Промкооперация, инфраструктурные проекты и закат эры глобализации экономики: акценты второго дня в Чолпон-Ате
27.08.2022 10:31:00
На два дня небольшой кыргызский город Чолпон-Ата стал столицей Евразийского экономического союза: именно здесь прошли центральные встречи глав правительств «пятерки» в узком и расширенном составе. В центре внимания были вопросы финансирования промышленной кооперации в Евразийском экономическом союзе, необходимость учреждения Евразийской перестраховочной компании, рассмотрение перечня приоритетных интеграционных инфраструктурных проектов в сфере транспорта членов ЕАЭС, порядок взимания косвенных налогов при электронной торговле товарами физлицами, работа над проектом соглашения о регулировании алкогольного рынка в рамках ЕАЭС и другие не менее значимые темы.
В заседании Евразийского межправсовета в Чолпон-Ате (Кыргызстан) принял участие Премьер-министр Беларуси Роман ГОЛОВЧЕНКО.
Днем ранее глава белорусского Правительства Роман Головченко на встрече с президентом Кыргызстана Садыром Жапаровым обратил внимание на значимость участия молодежи в экономической повестке дня стран «пятерки».
— Очень важно погрузить молодежь в нашу повестку, популяризировать идеи евразийской интеграции и, конечно, вырастить достойную смену, — подчеркнул Роман Головченко.
Участие в деловом завтраке приняли заместитель Премьер-министра Беларуси Игорь Петришенко, председатель Коллегии ЕЭК Михаил Мясникович, председатель Исполкома СНГ — исполнительный секретарь Сергей Лебедев.
Приветствуя молодых инициативных участников, Игорь Петришенко отметил:
— Нам важно сверять векторы развития ЕАЭС и СНГ именно под потребности молодежи. Это важнейший элемент государственной политики. В нашей стране этому уделяется много внимания: везде, где это возможно, мы поддерживаем молодежь и инициативы.
Вице-премьер поделился с участниками делового завтрака белорусским опытом:
— По решению Президента у нас учреждены соответствующие стипендии, которые выделяются самым достойным представителям молодежи. Активно развивается общественное молодежное движение, мы помогаем молодым семьям, выстраиваем конструктивные отношения с Республиканской пионерской организацией, БРСМ. Все, что было эффективно и объединяло молодежь, мы сохранили. У нас синергия молодежи и государственной поддержки по всем направлениям.
Игорь Петришенко заверил, что белорусской делегации есть что рассказать, ведь во многом достигнуты положительные результаты. В то же время мы готовы заимствовать позитивный опыт и развивать молодежное движение. Он обратился к главам делегаций и активистам:
— Мы ждем ваших предложений, что еще нам необходимо сделать, чтобы интеграция развивалась, отношения между странами развивались по восходящей и мы смогли сказать, что в СНГ и ЕАЭС создана комфортная среда для молодежи.
Что же касается заседания, то на нем главы правительств интеграционной «пятерки» поделились своим видением будущего союза и обозначили ключевые вопросы евразийской интеграции. В частности, руководитель белорусского Правительства Роман Головченко отметил, что на заседании ЕПМС, которое прошло накануне в узком составе, состоялся содержательный разговор по актуальным вопросам повестки.
— Как всегда, он был откровенным, где-то острым, но традиционно конструктивным. Без решения всех вопросов, в том числе неудобных, невозможна реализация целей, которые были поставлены главами наших государств в Договоре о ЕАЭС, — убежден Роман Головченко.
Он отметил, что за период существования этого объединения сделано немало:
— Какие-то барьеры и препятствия остаются, но они уже не носят того запретительного характера, который имели когда-то.
По его словам, главная задача, которая ставилась на том этапе, — создать свободный рынок труда, капитала, товаров и услуг.
— В целом она выполнена, — убежден Роман Головченко.
Он отметил: сейчас надо смотреть в будущее союза.
— Мы абсолютно правильно ставим вопрос, что если у нас союз, а не просто торговое соглашение, значит, надо ставить перед собой новые амбициозные практикоориентированные цели, которые направлены на укрепление нашей независимости, не только политической, но и технологической, промышленной и так далее, — подчеркнул Роман Головченко.
По его мнению, в мировой экономике происходит завершение эпохи глобализации.
— Прогнозируется, что и санкционные войны, которые вспыхивают по всему миру, и рост напряжения между крупнейшими экономиками мира приведут к тому, что каждый экономический союз будет стремиться максимально замкнуть на своей территории разработку и производство самой широкой номенклатуры товаров. Произойдет постепенная перезагрузка технологических рынков и релокализация производства важнейших товаров. Таким образом, для построения инновационной экономики у нас нет других вариантов, кроме как укрепить собственную импортонезависимость, — подчеркнул он.
— Это может быть дешевле, но, как мы видим, не всегда стратегически оправдано. Учитывая эти факторы, считаю, что гораздо эффективнее и целесообразнее решать задачу достижения технологического суверенитета на уровне ЕАЭС, используя научно-технологический и производственный потенциал наших стран. Пришло время переходить к конкретным программам, которые дадут ощутимый результат, — призвал он.
Глава белорусского Правительства подчеркнул: Беларусь всегда являлась последовательным сторонником развития промышленной кооперации.
— Именно с этой целью мы предложили реализовать пилотный проект «Евразийский электробус», максимально эффективно использовать интеграционные преимущества нашего союза в решении задач импортозамещения, создания новых производств и рабочих мест, — напомнил он.
Роман Головченко обратил внимание, что выбранный проект реально задействует потенциал всех стран — участников союза, а также стран-наблюдателей.
— Конечно же, за ним может последовать любой другой, кто сочтет нужным. Главное, начать и идти по этому пути, — подчеркнул он.
Глава белорусского Правительства высказал уверенность, что апробация этого пилотного проекта позволит вывести реальную промкооперацию на качественно иной уровень и приобрести новые компетенции.
— Необходимо также определиться, в том числе с помощью пилотного проекта «Евразийский электробус», с финансовыми инструментами поддержки промышленной кооперации, — отметил он.
Роман Головченко подчеркнул: сложившиеся обстоятельства требуют от сторон решительных действий:
— Если мы не хотим плестись в хвосте мировых тенденций, отдавая все на откуп невидимой и неизвестной руке рынка. Мы рассчитываем, что механизм финансирования кооперационных проектов, потенциал евразийских институтов развития уже в самое ближайшее время заработает на полную мощность и позволит перейти к практической работе по созданию общесоюзных брендов, совместному производству востребованной высокотехнологичной продукции.
Он отметил, что в силу более насущных острых проблем стороны отодвинули на периферию вопрос климатической повестки:
— Но его нельзя забывать и надо активно работать по дорожной карте ЕАЭС на среднесрочный период до 2024 года. Предлагаю не выпускать этот вопрос из поля зрения и поручить ЕЭК совместно с соответствующими ведомствами активизировать разработку документа с целью рассмотрения на следующих заседаниях межправсовета.
— В силу ряда обстоятельств Республика Беларусь очень серьезно переориентировала свои логистические потоки и рост объемов перевозок, например, по железной дороге (как в страны — члены ЕАЭС, так и в страны — члены СНГ) с начала года составил от полутора до трех раз. Это и Азербайджан, и Грузия, и Казахстан, и Таджикистан, и Россия, и Узбекистан и так далее. То есть на практике идет трансформация логистических потоков.
Кроме того, Роман Головченко обратил внимание и на еще один важный проект, который вчера презентовала ЕЭК, — евразийские цифровые транспортные коридоры:
— Мы приняли решение о приоритетных инфраструктурных проектах в сфере транспорта, но мне кажется, нельзя прекращать работу с китайской стороной по привлечению в том числе финансовых ресурсов в сопряжении инфраструктурных проектов ЕАЭС с инициативой «Один пояс, один путь», — считает он.
— Вы видите, что у нас появляются все новые и новые биологические угрозы. Не исключаем, что ведутся исследования в области бактериологических угроз, которые могут быть применены в военных целях, — отметил он. — Поэтому необходимо скоординировать совместную работу по укреплению нашей биологической безопасности.
Он напомнил, что проект стратегии биологической безопасности был разработан белорусской стороной и направлен Евразийской комиссией на рассмотрение государств-членов.
— Мы знаем, что были определенные сомнения в необходимости принятия такого документа в русле того, что схожая работа ведется по линии ОДКБ, а также в связи с тем, что вопросы биобезопасности в полной мере не относятся к компетенции ЕАЭС, — сообщил он. — Тем не менее, по нашей информации, активной работы в рамках ОДКБ по данному вопросу пока не ведется. Более того, предлагаемый нами документ изначально разработан для решения вопросов гражданского назначения или не связанных с вопросами военной безопасности.
Роман Головченко предложил, учитывая влияние биологических угроз на торгово-экономические связи, а также их трансграничный фактор (чему весь мир стал свидетелем в 2020-м и 2021-м), вернуться к обсуждению этого важного вопроса:
— Наше видение дальнейших перспектив союза в том, чтобы евразийское строительство продвигалось вперед, опираясь на прочный фундамент внутренних ресурсов и возможностей. И в условиях обострения геополитической напряженности важно не просто сохранять, но и насыщать реальными делами сотрудничество внутри ЕАЭС и дружественными нам государствами соседних блоков, как СНГ, ОДКБ, и необходимо прилагать максимум усилий, чтобы реализовывать и доводить до конца уже достигнутые договоренности. Республика Беларусь максимально ориентирована на достижение этих целей.
— Мы встречались и в Ташкенте, и в Минске, буквально пару дней назад в Минске весьма успешно прошло заседание межправительственной комиссии, — напомнил он.
Роман Головченко подчеркнул: цифры, которые у стран регистрируются по взаимной торговле, свидетельствуют о том, что стороны на правильном пути.
— В январе — июне товарооборот составил почти 200 миллионов долларов, он вырос на 38 процентов, это хорошая цифра, особенно подчеркну, что импорт узбекских товаров в Беларусь вырос почти в два раза, — это тоже говорит о том, что наши усилия не проходят даром, — особо отметил на встрече Роман Головченко.
По его словам, представители бизнеса, частных и государственных компаний получают эти сигналы и реализуют их на благо экономик двух стран.
— Все премьер-министры констатировали, что на существующей производственной базе обеспечить экономический рост более чем на 5,5 процента в год нереально и нужны новые инструменты для того, чтобы экономика ЕАЭС росла более быстрыми темпами. Принято решение об инвестиционной деятельности.
По словам председателя Коллегии ЕЭК, в узком составе главы правительств ЕАЭС провели открытый разговор о необходимости совершенствования работы институтов развития и об источниках финансирования мер поддержки инвестиционной деятельности:
— В ЕЭК уже есть определенные наработки, в первую очередь речь идет о перечне приоритетов. На взгляд ЕЭК, в первую очередь необходимо уделить внимание развитию электронной промышленности: соответствующие компетенции есть у России и Беларуси, частично — в других странах. Для того чтобы не отстать в этом плане, надо вкладывать большие средства, и финансовые, и интеллектуальные, для того, чтобы были новые производства, предприятия по производству элементной базы электроники и микроэлектроники.
Вторым направлением, нуждающимся в серьезном развитии, он назвал фармацевтическую и биологическую промышленность.
Что касается соглашения об общем рынке газа ЕАЭС, то принято решение продолжить соответствующую работу.
По решению участников Евразийского межправительственного совета, следующее заседание глав правительств «пятерки» состоится 20—21 октября в Армении.
СЛОВО УЧАСТНИКАМ
Премьер-министр Российской Федерации Михаил МИШУСТИН:
— Важно наращивать динамику торгово-экономического сотрудничества. Взаимный торговый оборот России и Беларуси в прошлом году достиг рекордного показателя — 38,5 миллиарда долларов, а за первое полугодие объем нашей взаимной торговли увеличился еще почти на 3 процента и превысил 18 миллиардов долларов.
Мы продолжаем реализацию крупных инвестиционных проектов, ускоряем запуск новых инициатив. Будем также укреплять механизм поставок товаров и услуг, расширять наши программы импортозамещения.
Особое внимание мы уделяем практической кооперации в промышленности, в энергетике, в цифровой экономике, в сельском хозяйстве, в транспорте и во многих других отраслях. Хорошим примером нашего взаимодействия является организация транзитных поставок белорусских экспортных грузов через территорию России. В январе — июле объем перевозок вырос почти в два раза и сейчас достиг около 3 миллионов тонн.
Премьер-министр Армении Никол ПАШИНЯН:
— Хочу сказать, что в Евразийском экономическом пространстве негативные прогнозы не оправдались, и, наоборот, оправдалось наше восприятие ситуации, потому что мы реально зафиксировали, что новая ситуация, которая возникает после пандемии, конечно, приносит с собой новые вызовы, но и создает новые возможности.
Я очень рад, что мы сконцентрированы на этой повестке, которая направлена на управление вызовами и использование открывающихся возможностей. Когда мы смотрим на показатели товарооборота внутри Евразийского экономического союза, мы видим, что там есть высокие показатели роста по сравнению с 2021 годом. Конечно, это надо зафиксировать, но не нужно расслабляться, потому что тяжелые времена, к сожалению, еще не закончились. Необходимо сконцентрироваться, чтобы попытаться сохранить тот темп, который существует в товарообороте между странами ЕАЭС. Уверен, что мы будем эффективно работать и те решения, которые мы примем, пойдут на пользу нашим гражданам, нашим странам и нашему Союзу.
Премьер-министр Казахстана Алихан СМАИЛОВ:
В ходе заседания Евразийского межправительственного совета в расширенном составе Алихан Смаилов заявил, что выстраивание безбарьерной среды — один из главных факторов для наращивания объемов взаимной торговли и развития национальных экономик:
— Вынужденный ввод ограничений и необходимость выстраивания в ЕАЭС безбарьерной среды — это основа взаимоотношений между странами ЕАЭС, прописанная в договоре о ЕАЭС. Ведущая роль в обеспечении этой основы должна быть отдана ЕЭК.
В текущих условиях важно определиться с механизмами нивелирования последствий от ограничений, которые страны вынужденно вводят в одностороннем порядке.
Установив единый внешний торговый контур, мы согласились защищать внутреннего производителя, но при введении ограничений во взаимной торговле должны создаваться условия для поддержания определенного уровня обеспеченности других членов ЕАЭС, а также упрощения поставок товаров из третьих стран. Комиссии надо изучить этот вопрос и внести свои предложения.
Председатель Кабинета Министров Кыргызской Республики Акылбек ЖАПАРОВ:
— Мы считаем, что правила свободного передвижения товаров, услуг, трудовых ресурсов и капитала должны быть четкими, понятными и реализуемыми. Назрела необходимость выработки и внедрения мер ответственности за нарушение таких правил.
В частности, необходимо в полной мере реализовать и укрепить компетенцию Комиссии, которая на сегодняшний день является единственным органом, осуществляющим мониторинг исполнения государствами-членами права союза. Фактически она является арбитром в наших спорах в вопросах внутренней торговли товарами, услугами, перемещении финансовых и трудовых ресурсов.
Механизмы устранения барьеров должны в полной мере использовать компетенцию Суда союза с внедрением инструментов ответственности и наложения взысканий за нарушение общих правил функционирования внутреннего рынка.
Наш экономический союз должен быть примером для других объединений в вопросе функционирования внутреннего рынка.
В заседании Евразийского межправсовета в Чолпон-Ате (Кыргызстан) принял участие Премьер-министр Беларуси Роман ГОЛОВЧЕНКО.
Дело молодых
А начался второй день межправсовета с делового завтрака с участниками первого Молодежного форума ЕАЭС и СНГ.Днем ранее глава белорусского Правительства Роман Головченко на встрече с президентом Кыргызстана Садыром Жапаровым обратил внимание на значимость участия молодежи в экономической повестке дня стран «пятерки».
— Очень важно погрузить молодежь в нашу повестку, популяризировать идеи евразийской интеграции и, конечно, вырастить достойную смену, — подчеркнул Роман Головченко.
Участие в деловом завтраке приняли заместитель Премьер-министра Беларуси Игорь Петришенко, председатель Коллегии ЕЭК Михаил Мясникович, председатель Исполкома СНГ — исполнительный секретарь Сергей Лебедев.
Приветствуя молодых инициативных участников, Игорь Петришенко отметил:
— Нам важно сверять векторы развития ЕАЭС и СНГ именно под потребности молодежи. Это важнейший элемент государственной политики. В нашей стране этому уделяется много внимания: везде, где это возможно, мы поддерживаем молодежь и инициативы.
Вице-премьер поделился с участниками делового завтрака белорусским опытом:
— По решению Президента у нас учреждены соответствующие стипендии, которые выделяются самым достойным представителям молодежи. Активно развивается общественное молодежное движение, мы помогаем молодым семьям, выстраиваем конструктивные отношения с Республиканской пионерской организацией, БРСМ. Все, что было эффективно и объединяло молодежь, мы сохранили. У нас синергия молодежи и государственной поддержки по всем направлениям.
Игорь Петришенко заверил, что белорусской делегации есть что рассказать, ведь во многом достигнуты положительные результаты. В то же время мы готовы заимствовать позитивный опыт и развивать молодежное движение. Он обратился к главам делегаций и активистам:
— Мы ждем ваших предложений, что еще нам необходимо сделать, чтобы интеграция развивалась, отношения между странами развивались по восходящей и мы смогли сказать, что в СНГ и ЕАЭС создана комфортная среда для молодежи.
Дела союзные
Ключевым событием второго дня ЕМПС, безусловно, стало его заседание в расширенном составе. А предварила его открытие церемония торжественного гашения почтовых марок, посвященная 10-летию Евразийской экономической комиссии.Что же касается заседания, то на нем главы правительств интеграционной «пятерки» поделились своим видением будущего союза и обозначили ключевые вопросы евразийской интеграции. В частности, руководитель белорусского Правительства Роман Головченко отметил, что на заседании ЕПМС, которое прошло накануне в узком составе, состоялся содержательный разговор по актуальным вопросам повестки.
— Как всегда, он был откровенным, где-то острым, но традиционно конструктивным. Без решения всех вопросов, в том числе неудобных, невозможна реализация целей, которые были поставлены главами наших государств в Договоре о ЕАЭС, — убежден Роман Головченко.
Он отметил, что за период существования этого объединения сделано немало:
— Какие-то барьеры и препятствия остаются, но они уже не носят того запретительного характера, который имели когда-то.
По его словам, главная задача, которая ставилась на том этапе, — создать свободный рынок труда, капитала, товаров и услуг.
— В целом она выполнена, — убежден Роман Головченко.
Он отметил: сейчас надо смотреть в будущее союза.
— Мы абсолютно правильно ставим вопрос, что если у нас союз, а не просто торговое соглашение, значит, надо ставить перед собой новые амбициозные практикоориентированные цели, которые направлены на укрепление нашей независимости, не только политической, но и технологической, промышленной и так далее, — подчеркнул Роман Головченко.
По его мнению, в мировой экономике происходит завершение эпохи глобализации.
— Прогнозируется, что и санкционные войны, которые вспыхивают по всему миру, и рост напряжения между крупнейшими экономиками мира приведут к тому, что каждый экономический союз будет стремиться максимально замкнуть на своей территории разработку и производство самой широкой номенклатуры товаров. Произойдет постепенная перезагрузка технологических рынков и релокализация производства важнейших товаров. Таким образом, для построения инновационной экономики у нас нет других вариантов, кроме как укрепить собственную импортонезависимость, — подчеркнул он.
Ставка на кооперацию
Во время своего выступления Роман Головченко обратил внимание коллег, что построить технологический суверенитет на основе импортных технологий и комплектующих невозможно.— Это может быть дешевле, но, как мы видим, не всегда стратегически оправдано. Учитывая эти факторы, считаю, что гораздо эффективнее и целесообразнее решать задачу достижения технологического суверенитета на уровне ЕАЭС, используя научно-технологический и производственный потенциал наших стран. Пришло время переходить к конкретным программам, которые дадут ощутимый результат, — призвал он.
Глава белорусского Правительства подчеркнул: Беларусь всегда являлась последовательным сторонником развития промышленной кооперации.
— Именно с этой целью мы предложили реализовать пилотный проект «Евразийский электробус», максимально эффективно использовать интеграционные преимущества нашего союза в решении задач импортозамещения, создания новых производств и рабочих мест, — напомнил он.
Роман Головченко обратил внимание, что выбранный проект реально задействует потенциал всех стран — участников союза, а также стран-наблюдателей.
— Конечно же, за ним может последовать любой другой, кто сочтет нужным. Главное, начать и идти по этому пути, — подчеркнул он.
Глава белорусского Правительства высказал уверенность, что апробация этого пилотного проекта позволит вывести реальную промкооперацию на качественно иной уровень и приобрести новые компетенции.
— Необходимо также определиться, в том числе с помощью пилотного проекта «Евразийский электробус», с финансовыми инструментами поддержки промышленной кооперации, — отметил он.
Роман Головченко подчеркнул: сложившиеся обстоятельства требуют от сторон решительных действий:
— Если мы не хотим плестись в хвосте мировых тенденций, отдавая все на откуп невидимой и неизвестной руке рынка. Мы рассчитываем, что механизм финансирования кооперационных проектов, потенциал евразийских институтов развития уже в самое ближайшее время заработает на полную мощность и позволит перейти к практической работе по созданию общесоюзных брендов, совместному производству востребованной высокотехнологичной продукции.
О климатической повестке
— Несмотря на происходящие события, следует продолжить проблематику климатической повестки, — высказал мнение Роман Головченко. — Я убежден, что движение крупнейших мировых экономик к углеводородной нейтральности нельзя игнорировать.Он отметил, что в силу более насущных острых проблем стороны отодвинули на периферию вопрос климатической повестки:
— Но его нельзя забывать и надо активно работать по дорожной карте ЕАЭС на среднесрочный период до 2024 года. Предлагаю не выпускать этот вопрос из поля зрения и поручить ЕЭК совместно с соответствующими ведомствами активизировать разработку документа с целью рассмотрения на следующих заседаниях межправсовета.
О переориентации транспортных потоков на восток
По его мнению, очень важный и актуальный вопрос, стоящий перед странами ЕАЭС, — модернизация транспортно-логистической инфраструктуры.— В силу ряда обстоятельств Республика Беларусь очень серьезно переориентировала свои логистические потоки и рост объемов перевозок, например, по железной дороге (как в страны — члены ЕАЭС, так и в страны — члены СНГ) с начала года составил от полутора до трех раз. Это и Азербайджан, и Грузия, и Казахстан, и Таджикистан, и Россия, и Узбекистан и так далее. То есть на практике идет трансформация логистических потоков.
Кроме того, Роман Головченко обратил внимание и на еще один важный проект, который вчера презентовала ЕЭК, — евразийские цифровые транспортные коридоры:
— Мы приняли решение о приоритетных инфраструктурных проектах в сфере транспорта, но мне кажется, нельзя прекращать работу с китайской стороной по привлечению в том числе финансовых ресурсов в сопряжении инфраструктурных проектов ЕАЭС с инициативой «Один пояс, один путь», — считает он.
О стратегии биологической безопасности
По мнению Романа Головченко, требуется серьезное обсуждение этого вопроса. Он призвал коллег еще раз вернуться к вопросу о необходимости принятия стратегии биологической безопасности стран ЕАЭС:— Вы видите, что у нас появляются все новые и новые биологические угрозы. Не исключаем, что ведутся исследования в области бактериологических угроз, которые могут быть применены в военных целях, — отметил он. — Поэтому необходимо скоординировать совместную работу по укреплению нашей биологической безопасности.
Он напомнил, что проект стратегии биологической безопасности был разработан белорусской стороной и направлен Евразийской комиссией на рассмотрение государств-членов.
— Мы знаем, что были определенные сомнения в необходимости принятия такого документа в русле того, что схожая работа ведется по линии ОДКБ, а также в связи с тем, что вопросы биобезопасности в полной мере не относятся к компетенции ЕАЭС, — сообщил он. — Тем не менее, по нашей информации, активной работы в рамках ОДКБ по данному вопросу пока не ведется. Более того, предлагаемый нами документ изначально разработан для решения вопросов гражданского назначения или не связанных с вопросами военной безопасности.
Роман Головченко предложил, учитывая влияние биологических угроз на торгово-экономические связи, а также их трансграничный фактор (чему весь мир стал свидетелем в 2020-м и 2021-м), вернуться к обсуждению этого важного вопроса:
— Наше видение дальнейших перспектив союза в том, чтобы евразийское строительство продвигалось вперед, опираясь на прочный фундамент внутренних ресурсов и возможностей. И в условиях обострения геополитической напряженности важно не просто сохранять, но и насыщать реальными делами сотрудничество внутри ЕАЭС и дружественными нам государствами соседних блоков, как СНГ, ОДКБ, и необходимо прилагать максимум усилий, чтобы реализовывать и доводить до конца уже достигнутые договоренности. Республика Беларусь максимально ориентирована на достижение этих целей.
Двусторонний трек
Глава белорусского Правительства Роман Головченко на полях ЕМПС провел ряд двусторонних встреч. Во второй день заседания он провел переговоры со своим узбекским коллегой Абдуллой Ариповым. Роман Головченко отметил, что в нынешнем году у глав правительств обеих стран достаточно интенсивный график встреч:— Мы встречались и в Ташкенте, и в Минске, буквально пару дней назад в Минске весьма успешно прошло заседание межправительственной комиссии, — напомнил он.
Роман Головченко подчеркнул: цифры, которые у стран регистрируются по взаимной торговле, свидетельствуют о том, что стороны на правильном пути.
— В январе — июне товарооборот составил почти 200 миллионов долларов, он вырос на 38 процентов, это хорошая цифра, особенно подчеркну, что импорт узбекских товаров в Беларусь вырос почти в два раза, — это тоже говорит о том, что наши усилия не проходят даром, — особо отметил на встрече Роман Головченко.
По его словам, представители бизнеса, частных и государственных компаний получают эти сигналы и реализуют их на благо экономик двух стран.
Важные договоренности
Подводя итоги прошедшего заседания Евразийского межправсовета, председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Михаил Мясникович акцентировал внимание на приоритетных сферах для развития промышленной кооперации в Евразийском экономическом союзе:— Все премьер-министры констатировали, что на существующей производственной базе обеспечить экономический рост более чем на 5,5 процента в год нереально и нужны новые инструменты для того, чтобы экономика ЕАЭС росла более быстрыми темпами. Принято решение об инвестиционной деятельности.
По словам председателя Коллегии ЕЭК, в узком составе главы правительств ЕАЭС провели открытый разговор о необходимости совершенствования работы институтов развития и об источниках финансирования мер поддержки инвестиционной деятельности:
— В ЕЭК уже есть определенные наработки, в первую очередь речь идет о перечне приоритетов. На взгляд ЕЭК, в первую очередь необходимо уделить внимание развитию электронной промышленности: соответствующие компетенции есть у России и Беларуси, частично — в других странах. Для того чтобы не отстать в этом плане, надо вкладывать большие средства, и финансовые, и интеллектуальные, для того, чтобы были новые производства, предприятия по производству элементной базы электроники и микроэлектроники.
Вторым направлением, нуждающимся в серьезном развитии, он назвал фармацевтическую и биологическую промышленность.
Что касается соглашения об общем рынке газа ЕАЭС, то принято решение продолжить соответствующую работу.
По решению участников Евразийского межправительственного совета, следующее заседание глав правительств «пятерки» состоится 20—21 октября в Армении.
СЛОВО УЧАСТНИКАМ
Премьер-министр Российской Федерации Михаил МИШУСТИН:
— Важно наращивать динамику торгово-экономического сотрудничества. Взаимный торговый оборот России и Беларуси в прошлом году достиг рекордного показателя — 38,5 миллиарда долларов, а за первое полугодие объем нашей взаимной торговли увеличился еще почти на 3 процента и превысил 18 миллиардов долларов.
Мы продолжаем реализацию крупных инвестиционных проектов, ускоряем запуск новых инициатив. Будем также укреплять механизм поставок товаров и услуг, расширять наши программы импортозамещения.
Особое внимание мы уделяем практической кооперации в промышленности, в энергетике, в цифровой экономике, в сельском хозяйстве, в транспорте и во многих других отраслях. Хорошим примером нашего взаимодействия является организация транзитных поставок белорусских экспортных грузов через территорию России. В январе — июле объем перевозок вырос почти в два раза и сейчас достиг около 3 миллионов тонн.
Премьер-министр Армении Никол ПАШИНЯН:
— Хочу сказать, что в Евразийском экономическом пространстве негативные прогнозы не оправдались, и, наоборот, оправдалось наше восприятие ситуации, потому что мы реально зафиксировали, что новая ситуация, которая возникает после пандемии, конечно, приносит с собой новые вызовы, но и создает новые возможности.
Я очень рад, что мы сконцентрированы на этой повестке, которая направлена на управление вызовами и использование открывающихся возможностей. Когда мы смотрим на показатели товарооборота внутри Евразийского экономического союза, мы видим, что там есть высокие показатели роста по сравнению с 2021 годом. Конечно, это надо зафиксировать, но не нужно расслабляться, потому что тяжелые времена, к сожалению, еще не закончились. Необходимо сконцентрироваться, чтобы попытаться сохранить тот темп, который существует в товарообороте между странами ЕАЭС. Уверен, что мы будем эффективно работать и те решения, которые мы примем, пойдут на пользу нашим гражданам, нашим странам и нашему Союзу.
Премьер-министр Казахстана Алихан СМАИЛОВ:
В ходе заседания Евразийского межправительственного совета в расширенном составе Алихан Смаилов заявил, что выстраивание безбарьерной среды — один из главных факторов для наращивания объемов взаимной торговли и развития национальных экономик:
— Вынужденный ввод ограничений и необходимость выстраивания в ЕАЭС безбарьерной среды — это основа взаимоотношений между странами ЕАЭС, прописанная в договоре о ЕАЭС. Ведущая роль в обеспечении этой основы должна быть отдана ЕЭК.
В текущих условиях важно определиться с механизмами нивелирования последствий от ограничений, которые страны вынужденно вводят в одностороннем порядке.
Установив единый внешний торговый контур, мы согласились защищать внутреннего производителя, но при введении ограничений во взаимной торговле должны создаваться условия для поддержания определенного уровня обеспеченности других членов ЕАЭС, а также упрощения поставок товаров из третьих стран. Комиссии надо изучить этот вопрос и внести свои предложения.
Председатель Кабинета Министров Кыргызской Республики Акылбек ЖАПАРОВ:
— Мы считаем, что правила свободного передвижения товаров, услуг, трудовых ресурсов и капитала должны быть четкими, понятными и реализуемыми. Назрела необходимость выработки и внедрения мер ответственности за нарушение таких правил.
В частности, необходимо в полной мере реализовать и укрепить компетенцию Комиссии, которая на сегодняшний день является единственным органом, осуществляющим мониторинг исполнения государствами-членами права союза. Фактически она является арбитром в наших спорах в вопросах внутренней торговли товарами, услугами, перемещении финансовых и трудовых ресурсов.
Механизмы устранения барьеров должны в полной мере использовать компетенцию Суда союза с внедрением инструментов ответственности и наложения взысканий за нарушение общих правил функционирования внутреннего рынка.
Наш экономический союз должен быть примером для других объединений в вопросе функционирования внутреннего рынка.