Минск
+1 oC
USD: 2.12
EUR: 2.36

Создание новых велопарковок, билетоматы на остановках и безопасный тюбинг. Замглавы Минска рассказал о развитии города

Когда в столице начнут высаживать многолетние растения, какие нововведения ждут коммунальные службы города и что будет с заборами, рассказал заместитель председателя Мингорисполкома Александр Дорохович.

Цветы на воде, «зеленая» МКАД, ответ урбанистам

— Александр Викентьевич, ровно год назад вас назначили на должность заместителя председателя Мингорисполкома…

 Да, как раз 17 января. Кстати, цифра весьма интересная, ведь когда трудился главой администрации Заводского района, то мы праздновали дату его основания 17 марта. В этот же день у меня день рождения.

— Слышал, что назначение стало для вас неожиданностью, поскольку в Заводском районе все спорилось, получалось, а тут новые масштабы, где нужно курировать работу половины служб столицы.

 Что касается назначения, то я человек государственный, и если столица сказала надо, значит, я и правда нужен на этом участке работы. А для Минска минувший год был очень напряженным и ответственным, поскольку Беларусь принимала II Европейские игры. Кроме этого, город высоко поставил планку, в итоге показав рекордные цифры по многим показателям развития.

Об итогах работы скажу чуть позже, но лично для меня 2019 год стал не просто вторым Годом малой родины, но и самым «зеленым» годом для столицы.

Во-первых, мы запустили проект «Зеленый двор вместе», благодаря чему горожане смогли начать массово благоустраивать дворы без опасения, что спустя время экскаватор раскопает все вокруг. Хотел бы выразить слова благодарности минчанам, которые очень активно поддержали эту инициативу.

Во-вторых, в Минске было высажено 71,9 тысячи деревьев, 395 тысяч кустарников и около 12 миллионов цветов, в том числе появились композиции с живыми цветами на воде, которые удивили и, конечно, радовали горожан не только днем, но и ночью.

— Знаю, что много внимания было уделено и благоустройству Минской кольцевой автодороги.

— Мы поработали над выполнением поручений Главы государства по озеленению территорий вдоль МКАД, высадив более 190 тысяч кустарников на откосах, посадив там девичий виноград (зеленая лиана) вдоль сетчатого ограждения автостоянок. Правда, зеленые «стены» появятся только спустя 3—5 лет. Помогали нам в этом объекты придорожного сервиса, коллективы предприятий и студенты вузов.

И еще пару слов про кольцевую. На всех объектах вдоль дороги — трансформаторных подстанциях, в гаражных кооперативах, на различных инженерных сооружениях — появилась художественная роспись, чтобы облагородить трассу.

— У «зеленой» программы, думается, есть две стороны медали, ведь на каждое посаженое дерево в Минске найдутся люди, справедливо указывающие на недостаточность компенсационных посадок после какой-нибудь очередной вырубки.

— Благодарен тем активистам, которые грамотно критикуют по делу, предлагают конструктивные вещи. Хотелось бы, чтобы люди приходили с реальными всесторонне просчитанными идеями, ведь мы не такая уж богатая страна, поэтому нужно всегда стремиться сделать лучшее за разумные средства.

— К идее высаживать в городе многолетние цветы и травы вместо однолетних стоит прислушаться?

— Мы сами это видим и знаем. Но для того, чтобы многолетние растения дали свои «плоды», нужно время. Как происходит с девичьим виноградом на МКАД. И, поверьте, у нас есть план, насколько каждый год Минск должен ежегодно прирастать многолетниками. Многие инициативы и предложения минчан в этом вопросе уже формализованы на бумаге.

— Соцсети в этом плане могут помочь?

— Читаем все интересные сайты, в том числе зарубежные, которые занимаются «зеленой» темой, анализируем мнения и комментарии. К сожалению, на обратную связь через личный профиль у меня объективно нет времени. При этом мы слышим всех заинтересованных благодаря приемам граждан, встречам с населением и инструменту электронных обращений.

Вайбер-ремонт, «мусорная» идея, пауза для минской рекламы

— «Зеленая» тема, безусловно, на поверхности столичных проблем, но на должности вам наверняка пришлось окунуться и в другие вопросы функционирования города?

— Мне говорили, что работа на этой должности будет нужной, полезной, но неблагодарной (улыбается). Много нареканий у горожан вызывают капитальный ремонт жилья и замена лифтов. При этом за прошлый год мы поставили рекорд: в жилфонде столицы заменили 2203 лифта, отремонтировали 967,9 тысячи квадратных метров жилья.

Критикуют, конечно, заказчиков и строителей порой справедливо, но в то же время не только они виновны, если затянулся капремонт. Ведь очень часто бывает, что кто-то один не предоставляет доступ в квартиру, и весь дом ждет месяц-два-три. В это время идут суды, человек продолжает не открывать…

— Может, как-то заранее уточнять, все ли жильцы согласны на ремонт, или проводить опрос о готовности, чтобы потом людям не сидеть в развале?

— Мы пошли похожим путем, когда я возглавлял район, и сейчас реализуем проект на городском уровне. Что я имею в виду — в 2019 году внутри 26 тысяч подъездов столицы появились стенды «Информация». Там появляются актуальные вести именно об этом доме, микрорайоне. Там же указано, кто обслуживает дом, как можно связаться с коммунальными службами, какой график уборки, и в том числе данные о капремонте. Это пока не касается новостроек, где стенды появляются по мере формирования товариществ. И все же соглашусь, что коммуникацию с жителями по вопросам ЖКХ нужно улучшать.

Например, представитель ЖКХ проводит собрание с жильцами, у него есть видеорегистратор, запись с которого потом публикуется в сети. Видео в формате вопрос-ответ могут увидеть те, кто на встречу не попал в силу объективных причин. Еще один способ — создание вайбер-чата при капремонте.

— Вспоминая инициативу городских властей о пересмотре концепции сбора коммунальных отходов, я заинтересовался: как, на ваш взгляд, сейчас обстоят дела со сбором мусора?

— В Минске чуть больше 16 тысяч частных домовладений, и в прошлом году мы заменили в частном секторе почти 10 тысяч контейнеров для твердых коммунальных отходов, а также более 6 тысяч для вторичных материальных ресурсов. Это сделано для того, чтобы местные животные и ветер не портили пластиковые пакеты до приезда коммунальщиков, ну и, конечно же, для раздельного сбора мусора. Также замена контейнеров произошла в многоэтажной застройке — всего 5087 штук. А на каждой контейнерной площадке Минска появилась табличка (всего 1800 экземпляров) с данными коммунального оператора и актуальной информацией о времени вывоза отходов.

Также в столице разработаны новые решения для сбора мусора из подземных переходов. Помните фото, где возле метро лежат горы мусора? Теперь каждый субъект хозяйствования получает два мешка — черный и белый. В один нужно класть остатки продуктов питания, во второй — вторичные материальные ресурсы. А оператор ежедневно спускается в переход за мусором. Если этот опыт окажется удачным, то мы переведем на эту формулу и тех, кто работает на первых этажах зданий.

— В прошлом году городские власти начали, как я понял, борьбу с рекламой, в том числе пропали растяжки на проспектах. Думаете бороться с ней и дальше?

— Мы убрали много лишней рекламы волевым решением. На той же МКАД невозможно было ехать, ведь на опорах освещения была реклама непонятного содержания. Сегодня этого нет. Или возьмем штендеры, от которых на проспектах и улицах рябило в глазах. Согласитесь, эти конструкции не украшают город. Мы субъектам объяснили, что надо вместе делать город чище — кто-то сразу понял, кто-то нет. Но такой рекламы в городе больше не будет, власть с этим мириться не будет. Вот и никакого отката «волны» ждать не стоит: работа будет вестись постоянно. На мой взгляд, как реклама, так и каждый элемент в городе должны радовать минчан и гостей столицы.

— А что будет с билбордами?

— Мы планируем разработать концепцию, в которой будет определено, что для города приемлемо как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. И определим, что и в каком виде, на каких проспектах и улицах мы будем разрешать. Думаю, тут нужно детально разобраться в вопросе.

Заборы преткновения, тюбинг — безопасный, «Добрай раніцы, паважаныя мінчане!»

— Вы рассказали о городской красоте, элементах декора, которые должны радовать минчан…

— Хороший пример — ограждения разделительной полосы проспекта Победителей украсили новогодние разноцветные шары в хвойных лапках, также на других улицах появились на ограждениях изображения и фигуры из металла спортсменов — хоккеист, волейболист и так далее. Теперь это не просто забор.

— А вам не кажется, что много «просто» заборов стало в Минске?

— Много, мы уходим сейчас от этого. На сто процентов согласен. Сейчас эту волну замедляем, потому что трудно остановить сразу запланированную ранее работу. Понимаем, видим, и с заборами впредь будем вести себя крайне осторожно. Соглашусь, что и критика здесь очень справедлива — упор нужно делать на другие решения, в том числе на красиво цветущие кустарники.

— Как еще можно улучшить жизнь минчан?

— За минувший год была масса инициатив от городских властей, которые вроде и незаметны, но призваны улучшить жизнь в Минске. Например, развитие горок для тюбинга. Да, сейчас снега нет, и мы не можем достойно показать, что сделано. Но после нескольких трагических случаев стали слышны призывы запрещать использовать горки и так далее. Но постойте, а что мы сделали, чтобы дети знали, что зимой можно весело кататься с горок, а не сидеть дома? Поэтому мы совместно с администрациями районов массово оборудовали безопасные горки для катания детей в ряде микрорайонов столицы.

Один из примеров горки для катания

Буквально на днях обсуждали с операторами возможность существенного обновления всех остановок в Минске. Понимаем также, что надо в том числе уходить и от киосков к билетоматам. На остановке также должны быть средства навигации. Поэтому в ближайшее время обсудим проведение конкурса, чтобы массово устанавливать функциональные и красивые остановки.

А еще с учетом многочисленных обращений граждан полностью заменили асфальт на лыжероллерной трассе в Веснянке. Сам также стараюсь три раза в неделю проезжать на лыжах и лыжероллерах по 30—35 км. Новый асфальт появился также и на отдельных участках главной минской велодорожки. Минчане за такие инициативы очень благодарны, так как это самые посещаемые и любимые объекты, которые доступны абсолютно всем.

— Будет ли совершенствоваться инфраструктура для любителей двухколесного транспорта?

— Мы поставили себе задачу, чтобы все плоскостные автостоянки Минска были оборудованы крытыми велопарковками. В этом году сделали около 25 штук по городу, они вмещают от 30 до 40 байков. Это востребовано, загруженность составляет порядка 80 процентов. И мы видим, что людям это интересно.

— А новые веломаршруты?

— Очень осторожно говорю о планах и обещаниях, но я убежден, что вторая магистральная велодорожка очень нужна двум сторонам Слепянской водной системы и однозначно будет востребована.

— Одна из крутейших, на мой взгляд, инициатив властей Минска  пожелание утром по громкой связи хорошего дня в общественном транспорте. Получила ли идея обратную связь от горожан и не раздражает ли это «сонных» людей?

— Инициатива пожелания доброго утра в метро и общественном транспорте продолжится. Думается, что человека должно радовать не только то, что он видит в городе, но и слышит. Таким образом мы говорим, что работаем для горожан. Кстати, перед Новым годом Дед Мороз и Снегурочка поздравляли людей в общественном транспорте и дарили сладкие подарки.

Что касается реакции, то она очень положительная, еще ни один человек не сказал, что это плохо. Да таго ж пажаданні гучаць на роднай беларускай мове.

— Говоря от итогах 2019 года, расскажите, что удалось сделать, а что еще не успели.

— За 2019 год было заменено 41,7 километра сетей водопровода и канализации. Это при том, что мы два месяца (II Европейские игры. — Прим. авт.) не работали. Как следствие существенно снижены потери воды по отношению к предыдущему году (- 8%). В сжатые сроки провели ремонт двух путепроводов на МКАД (2 и 24 км), сейчас работаем на 11-м километре кольцевой, а также планируем начать реконструкцию моста на 19-м километре трассы. Также проложен новый газопровод протяжностью 18 километров к ТЭЦ-3, переложено 120 километров тепловых сетей. Существенно увеличили долю (на 30%) местных видов топлива. Завершено строительство депо на 220 единиц транспорта в Уручье, в конце года поступили 6 новых инновационных поездов Stadtler для метро. Кстати, в 2019 году в метро был запущен сервис по оплате проезда банковской картой, на станциях появились карты для туристов. Открыто 8 новых городских маршрутов общественного транспорта. Появились обособленные полосы для общественного транспорта на отдельных улицах.

Отмечу, что в этом году мы также приняли новый стандарт по ограждению стройплощадок. Хороший тому пример — нынешняя реконструкция площади Победы. Важным считаю замену 137 мачт освещения на проспекте Независимости, а также появление новой праздничной подсветки и иллюминации.

— Городские власти довольны результатом?

— Мы довольны тем, как она себя проявила, и намерены добавить в следующем году новые элементы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Фото: Владимир ЖДАНОВИЧ
Загрузка...