Сохранить до весны

В прошлом году с полей и  грядок в Беларуси собрали 2,2 миллиона тонн овощей (за исключением картофеля), а съели мы, по оценкам специалистов, только 1,2 миллиона тонн. Где «потерялась» половина урожая?

Щедрый  урожай  аграриям  в  радость,  но  сберечь  его  в  целости  затруднительно

В прошлом году с полей и  грядок в Беларуси собрали 2,2 миллиона тонн овощей (за исключением картофеля), а съели мы, по оценкам специалистов, только 1,2 миллиона тонн. Где «потерялась» половина урожая? В Минсельхозпроде подозревают, что почти миллион тонн овощей из-за слабого нетоварного вида пришлось пустить на корм скоту. В лучшем случае. В худшем — они просто сгнили. 

О качестве наших овощехранилищ может судить и простой потребитель, сравнив по весне сочную и хрустящую голландскую морковь с видавшей виды белорусской «сестрицей». В прошлом году вырастили овощей на 40 % больше, чем в 2005-м. Но в чем заключается «экономическая радость» такой динамики роста? В расширении рациона хрюшек? Вопрос остается открытым. Выращивать-то более-менее качественную продукцию в Беларуси умеют, а вот хранить… 

Овощной  «портфель» 

По информации отраслевого ведомства, в этом сезоне на полях возделываем более 20 видов овощных культур. «Новички» — сахарная кукуруза и спаржевая фасоль, на освоение которых из республиканского фонда поддержки сельхозпроизводителей выделили более 12 миллиардов
рублей. Всего по итогам нынешнего сезона планируется собрать более 2 миллионов тонн овощей. Из них в сельхозорганизациях — 355 тысяч, причем половину этого урожая соберут 50 крупных овощеводческих хозяйств. 

На промышленную переработку отправится чуть более 30 тысяч тонн овощного сырья. Еще более 50 тысяч тонн будет заложено в так называемые стабилизационные фонды — на период межсезонья. Как сохранить все остальное — забота самих производителей. К сожалению, сегодня даже такие передовики отрасли, как, например, УП «Агрокомбинат «Ждановичи», все еще используют холодильное оборудование двадцатилетней давности. Но работа по установке современного оборудования для поддержания микроклимата в овощных хранилищах началась: несколько хозяйств уже подготовили документацию для проведения тендеров. Аграрии рассчитывают, что поставщиками станут  немецкие и шведские производители. Как пояснили в агрокомбинате «Ждановичи», при правильном соблюдении технологии (температурный режим, влажность и т.д.) и при условии хранения механически неповрежденной продукции потери будут минимальными. В таких помещениях можно без гнили хранить овощи с сентября по июль. 

Отдельно    о  главном 

Специалисты признают, что за последние годы серьезно обросла проблемами и бульбяная отрасль. И вспоминают еще те времена, когда Беларусь обеспечивала картофелем Балтийский и Северный флот, ГСВГ, половину потребностей российского Севера, — сейчас там прочно обосновались голландские и польские производители. Одна из проблем — недостаток емкостей для хранения товарного и семенного картофеля. Именно поэтому программой развития картофелеводства на 2006—2010 годы предусмотрено финансирование строительства и модернизации картофелехранилищ в сельхозорганизациях. На эти цели в течение пяти лет будет выделено 45,6 миллиарда рублей. Еще 9 миллиардов истратят на оснащение областных сортировочных центров современным фасовочным оборудованием. 

Под  стеклом 

Вот где вопрос о длительном хранении не стоит, так это в теплицах. За первое полугодие в Беларуси собрано около 40 тысяч тонн овощей защищенного грунта, еще более 20 тысяч планируется поставить с грядки на стол до конца года. Сегодня тепличная подотрасль страны представлена 27 комбинатами. Ведущие из них — агрокомбинат «Ждановичи», УП «ДорОРС» Белорусской железной дороги, Минский парниково-тепличный комбинат, Минская овощная фабрика, а также отдельные областные хозяйства. Получение витаминной продукции в защищенном грунте — работа непростая, связанная с большими трудо- и энергозатратами. Не случайно в нынешних условиях все больший акцент делается на внедрение энергосберегающих технологий. Если в прошлом году в целом по отрасли рентабельность теплиц превышала 20 %, то в этом году ожидают ее заметного снижения — в некоторых хозяйствах вплоть до отрицательного значения. Специалисты опасаются, удастся ли тепличным комбинатам пережить последствия повышения цен на энергоносители, ведь на эту статью затрат приходится около 30 % себестоимости продукции. Вот и получается, что в сезон выращенным «под стеклом» белорусским огурцам и томатам трудно конкурировать по цене с овощами, привезенными из стран, избалованных солнцем. Один из путей решения проблемы — собирать с одного квадратного метра не менее 60 кг овощей. Но далеко не всем это удается. 

Шок — пока  не  по-нашему 

Только десятая часть овощей, выращенных сельхозпроизводителями, пойдет на промышленную переработку. Причем основная доля — на консервацию. Что происходит сегодня с белорусскими консервами, хорошо известно. Еще в мае первый заместитель председателя концерна «Белгоспищепром» Анатолий Филонов указывал: на складах пылится запас продукции, эквивалентный четырехмесячному объему производства. Меры по выводу из кризиса предлагаются самые разные — от использования более современной тары, разработки новых рецептов вплоть до закрытия рынка для иностранных поставщиков. 

Между тем сегодня все большую конкуренцию овощам в стекле и жести составляет продукция, замороженная шоковым  методом. Их розничная цена значительно выше стоимости исходного сырья. Только «сливки» от заморозки овощей снимают, к сожалению, пока не наши производители, а все больше польские, российские и другие. Так, весной килограмм замороженных овощей продается в магазинах по цене 4—6 тысяч рублей. И спрос на них растет — искушенный потребитель уже разбирается: именно в таком виде витаминная продукция максимально сохраняет свои полезные свойства. Проявляют понимание и отдельные белорусские хозяйства. Но такие примеры единичны. Например, в КСУП «Брилево» Гомельского района сейчас полным ходом идет строительство нового цеха по переработке овощной продукции. Деньги на эти цели выделены из бюджета. Как сообщил директор Гомельской областной ассоциации производителей плодоовощной продукции Валерий Попков, на сегодняшний день освоено уже 95 % средств. К концу августа в хозяйстве планируют завершить монтаж, пусконаладочные работы и начать консервацию спаржевой фасоли. Линия по заморозке — вторая на очереди, она заработает к следующему сезону. Выращивание сырья налажено в промышленном масштабе — это такие культуры, как различные виды капусты (цветная, брокколи, брюссельская, пекинская), зеленый горошек и другие. Специалисты подсчитали, что белорусская заморозка обойдется потребителю дешевле импортной, поскольку исключены посредники, оборудование внедряется самое современное (с расчетом на энергосбережение), расходы на транспортировку значительно ниже. 

«Газовые»  технологии 

Во всем мире уже давно успели оценить преимущества хранения плодоовощной продукции в холодильниках с регулируемой газовой средой (РГС). Так поступают, например, поляки. 

Малое содержание кислорода в камерах с РГС позволяет резко снизить интенсивность «дыхания» плодов, что способствует их более длительному и качественному хранению. Таким перспективным способом содержат в Беларуси, пожалуй, только яблоки. Да и то всего несколько хозяйств. Еще 2 года назад установлено соответствующее оборудование в СПК «Прогресс-Вертелишки» Гродненской области. В ближайшие годы здесь планируют сохранять в РГС до 2200 тонн яблок в сезон, пока — 825 тонн. Тендер на установку первой очереди выиграла польская фирма. Примечательно, что заход на второй круг произойдет уже с помощью белорусской компании. Как пояснили в СПК, в таких камерах только 1,5 % кислорода и 1,5—2 % углекислого газа. Остальное — азот, который вырабатывает из обычного воздуха специальный генератор. Есть и другой способ запасаться газом — привозить в баллонах с ОАО «ГродноАзот». Но это хлопотно, и затраты увеличиваются. Подобный опыт хранения плодов освоен и совместным белорусско-голландско-французским предприятием «Арника» в Могилевской области, которое успешно поставляет продукцию белорусских садов на экспорт. 

Отдельные примеры освоения новейших технологий отечественными аграриями, конечно, радуют. Но и наводят на грустные размышления: если одни могут, то почему другие не берут их опыт на вооружение? И пока ситуация такова: осенью собираем овощной урожай, а весной втридорога покупаем импортную продукцию. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter