Как ICAO опозорилась по полной программе

«Событие»

Не прошло и двух лет, как Международная организация гражданской авиации ИКАО разродилась-таки окончательными результатами расследования о случае, когда в Беларуси экстренно сел самолет RyanАir из-за сообщения о бомбе. Расширила, говорит ИКАО, и углубила. Но что?

Отчет, напомню, был подготовлен еще в январе этого года, и говорилось в нем главное: никакого захвата воздушного судна не было. Что не устроило Запад, и «расследователям» было поручено «восполнить пробелы».
Думаете, в материалах появился разговор пилота рейса с вильнюсской башней? Им же скрывать нечего, да? Они ж там за правду? Ага! О чем переговаривался с Вильнюсом пилот, решивший 23 мая 2021‑го сесть в Минске, так и останется тайной. В дополненной версии «расследования» этого по-прежнему нет.
Последнее заявление ИКАО начинается так: «Совет ИКАО завершил обсуждение инцидента в воздушном пространстве Беларуси в мае 2021 г. с участием рейса FR4978 компании Ryanair, осудив действия Правительства Беларуси по совершению акта незаконного вмешательства». Прошу заметить это мягкое «инцидента», а в докладе они его тоже называют осторожно — «СОБЫТИЕ». А что было вначале! Сотни громких политических заявлений, требований, открытых угроз в наш адрес. Нас называли террористами, в чем только не обвиняли, закрыли для нас воздушное пространство. Ну и санкции.

Прочитала я внимательно и заявление, и доклад. Фактов, сразу скажу, не прибавилось, но посыл почему-то остался прежним: виноваты мы. Почему? Ну так, как говорят в народе, жить захочешь — не так раскорячишься. Вот и корячились «расследователи». Головы почесали, взоры потупили и повторили прошлогодние вбросы. Особенно нелепый, если помните, был у газетенки New York Times. Рассчитано подобное прежде всего на обычного обывателя, на людей, не знающих специфики гражданской авиации.


— Для нас как для профессионалов эта информация несодержательная и даже нелепая, — еще в декабре 2021 года говорил мне директор Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Артем Сикорский.

Еще тогда руководитель департамента ответил на все выпады, но до западных расследователей как до уток. Артем Игоревич объяснял:

— Во-первых, в тот день, 23 мая, решение о посадке в Минске принималось командиром воздушного судна. Диспетчер по всем международным правилам и стандартам не может оказывать давление на принятие решения, особенно в условиях угрозы авиационной безопасности. Он только передает сведения и помогает командиру воздушного судна в безопасной навигации.
Во-вторых, было видно, что информационный вброс шел в момент, когда белорусская сторона просила польских партнеров и комиссию ИКАО предоставить данные объективного контроля. В частности, переговоры вильнюсского диспетчера с пилотом и внутрикабинные разговоры членов экипажа. Ведь это требовалось для понимания, в чем конкретно нас обвиняли.
Ну покажите, докажите, что мы оказывали какое-то давление, что мы угрожали применением боевой авиации и т.д. Так ведь нет, не показали, не доказали. И в опубликованных сейчас итогах всего этого тоже нет. Белорусская же сторона еще 24 мая 2021‑го опубликовала все переговоры между пилотом и диспетчером, начиная от входа в воздушное пространство Беларуси, заканчивая посадкой и заруливанием на стоянку, стоянкой воздушного судна в Национальном аэропорту Минск. Мы для всех это показали, проводили брифинги, пресс-конференции. Представили горы документации, видео-, аудиоматериалы, наши диспетчеры (тоже под запись) обо всем подробно рассказали...

Доказательства правоты действий Беларуси железобетонные. Во всей этой ситуации мы поступили безукоризненно и по международным стандартам. Что ж западные партнеры такой открытости, объективности и непредвзятости не проявляют? Что это за пустые формулировки по итогу?

По классике жанра спасать горемычное «расследование» взялись те же (госдеповские и прочие) информресурсы. «Голос Америки» уверяет, что ооновская ИКАО «осудила действия властей Беларуси, которые в мае 2021 года вынудили экипаж компании Ryanair к посадке в минском аэропорту», пришла к выводу, мол, «угроза взрыва бомбы на борту самолета Ryanair была заведомо ложной и была доведена до сведения экипажа по указанию белорусского руководства».
Доказательств участия властей, «вынудивших», естественно, у ИКАО нет и не предвидится. Тогда на каком основании сделаны громкие и наглые заявления?
«В заявлении ИКАО говорится, что в начале 2022 года агентство получило новую информацию, из которой стало понятно, что именно власти Беларуси стояли за операцией по посадке самолета»…

Где эта информация? Кому что стало понятно? Факты на стол. Давайте, например, сделаем откровенное интервью с пилотом, принявшим решение посадить у нас воздушное судно. Ну если вы, уважаемые, конечно, за объективный разбор. Заодно ответьте белорусам и на такой вопрос: если «данные» о причастности «получены в 2022 году», тогда на каком основании против нас ввели санкции в 2021‑м?
По факту выходит, что ничего наша страна не нарушила. Да, там в итогах следственная группа на всякий случай приписку сделала, мол, «такое использование гражданской авиации противоречит духу Конвенции о международной гражданской авиации (Чикагская конвенция), в частности ее преамбуле и статье 4». Однако Чикагскую конвенцию нарушали как раз сами западные партнеры (что не раз подчеркивала белорусская сторона) и по национальному признаку блокировали полеты наших самолетов. Это прямое нарушение конвенции. Да и активность ИКАО как-то не проявляла, ничего особо не запрашивала.
— Для нас до сих пор непонятно, чем руководствовался командир воздушного судна Ryanair, когда за две минуты до перехода границы между Беларусью и Литвой он принял решение развернуться и лететь в Минск, — говорит Артем Сикорский. Ведь командиру были даны РЕКОМЕНДАЦИИ, а не приказ. При этом самолет даже не снижался на протяжении всего пути следования в Беларусь, хотя в стандартной ситуации он всегда начинал снижение в районе Барановичей для того, чтобы успеть войти в соответствующую посадочную конфигурацию.
В общем, господа расследователи, сильно вы наш народ повеселили. А доклады — рисуйте, серьезно их давно никто не воспринимает. Вам лично я сочувствую, нелегкая это работа — из болота тащить бегемота.
Да, а если захотите все же правду узнать, так она в том, что мы, как сказал ­Президент, действовали законно, защищая людей, по всем международным правилам.

О «СОБЫТИИ»

23 мая 2021‑го белорусские диспетчеры предложили самолету ирландской авиакомпании сесть в Минске в связи с сообщением о бомбе. Командир экипажа решил поступить именно так, хотя мог направить судно во Львов, Киев, Варшаву, продолжить полет до Вильнюса (до него оставалось 73 км, до Минска — 185 км). Пилоты запросили посадку у нас, развернули самолет. Мы, понимая опасность, борт приняли. Обеспечили безопасность пассажиров из других стран. По доброте душевной и согласно международному праву.

Артем Сикорский: «Мы будем жёстко отстаивать свои национальные интересы»

18 июля этого года в рамках 226-й сессии Совета ИКАО было рассмотрено два вопроса по Беларуси. Первый касался доклада ИКАО по расследованию инцидента с самолетом, второй — жалобы Беларуси на незаконные действия ряда государств, блокировавших воздушное пространство.

фото александра кушнера.

— Еще 23 мая прошлого года, когда шасси самолета не коснулись взлетно-посадочной полосы Национального аэропорта Минск, нас уже обвиняли в воздушном пиратстве и перехвате судна истребителем, — напоминает Артем Сикорский. — Причем группа ИКАО тогда на заседании Совета однозначно заявила, что никакого перехвата не было. Однако продолжала, так скажем, «заполнять пробелы», у нашей страны никакой информации дополнительно не запросив. В окончательном отчете, который Беларусь категорически не приняла, появились некие новые данные. Их, по заявлению ИКАО, удалось получить якобы от диспетчера при содействии США и Польши. Фамилия диспетчера не приводится.


После «заполнения пробелов» доклад ИКАО стал походить на второсортный шпионский роман, говорит Артем Сикорский:

— Многие вещи, появившиеся в отчете, не выдерживают никакой критики. Как, например, возможно, что диспетчер включил диктофон в телефоне, не вынимая его из кармана? К тому же это якобы происходило в зале, где находится сложная техника и телефон может препятствовать ее работе, вносить помехи. Вопросы безопасности требуют, чтобы сотрудник не отвлекался на телефон. Вообще, проносить в это помещение телефон запрещено. То есть приводятся вещи, далекие от правды.

Сейчас тем более сложно понять, в чем нас обвиняют. Да, имел место факт ложного сообщения, оно было доведено до экипажа воздушного судна. Пилот принимал решение сесть в Минске, хотя аэродром Вильнюса был ближе.


Стали появляться какие-то мифические лица, которых никто не видел, кроме этого диспетчера, якобы запись каких-то разговоров… Вот что сказал по этому поводу глава департамента:

— Вы подтвердите, что, к примеру, запись настоящая. Но нет, ИКАО сказала, что у них нет денег для проверки и что доверяет Польше и США, утверждающим, мол, запись подлинная. Повторюсь, доклад не выдерживает никакой критики. Мы категорически с ним не согласились. Не согласился и официальный представитель России, член совета ИКАО, он тоже указал на ряд ошибок, неточностей, абсолютно не авиационных подходов и их необъективности.

Чем на самом деле занимается ИКАО?

Артем СИКОРСКИЙ напомнил, что в документах ИКАО сказано: любое расследование проводится не для того, чтобы «найти виновных», а для того, чтобы исключить подобные события в будущем:

фото александра кушнера.

— А в настоящее время угрозой авиационной безопасности является телефонный экстремизм и другие вещи. Это объективно проблема ИКАО, которой она должна заниматься. Вместе с тем мы будем обращать внимание стран на то, что представленный доклад категорически неприемлем и дискредитирует ИКАО.

Говоря о подготовленной Беларусью жалобе на страны, незаконно, в нарушение Чикагской конвенции блокировавшие нашим авиакомпаниям, пассажирам воздушное пространство Европы и других стран (также иностранным перевозчикам рекомендовано избегать воздушного пространства Беларуси), глава департамента сказал:

— Безопасность нашей воздушной навигации даже в этом отчете не ставится под сомнение. Но Запад и здесь себя показал, призвав руководство Совета ИКАО не принимать никаких решений по нашему документу, игнорировать его. Представитель США напрямую заявил: мол, меры блокирования — это месть Запада «режиму ­Лукашенко». Мы не приемлем такие выражения и вмешались в ход дискуссии, потребовав расследовать данный факт. Также мы обратили внимание на то, что санкции направлены на граждан. Их лишают права на свободу передвижения. Так чем на самом деле занимается ИКАО? Способствует тому, что под дудку западных стран людей лишают их прав, прописанных в нормативах ООН? А в чем виноваты авиакомпании, иностранные перевозчики?


Руководитель департамента рассказал, что нашу позицию поддержали Китай, Россия, ЮАР, Индия и другие страны. Жалоба будет рассмотрена. «Мы будем жестко отстаивать свои национальные интересы», — сказал Сикорский.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter