Новинки в жанре скульптуры: какой декор украсит новые станции Минского метро

Солнце в метро

Метро — пространство огромное, гулкое и при правильном подходе красивое. Во всяком случае, обладающее огромной художественной выразительностью. Именно поэтому искусствоведами написаны толстенные тома о декоре и художественном оформлении станций метрополитена в разных городах и странах: подземка — и достопримечательность, и зеркало эпохи. В скором времени нижняя транспортная артерия Минска станет длиннее на четыре новые остановки. Корреспонденты «СБ» побывали в мастерских скульпторов, чьи работы украсят станционные платформы: для метро «Вокзальная» из множества конкурсных вариантов было выбрано «Древо дорог» Александра Шаппо, для «Ковальской Слободы» — оригинальные «Кавальскiя выцiнанкi» Марии Тарлецкой и Павла Войницкого. На «Площади Франциска Богушевича» появятся «Ткацкий станок» Алексея Сорокина и Виктора Копача, а также «Книга белорусская» Максима Петруля. Этот же автор создал необычную композицию для станции «Юбилейной» — сверкающее «Солнце» (на снимке).


Перекресток всех путей

«Древо дорог» — произведение символическое, белорусы издревле жили на перепутье. Идея была, можно сказать, под ногами, шутит скульптор:

Созданием композиции «Древо дорог» для новой станции метро «Вокзальная» занимается скульптор Алесандр Шаппо. 

— Белорусы всегда жили на перепутье востока и запада, севера и юга, на пути «из варяг в греки». Станция носит название «Вокзальная», здесь сходятся железнодорожные пути, для кого-то это первое место встречи с нашей страной, со столицей, где пересекаются белорусы и иностранцы, минчане и гости города. Я постарался создать образ нашей идентичности, жизни на перекрестье путей: белорусские архетипы — это не только зубры и аисты. Кто-то увидит в моей скульптуре древнее «дрэва жыцця», кто-то линии судьбы, кто-то — перепутье дорог, как они видны сверху, из самолета.

В метро в отличие от обычной городской среды скульпторам работать непросто — необходимо учитывать множество технических требований — как, например, людские потоки или ветровые нагрузки. Скульптура будет отлита в металле: силумин, сплав алюминия с кремнием, достаточно устойчив к внешним воздействиям, он жесткий, держит форму, при этом легче и дешевле бронзы. Внутренний каркас «Древа дорог» будут монтировать конструкторы «Метростроя» с учетом всех нюансов среды: эстетика эстетикой, но вопросы безопасности на первом месте. 

— Команда архитекторов профессиональная, имеет опыт проектирования станций Московского метро, «заточена» именно под подземный формат с его жесткими требованиями и спецификой, — рассказал Александр Шаппо. — Когда в 2015 году «Метропроект» проводил конкурс на идею художественных произведений, которые можно интегрировать в пространство станций метрополитена, создавались авторские коллективы скульпторов и архитекторов. Главным архитектором «Вокзальной» был Владимир Телепнев, которого, увы, уже нет с нами. Мы с ним, по сути, придумывали эту станцию. Его работу продолжает дочь Ольга Телепнева, архитекторы Сергей Букато и Григорий Васильев. За эти годы несколько видоизменились и древо, и изначально задуманный образ станции: концепция сохранилась, но исчезли какие-то ненужные вещи, отдельные элементы получили другое звучание. 

Пустое пространство ничего не рождает — ни чувств, ни мыслей, в нем неуютно находиться и не хочется задерживаться, убеждены художники, и как-то не тянет спорить: типовой «евроремонт» на станциях навевает уныние, а появление в их пространстве объектов искусства создаст в каждом случае особый колорит.
Сегодня метро становится для художников альтернативой галереям и музеям современного искусства.
«Не пакiдайце ж мовы нашай…»

На станции «Площадь Франциска Богушевича» в одном конце платформы разместится «Книга белорусская» Максима Петруля, а в другом проект Алексея Сорокина и Виктора Копача «Ткацкий станок». Авторы композиций постарались уйти от самого простого и ожидаемого решения — статуи писателя мы не увидим, все одновременно и проще, и глубже, и символичнее.

 Виктор Копач.

Алексей Сорокин.

— В ХХI веке хотелось бы представить образ писателя не реалистически, а более сложно, — признался Алексей Сорокин. — Рассуждая о Богушевиче, подумали: ведь он всегда стремился максимально приблизиться к народу, вся его жизнь была посвящена этому служению. Как отразить это в скульптуре? И мы придумали образ ткацкого станка — как отсылку сразу и к народной культуре Беларуси, и к ткани повествования, только на полотне вместо традиционных узоров проступают слова из предисловия к «Дудке беларускай»: «Можа, хто спытае: гдзе ж цяпер Беларусь? Там, братцы, яна, гдзе наша мова жывець: яна ад Вiльна i да Мазыра, ад Вiтэбска за малым не да Чарнiгава, гдзе Гродна, Мiньск, Магiлёў, Вiльня i шмат мястэчкаў i вёсак…»

«Ткацкий станок». 
Произведение «Книга белорусская» Максима Петруля, несмотря на свои немаленькие габариты — 6 метров в ширину, оставляет ощущение легкости и изящества, беглости пера, которым водила талантливая рука. Переплетение нитей (проката разной толщины) — не то ткацкое плетение, не то причудливой формы дерево; можно разглядеть и намек на забранное решеткой окно — символ того, что Богушевич после польского восстания провел некоторое время в заключении. И цитата из классика «Не пакiдайце ж мовы нашай беларускай, каб не ўмёрлi» тоже выложена медной «ниткой».

— Произведение полностью соответствует тем идеям, которые я внедряю внутри художественного поля, внутри истории искусства, — говорит скульптор. — Все сделано из одного модуля, в этом суть: красота в простоте. Бетонные пилоны образуют нишу, в которую будет вставлено произведение. 

Вытинанка из металла

На станции «Ковальская Слобода» (где в стародавние времена располагалось поселение кузнецов) мы увидим кованые скульптурные элементы — «Кавальскiя выцiнанкi» авторства Марии Тарлецкой и Павла Войницкого. 

«Кавальскiя выцiнанкi» авторства Марии Тарлецкой и Павла Войницкого.

— Вытинанка — важная и характерная часть народной культуры Беларуси. Согнутая пополам дешевая бумага определяет бюджетность и выразительность этого традиционного занятия наших прабабушек и прадедушек, — поясняет Павел Войницкий. — Но что, если представить, что вытинанку делает коваль? В его распоряжении металл и пламя, он может пустить в ход всю свою горячую энергию и необузданную фантазию — и не ограничен «бумажным» бюджетом. Вдохновение нашему ковалю дали традиционные для этого ремесла образы солнца и луны, птиц, дерева и других растений, а главное, колеса — символ движения. Ажурное переплетение света, тени и металла на потолке подведет горожан к пониманию красоты «тутэйшых» кузнечных (и не только кузнечных) традиций.


Станцию «Ковальская Слобода» украсят оригинальные кованые люстры.

Станция «Ковальская Слобода» уникальна тем, что ее арт-объекты не просто интегрируются в определенные точки подземного интерьера. Здесь одобрена цельная концепция художественного оформления, включающая несколько оригинальных произведений искусства, выполненных в различных материалах и техниках. Основные ее параметры заданы архитекторами Владимиром и Ольгой Телепневыми и Анной Морозовой, а коллектив художников постарался предложить эффектные решения.

Король-Солнце

Еще одна работа Максима Петруля появится на станции метро «Юбилейная площадь» — необычное «Солнце» из меди, латуни и нержавеющей стали превращает платформу в подобие дворцового зала, в чем-то даже вызывающе роскошного. 

Максим Петруль.

— Была городская легенда о том, что за Змеиной горой прячется солнце, — комментирует скульптор. — Также вспомним о происхождении самого названия: площадь в 1826 году назвали Юбилейной (и после революции оно сохранилось) в честь первого в истории христианства Вселенского собора, которому на тот момент исполнилось полторы тысячи лет. 

Полукруг «солнца» отражается в квадрате, который будет закреплен на потолке так, что c платформы человек увидит диск целиком: серебристая нержавеющая сталь, теплые полосы меди, сияющая латунь... Свою роль играют даже швы, которыми спаяны элементы скульптуры: в творческом пространстве технологические решения являются частью художественной концепции. 

Сам скульптор глубоко убежден: метро — площадка, альтернативная галереям и музеям: 

— В 2005 году я впервые предложил разместить на станциях скульптуры — речь шла о «Борисовском тракте», но с ходу эта идея не прошла. Зато потом она реализовалась в пространстве «Грушевки» и «Малиновки», где также расположены мои работы, выполненные в постмодернистском ключе. А теперь новые станции станут своеобразным памятником и отражением текущего десятилетия. 

ovsepyan@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter