Рабочий стаж учительской династии Савош из деревни Домоткановичи Клецкого района – 72 года

Спасибо, что конца урокам нет

Если сложить рабочий стаж учительской династии Савош из деревни Домоткановичи Клецкого района, получится 72 года. Три женщины, три судьбы, связанные не только кровными узами, но и любовью к своему делу. Однако ни у одной из них путь в профессию не начинался легко. О том, как менялась белорусская школа, запредельных баллах при поступлении и «домашних педсоветах» учителя рассказали корреспонденту «СГ».Основателем династии стала Надежда Николаевна. С четвертого класса она для себя решила: буду работать в школе. Родители-железнодорожники стремление дочери поддержали, ведь педагог — профессия уважаемая:

–В 1963 году, окончив восемь классов, подала документы в Гомельское музыкально-педагогическое училище и… не поступила, не хватило баллов. Не подумайте, я не была двоечницей: все экзамены сдала на четыре-пять. Но в те времена конкурс был очень высокий — нужно было получить по всем предметам только отлично. Еще одна сложность: математику я изучала в школе на белорусском, а экзамены, устный и письменный, были на русском. Зато вторая попытка через год — по всем вступительным испытаниям пятерки.

Ветеран педагогического труда Надежда Николаевна САВОШ.

Девушка поехала в педучилище, увидела свою фамилию в списках на зачисление и поспешила порадовать родных. Однако судьба настойчиво не хотела давать шанс осуществить мечту:

— Накануне моего отъезда на учебу пришли подруги, чтобы проводить, — вспоминает Надежда Николаевна. — И тут почтальон приносит письмо из педучилища, в котором сказано, что я не добрала один балл. Слез было море! На следующий день мы с мамой поехали к директору, он поднял архив вступительных работ, и оказалось, что у меня четверка по русскому языку: написала «эскаватор» вместо «эКскаватор». Как выяснилось потом, эта ошибка стала не единственной причиной отказа. Мое место отдали дочери инвалида войны, у которой была льгота…

После десятилетки девушка в третий раз приехала в училище. Члены вступительной комиссии, завидев знакомое лицо, шутили: «Тебе, Мезенцева (девичья фамилия Надежды Николаевны. — Прим. авт.), пятерки автоматом ставить надо за упорство!». Сдав все на отлично, Надежда Савош стала студенткой, успешно отучилась, а после распределения попала в Домоткановичскую школу.

— Всю жизнь, с 1969 по 2004 год, я работала с деревенскими детьми. Стоило войти в класс, как ребята замирали — учитель пользовался большим уважением, — говорит педагог.

Династия педагогов из Клецкого района Надежда Николаевна, Людмила Михайловна и Юлия Сергеевна САВОШ.

Надежда Николаевна отмечает, что сейчас у первоклашек начальный уровень знаний намного выше, чем в советские годы: большое внимание подготовке к школе уделяется в детских садах, в центрах дошкольного развития. Да и сама учебная программа, ее подача стали намного интереснее и увлекательнее, в том числе благодаря интерактивным средствам.

— Мода на нестандартное, игровое проведение уроков пришла в Домоткановичи в конце 1980-х, — вспоминает она. — Как-то украсила класс еловыми ветками и бумажными фигурками белочек. Писала на доске слова, специально пропуская некоторые буквы, а дети должны были вставить пропущенное. За правильный ответ давала самодельные печенья-орешки. Сейчас это кажется слишком простым… Благодаря техническому прогрессу, интернету есть много возможностей: изображения можно распечатать, да и учителя вряд ли станут выпекать угощения — скорее купят. Но в те времена подобные уроки были у детей любимыми.

Больше 15 лет ветеран педагогического труда на заслуженном отдыхе. Признается, сначала было сложно привыкнуть к размеренному ритму жизни:

— Учитель всегда в движении, молод душой рядом с учениками. Хотелось услышать школьный звонок и беготню детворы по коридорам, снова окунуться в суету рабочих дней. Сейчас дочь и внучка рассказывают о делах родной школы, делятся событиями, советуются. В такие минуты будто на 20 лет назад возвращаюсь.

Для Людмилы САВОШ работа в школе — дело всей жизни.

ЛЮДМИЛА Михайловна Савош с детства знала: будет учителем, как и мама. Чтобы подготовиться к поступлению, ездила в Минск на занятия в спецкласс для детей, склонных к педагогической профессии:

— Документы подавала в пед­институт летом 1989 года. Проходной балл и конкурс были сумасшедшими — примерно, как сейчас на программирование в БГУИР. В первый раз баллов, к сожалению, мне не хватило. Однако руки опускать не стала. Попросила в отделе образования Клецкого райисполкома, чтобы меня устроили пионервожатой в любое учебное заведение: эта должность не требовала педагогического образования. Так я попала в Яновичскую среднюю школу. Первые дни было страшно, боялась, что ученики старших классов не станут слушать меня, почти их ровесницу. Но никаких проблем не возникало, они с уважением относились как к учителям, так и к вожатым. Постепенно страх прошел, в очередной раз убедилась, что работа в школе — мое призвание.

Женщина вспоминает: учитель считался образцом для подражания во всем. Ему постоянно приходилось держать высокую планку не только в школе, но и в обычной жизни: не дай бог у него в огороде увидят сорняки или беспорядок во дворе — это такой позор:

— Сейчас некоторые педагоги, если их можно так назвать, выкладывают в социальных сетях свои откровенные фото, могут позволить вести себя неподобающим образом. У меня такое в голове не укладывается: я учитель старой закалки.

Поработав год пионервожатой, Людмила Михайловна поступила на заочное отделение Гомельского государственного университета и в 1990 году пришла на работу в Домоткановичскую школу учителем белорусского языка и литературы, где сейчас занимает пост директора. Поначалу не все складывалось успешно: большинство учеников были воспитанниками детского дома, с такими ребятами найти общий язык сложнее.

— Случались и истерики на уроках, и отказы читать или учить предмет, — вспоминает педагог. — Не скрою: бывали моменты, когда руки опускались, хотелось все бросить. Но потом входишь в класс, смотришь в детские любопытные глаза, и как будто второе дыхание открывается. Да и сами ребята, видя доброе и справедливое отношение, начали вести себя иначе, и больше проблем не возникало.

В сложные минуты советом помогала мама. А еще Людмила Михайловна подобрала необычный ключик к сердцам детей: с классом они объездили полстраны, побывали на экскурсиях в самых интересных местах. Такая форма воспитания, будь то самый обычный поход в лес, сближает коллектив и делает не просто одноклассниками, а настоящими друзьями.

— Результат работы учителя заметен не сразу, а только через годы, — считает она. — Порой зай­дешь на странички бывших учеников в социальных сетях, посмотришь фото их семей, видишь, что жизнь сложилась хорошо, и сердце радуется: человека воспитал.

ВПЕРВЫЕ Людмила Савош поняла, что на ней педагогическая династия не закончится, когда в 6-м классе дочь Юлия, играя с младшим братом в школу, исписала новые обои в детской цифрами — объясняла урок. Так до 11-го класса учитель подогревала у нее интерес к профессии, а в 2012 году Юля поступила на факультет германских и славянских языков в Барановичский государственный университет. Получив диплом, попала по распределению в Орешницкий учебно-педагогический комплекс детский сад — базовую школу.

— Школа небольшая, ученики, в основном из неблагополучных семей, как губки, впитали из семьи плохую модель поведения, — вспоминает Юлия Сергеевна. — Дети нецензурно выражались, нарушали дисциплину, считая это нормой. Но как только поняли, что я хочу им помочь, отношусь искренне, сразу же потянулись навстречу. Думаю, не бывает плохих учеников — к некоторым сложнее найти подход.

Юлия Сергеевна проводит урок английского языка.

Юлия Сергеевна признается, что опыт бабушки и мамы помогает справляться со сложностями: по выходным на «семейном педсовете» учителя вместе придумывают новые фишки для занятий, делятся случаями из школьной жизни, обсуждают предстоящие планы. А интернет — хорошее подспорье для проведения увлекательного и запоминающегося урока:

— Новейшие технологии для современного педагога — стандартное решение. Есть множество упражнений с дополненной реальностью, когда ребенок считывает QR-код своим планшетом или смартфоном и получает больше информации. Школьники сейчас очень продвинуты в использовании гаджетов, им нравятся такие формы обучения. Но на моих уроках есть правило: телефоны только для дела. Причем оно работает для всех, в том числе для учителя. А как иначе? Если педагог запретит на занятиях мобильный, а сам будет пользоваться им, дети всерьез не воспримут данное правило.

Отработав по распределению, Юлия перевелась в Домоткановичскую школу, где преподает немецкий язык и информатику. О смене профессии не думает — хочется верить, что она не станет заключительным звеном славной династии педагогов Клецкого района.

kapustina@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter