Подробности встречи Лукашенко с министром иностранных дел России

Согласованная политика двух суверенных государств

Интеграция на зависть миру и вопросы безопасности в регионе. Подробности встречи Президента Беларуси с министром иностранных дел России

Эта неделя проходит под знаком белорусско-российских союзных отношений. Пока в Гродно обсуждают сотрудничество между регионами наших стран, в Минске говорят об углублении интеграции в глобальном контексте. Александр ­Лукашенко, принимая министра иностранных дел России Сергея Лаврова, подчеркнул, что у Минска и Москвы сейчас отношения особого характера:
— Мы достаточно умны, чтобы два независимых государства могли выстроить такую конструкцию наших отношений, что позавидуют в мире и другие. Мы к этому идем, движемся.

Продолжение диалога

Визит главы российского МИД в Беларусь приурочен к 30‑летию установления дипломатических отношений между нашими странами. Так получилось, что эта дата фактически открыла и новую страницу в союзном строительстве Беларуси и России. Сама жизнь заставляет нас продвигаться вперед ускоренными темпами, но без какого-либо ущемления суверенитета сторон, как это пытаются представить наши недруги. Это еще раз подчеркнул Александр ­Лукашенко на встрече с Сергеем Лавровым. Гуру российской внешней политики передал белорусскому лидеру приветствие от Владимира Путина, хотя главы государств лично виделись всего несколько дней назад.

— Он (Владимир Путин. — Прим. ред.) поддерживает продолжение нашего интенсивного союзнического диалога, — добавил Сергей Лавров.

— В этом вы можете не сомневаться, — заверил Александр ­Лукашенко. — Я думаю, ­Президент России также в этом абсолютно убежден. Я когда-то сказал (думаю, вы поддержите эту идею, уверен, что поддержите), что мы не настолько глупы, чтобы кого-то инкорпорировать, как на Западе говорят, или включать в состав не то Беларуси Россию, не то России Беларусь. Мы достаточно умны, чтобы два независимых государства могли выстроить такую конструкцию наших отношений, что позавидуют в мире и другие. Мы к этому идем, движемся.

Глава государства отметил, что практически с момента установления дипломатических отношений между нашими странами он только и слышит: завтра поглощение, завтра инкорпорация и так далее.

— Тридцать лет прошло. Не инкорпорировали, не поглотили... А если уж откровенно, то мы от России получаем все то, что надо суверенному независимому государству, — подчеркнул ­Президент.

Отношения особого характера

Естественно, в истории наших отношений были разные времена.

— Мы и спорили как близкие люди, — сказал Александр ­Лукашенко. — Часто с Путиным обсуждаем эту тему: ну вот, там чего-то поспорили. Я всегда говорю: этому надо радоваться, потому что ни одно западное государство (вот возьмите последние саммиты) — никто нигде ни с кем не спорит. Пришел начальник ЦК, не то «обкома» из Вашингтона, даже не сказал, а посмотрел — и все побежали.

— А истина рождается в споре, — напомнил Сергей Лавров народную мудрость.

— Да. А мы спорим, потому что мы близкие люди. И действительно, истина всегда рождалась в споре и будет рождаться, — согласился Александр ­Лукашенко.

­Президент подчеркнул, что сейчас у Беларуси и России отношения особого характера:

— Время такое, Сергей Викторович. 
Когда не слушают вас, дипломатов, тогда приходится слушать других людей. Мы за то, чтобы дипломатия работала. Но что поделать, если идет гибридная война. 

Начали со средств массовой информации. Потом заглушили дипломатов, отбросили в сторону. Ни одна международная площадка результата не дает, в том числе и главная наша. Ну что нам делать? Нам приходится защищаться, сопротивляться.

— Деньги отняли, — напомнил глава МИД РФ о блокировке Западом российских активов.

— Деньги отняли, в экономике душить начинают. Вот, пожалуйста, гибрид, — сказал Александр ­Лукашенко.

В связи с этим он упомянул о попытках Литвы закрыть транзит грузов в Калининградскую область России:

— Спихивают все время на Евросоюз. Мол, это не мы, это Евросоюз принял решение. Так там принимаются решения консенсусом. Если вы видели, что это вредит Литве, может навредить, ну вы не голосуйте за это. И решение принято не будет. Или примут с какими-то исключениями. Но вы же видите, что они впереди паровоза бегут. И всегда кричат: «дави, трави!» и так далее. В ущерб своему государству. Для меня это неудивительно, потому что я наблюдаю это постоянно, и я вижу, кто там ратует за такие вещи. Уже объявили экономическую войну. Что такое транзит закрыть? И все кричат о каком-то Сувалкском коридоре. Слушайте, мы с вами об этом не говорим, а они кричат. 
Они что, намекают? Так у нас достаточно с Россией сил и средств, чтобы доставить грузы в Калининград без всяких войн и напряжений. 
Мы с Путиным очень серьезно обсуждали эти вопросы. Мы фактически не скрывали это. Никакой инсценировки там (на переговорах в Санкт-Петербурге. — Прим. ред.) не было, про ядерное оружие и прочее.

Держать порох сухим

Глава государства отметил, что Беларусь и Россия еще не отвечали зеркально на тренировки западной авиации по применению ядерного оружия:

— Они же летают, тренируются. Зачем тренируются, зачем ядерные болванки возят? Для того, чтобы ядерную бомбу завтра в самолет положить и сбросить туда, куда надо. Поэтому мы еще зеркально не отвечали. Склады боеприпасов ядерных в России, у нас их нет. И, как Путин правильно сказал, в шести точках, шести странах находятся их ядерные боеголовки.

— И долгие-долгие годы, и они летают, и пускают пилотов неядерных стран к управлению самолетами, которые предназначены для ядерного оружия. Это нарушает Договор о нераспространении (ядерного оружия. — Прим. ред.), по нашей оценке, — добавил Сергей Лавров.

— Но мы еще это не сделали. Но должны быть готовы, — заявил Александр ­Лукашенко.

Он напомнил события 1941 года, начало Великой Отечественной войны, подчеркнув при этом:
— Мы должны порох держать сухим по всем направлениям. И не надо там енчить, кричать, что «тут Путин захватил Беларусь», «что хочет, то и делает»… У нас согласованная разумная политика двух суверенных государств, за которую прежде всего отвечают Макей и Лавров.
— Под руководством верховных главнокомандующих, — поддержал Сергей Лавров.

— Но вы нам советуете, — сказал в ответ Александр ­Лукашенко. — Но это не снимает с нас ответственности. Мы абсолютно здраво, трезво понимаем, что вокруг нас происходит. И лучше показать, что может быть, чем это случится. Нам эта война не нужна.

— Они это понимают, Александр Григорьевич. Я думаю, что там сейчас все больше и больше появляется здравомыслящих людей, которые уже начинают думать: а что дальше, когда закончится эта ситуация? Надо же думать об общеевропейском сотрудничестве. Но я не знаю, о каком сотрудничестве идет речь, в нынешних условиях трудно себе вообразить. Но то, что безопасность выстраивать без нас с вами (без России и Беларуси. — Прим. ред.) невозможно в Европе, — это факт. И это начинают многие в Европе понимать, — описывает ситуацию дипломат.

В этой связи ­Президент поделился с главой МИД России тем, что его удивляет:
— Вполне нормальное требование — нет национализму, который перерастает, я вам как историк говорю, в фашизм. Нам это не надо, и Европе это не надо. Они в Украине это культивируют, поддерживают это. Хорошо. А если завтра это выплеснется в Европе? 
Им это не надо. Европе это не нужно, особенно Германии. Там уроки истории помнят. Они же должны понимать, что это будет прорастать, произрастать корнями по всей Европе.


На этот счет Сергей Лавров, к слову, заметил, что партия «Альтернатива для Германии» создала неправительственную организацию по борьбе с русофобией. То есть подобные посылы уже начинают проявляться и в публичной сфере.

— Сергей Викторович, вы лучше, чем кто-либо, понимаете: нам другого пути не оставили, — сказал Александр ­Лукашенко. 
— Предлагали (для коллективного Запада. — Прим. ред.) и безопасность накануне операции (в Украине. — Прим. ред.), и давайте подпишем договоры, за столом переговоров и прочее, без всяких операций и войны, без всякой стрельбы. Не захотели. Это их выбор.
Сергей Лавров добавил, что на прошедшем в Мадриде саммите НАТО в документах Россию назвали главной угрозой, а Китай — главным вызовом:

— Опять подтверждена так называемая политика открытых дверей, также подтверждено решение 2008 года, принятое в Бухаресте, насчет перспектив членства в НАТО Украины и Грузии.

— Очень усилится (НАТО. — Прим. ред.), — иронично заметил ­Президент. — Ну, Господь им в дорогу.

Абсурдная логика Запада

После встречи дипломат подробно рассказал журналистам об ее итогах, заметив, что провел с ­Президентом Беларуси доверительную полезную беседу, в ходе которой был рассмотрен ряд задач. Одна из них касается дальнейшего углубления интеграции в рамках Союзного государства на основе принципиальных договоренностей президентов.

— На встрече в Санкт-Петербурге был проведен обзор всего спектра наших задач, прежде всего в контексте реализации 28 союзных программ, которые сейчас на 40 процентов, по нашей оценке, воплощены в практические решения и начинают работать на экономику, социальную сферу, транспорт, логистику — все, что необходимо для жизнедеятельности наших государств и обеспечения интересов наших граждан, — отметил глава МИД РФ.

С учетом этого договорились по нескольким направлениям выравнивать законодательство двух стран и права граждан.

Следующий большой блок вопросов касается внешней политики и вопросов безопасности, которые лидеры двух стран также подробно обсудили в Санкт-Петербурге. Дипломат подчеркнул:
— Россия и Беларусь будут твердо настаивать, чтобы их законные интересы с точки зрения безопасности в эпоху, когда НАТО продолжает весьма агрессивно действовать, уважались. Мы всегда за диалог, за те решения, которые обеспечивают равноправие, баланс интересов, но мы знаем, как к такого рода договоренностям относятся наши коллеги из Североатлантического альянса.
Сергей Лавров напомнил, что в конце 1990‑х и в 2010 году приняты многочисленные решения о том, что все члены ОБСЕ будут уважать принцип неделимости и безопасности, что никто не будет укреплять свою безопасность за счет безопасности других:

— Однако вместо этого НАТО пять раз расширялось, причем заявлялось, что альянс оборонительный. Но оборонительный от кого? Когда был Варшавский Договор, было понятно: есть НАТО, есть Варшавский Договор, Берлинская стена между двумя военно-политическими блоками. А сейчас Варшавского Договора нет. А НАТО продолжало продвигаться на Восток, тем самым обозначая, если верить их утверждениям, новую линию обороны. Такого рода логика полностью абсурдна.

По словам Сергея Лаврова, после очередного саммита НАТО в Мадриде представители США заявляют, что альянс был, есть и будет оборонительным:

— Достаточно напомнить, как он оборонялся в Ираке, разрушив страну, в Ливии, где сделал то же самое, и как в 1999 году была разрушена Югославия, когда впервые страны НАТО, являющиеся также членами ОБСЕ, бомбили другую страну — члена ОБСЕ. Во всех этих случаях никаких интересов безопасности стран — членов НАТО не затрагивалось.

Ультиматумы неприемлемы

Комментируя вопросы безопасности в регионе, Сергей Лавров также напомнил, как долгие годы альянс накачивал Украину оружием и потакал неонацистским идеям:

— Был поддержан государственный переворот, курс на полный саботаж Минских соглашений, достигнутых в этом здании. Я очень хорошо помню, как господин Порошенко участвовал в переговорах, а на днях он публично заявил: «Минские договоренности никто и не собирался выполнять в Украине, это был маневр, нацеленный на то, чтобы выиграть время для перевооружения армии, для подготовки реванша». Публично заявил и не покраснел.

Дипломат добавил, что Запад все прекрасно понимал, потому для него не стало неожиданностью решение России твердо отстаивать свои интересы. Сергей Лавров принципиально подчеркнул, что Россия не позволит планам Запада сбыться:


— У нас здесь с Беларусью единая позиция, мы категорически не согласны с линией, которую проводит Запад. Это диктат, ультиматум, навязывание своих требований, использование абсолютно нелогичных, незаконных, нарушающих Устав ООН санкций и многие другие действия, которыми западные коллеги, ведомые США (а США всех их подчинили), пытаются навязать свои правила, придуманные в узком кругу.
Вместе с тем глава МИД РФ заметил, что в русофобском хоре на Западе пробиваются иногда здравые голоса на предмет того, что когда-то все равно придется возвращаться к диалогу и сотрудничеству.

— Мы к этому готовы. Мы от этого не уходим, — заявил Сергей Лавров. — Но просто будем знать цену тем обязательствам, которые Запад берет на себя, и учитывать печальный опыт сплошных обманов, который испытали за последние 30 лет в сфере европейской безопасности.

Сергей Лавров также рассказал, что на встрече с Главой белорусского государства речь шла о дальнейших планах в контексте развития наших двусторонних контактов:

— Мы будем расширять наше консульское присутствие в Беларуси. Генеральное консульство откроем в Гродно. Белорусские друзья также будут преобразовывать отделения своих посольств в некоторых городах России.

konon@sb.by

konoga@sb.by

За 30 лет отношений мы с Россией ничего не разрушили

После встречи с белорусским лидером во Дворце Независимости Сергей Лавров направился на переговоры с министром иностранных дел Беларуси Владимиром Макеем.


Глава белорусского МИД прежде всего поздравил российских коллег с 30‑летием установления дипломатических отношений между Беларусью и Россией:
— 30 лет — это не просто красивая дата. За это время наши страны ничего не разрушили, а, наоборот, достигли ощутимых для наших людей результатов. Нам есть что передать потомкам. Сегодня Союзное государство по праву является ориентиром для других интеграционных объединений.
Владимир Макей подчеркнул, что Беларуси и России сегодня приходится сообща выдерживать огромный натиск:

— Мы в полной мере осознаем, что от успеха обороны зависит будущее Беларуси и России. Сегодня все большее количество стран — кто-то открыто, кто-то пока негласно — не готовы мириться с политикой Запада.

По мнению главы МИД Беларуси, США и далее, чтобы сохранить роль мирового гегемона, будут использовать все имеющиеся средства, цинично попирая не только принципы международного права, но и нормы элементарной морали. Владимир Макей заявил, что Беларусь вместе с Россией готова и впредь отстаивать заложенные в Уставе ООН базовые принципы справедливого мироустройства.

Сергей Лавров напомнил, что за последние годы странами Союзного государства был пройден большой путь в наращивании интеграционного строительства, особых успехов нашим странам удалось достичь в торгово-экономическом, инвестиционном сотрудничестве:


— По итогам прошлого года объем взаимной торговли приблизился к 40 миллиардам долларов. 
Осуществляются крупные инвестиционные проекты, такие как сооружение Белорусской АЭС, укрепляется промышленная кооперация, налаживаются новые производственные и логистические цепочки. Мы позитивно оцениваем активное широкое развитие межрегиональных связей. В Гродно стартовал IX Форум регионов Беларуси и России, на котором запланировано заключение контрактов на рекордную сумму около 1 млрд долларов.

После расширенной двусторонней встречи Владимир Макей и Сергей Лавров сделали ряд заявлений в ходе общения с белорусскими и российскими журналистами. В частности, Владимир Макей заявил, что интеграция между Беларусью и Россией вышла на принципиально новый уровень:
— Лидеры наших стран задают высочайший темп в контексте белорусско-российского сотрудничества. 
Качественно изменилось взаимодействие на уровне правительств Беларуси и России. Мы констатировали полное взаимодействие между министерствами иностранных дел наших стран. Четко выполняются уже достигнутые договоренности, параллельно идет работа над новыми проектами в интересах наших государств. Успешно реализуется программа согласованных действий в области внешней политики, действует план межмидовских консультаций.

Владимир Макей отметил, что развитие сотрудничества между нашими странами иллюстрирует взаимный товарооборот, который в апреле текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2021‑го увеличился более чем на 10 процентов. При сохранении нынешнего темпа роста в оставшийся период времени мы можем достичь исторического максимума двусторонней торговли.


Отвечая на вопросы журналистов, глава белорусского МИД заявил, что очертания железного занавеса уже не только маячат на горизонте, его фундамент фактически воздвигнут. В том числе и в физическом смысле, примером чему служит создание стены, разделяющей Беловежскую пущу. Беларусь не проповедует идеи конфронтации и последовательно выступает за диалог, поиск дипломатических путей решения тех или иных вопросов.

В свою очередь Сергей Лавров заявил, что Россия отныне и впредь не будет верить США и Европейскому союзу и сделает все, чтобы стратегически от них не зависеть:

— Отношения между Россией и ЕС отсутствуют с 2014 года, когда Евросоюз поддержал госпереворот в Украине и встал на сторону ультранационалистического неонацистского режима, который тут же провозгласил задачу борьбы со всем русским. С этого периода по инициативе ЕС были разрушены всевозможные каналы взаимоотношений. Ничего удивительного, что сейчас эти отношения отсутствуют.


КСТАТИ

По итогам переговоров главы внешнеполитических ведомств Беларуси и России подписали совместное заявление по случаю 30‑й годовщины установления дипломатических отношений между странами, после чего вместе с министром связи и информатизации Константином Шульганом приняли участие в гашении почтового конверта в честь 30‑летия дипломатических отношений между Беларусью и Россией.

celyuk@sb.by 

Фото БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter