «Наши силы безопасности не обучены тому, как обращаться с женщинами», — объяснил пресс-секретарь «Талибана» (да, у них есть не только оружие и американские вертолеты, но и современные средства коммуникации, если нужно) Забихулла Муджахид. 

Пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки объяснила, что эвакуацию нужно завершить 31 августа, чтобы успеть вывезти американских военных (их сейчас в Афганистане 5800 человек). Свои всегда в приоритете. Те, кто им доверился, помогал все эти годы, кто в некоторых случаях спасал жизни (ветераны войны в Афганистане делятся в американских СМИ историями о том, как они остались живы благодаря смелости и сообразительности своих переводчиков и помощников), — нет. 

Когда в 1975 году было очевидно, что вьетнамская война заканчивается позорным поражением (хотя правительство в Сайгоне после ухода американцев продержалось два года, а не несколько дней, как в Афганистане), в США приняли специальный миграционный акт, благодаря которому почти 130 тысяч граждан Вьетнама, Камбоджи и Лаоса туда переехали. С Афганистаном ситуация совсем иная. Да, в США приняли (с большим, кстати, трудом и бюрократическими проволочками) специальную визовую программу для иммигрантов, да, президент Байден сказал: «Если вы выберете США, то здесь для каждого из вас найдется дом, и мы будем рядом с вами так же, как вы были рядом с нами в Афганистане». Но круг афганцев, которых США готовы спасать, узок: это те, кто работал с американскими дипломатами или военными, или те, кто может претендовать на убежище. С момента начала эвакуации 14 августа США вывезли из страны более 71 тысячи человек, в основном иностранцев. Ни один (!) афганец до США пока не добрался — их вывозят в третьи страны, в основном на американские военные базы. И уже там начинают процесс рассмотрения заявлений — можно ли предоставлять убежище. Как показывает практика, он занимает как минимум год, иногда больше. Американцы сняли с себя ответственность за тех, кого приручили: обременяет. И это плохая новость для всех, кто на них надеется. 


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter