Со всей душой
12.10.2010
Иной раз кажется, что у нас есть две культуры. Одна — для внутреннего потребления. Другая, если можно так выразиться, — ее экспортный вариант.
В первом случае как будто все в порядке — в музеях, театрах, концертных залах, а особенно в фольклорных коллективах. Петь и плясать мы умеем. И рисуем хорошо. Спору нет. Но кто это видит, кого это радует, кроме нас самих? Я, конечно, не имею в виду выступления «Хорошек» на «ЭКСПО–2010» в Шанхае и Днях Беларуси в Абу–Даби. Это все замечательно, но еще не совсем то, что нужно: сами себя ведь пригласили, хотя поехали, безусловно, лучшие. Другое дело — недавние гастроли Купаловского театра с «Пинской шляхтой» в Варшаве или весенний вояж Большого театра в Голландию. Только мало мы все еще выезжаем. Мало экспортируем свою культуру за пределы страны. Не говоря уже о том, что многие наши духовные и материальные ценности находятся в заграничных музеях и библиотеках, лежат мертвым грузом. Когда–то вывезенные в разные страны, они могли бы там работать на имидж современной Беларуси. Нужно всего лишь организовать выставки... Легко сказать. Но кто за это возьмется?
Cозданием образа нашей страны за рубежом должны заняться профессионалы. А заодно наладить связи с белорусской диаспорой. И вернуть на родину многие культурные ценности, вывезенные когда–то за границу. Так обещают в Министерстве культуры, где объявлено о создании Института культуры Беларуси.
ИКБ создается на базе упраздненного в 2008 году Института проблем культуры. Не будем вдаваться в подробности, зачем было сначала закрывать учреждение, а потом восстанавливать. Тем более что организация, по сути, продолжала существовать и действует по сей день под вывеской Института повышения квалификации и переподготовки кадров при Белгосуниверситете культуры и искусств. Но стране давно нужна лаборатория, где бы постоянно думали об экспорте искусства и фольклора за рубеж. Когда–то эти проблемы решали в Научно–просветительном центре имени Скорины, но и его в свое время закрыли. Теперь в каком–то смысле «восстанавливают». Что и говорить: все новое — это хорошо забытое старое...
Институт пока еще работает по–прежнему под крышей университета культуры. Новоселье планируется на начало следующего года. И первое, чем собираются заняться сотрудники ИКБ, — подготовкой кадров для будущих четырех центров белорусской культуры, которые откроются за рубежом. Пообщавшись с Тамарой Бунтовской, директором института, я почувствовал, что за дело действительно взялись всерьез. К проекту подключился МИД. А к каждому, кто будет представлять нашу культуру за границей, предъявлены жесткие требования: ты должен быть не только специалистом в своей области, но и в совершенстве владеть белорусским и иностранными языками.
Вторая миссия, возложенная на институт, — объединить усилия с комиссией при Совете Министров по выявлению, возвращению, совместному использованию и введению в научный оборот национальных культурных ценностей, которые оказались за пределами Беларуси. О том, что пора глобально заняться проблемой вывезенного за рубеж достояния республики, говорилось уже немало и давно — еще с конца 80–х годов прошлого века. Между прочим, пока сама комиссия при Правительстве работает автономно. И о результатах работы заседающие за круглым столом специалисты неохотно сообщают общественности. Объясняются лаконично: лучше тихо и на деле вернуть что–то из сокровищ домой, чем трубить о намерениях на всех углах и не исполнить обещанного. Но, все же полагаю, о проблеме молчать нельзя...
Нужен ощутимый результат — прорыв на всех направлениях. И Институт культуры Беларуси просто обязан доказать свою состоятельность, сделав достижения нашего искусства востребованными за пределами страны, и вернуть хотя бы часть из того, что пока считается безвозвратно утерянным.
Третий важный штрих к портрету старой–новой структуры: здесь всерьез думают, как наладить связи с соотечественниками за рубежом, включить их в наши культурные проекты.
Иначе что получается? Многие государства экспортируют в нашу страну свои культурные достижения в кино, театре, литературе, мы изучаем их языки. В конце концов, в Минске работают филиалы институтов культуры сразу нескольких государств, из которых самые активные польский и шведский. И это хорошо. Мы открыты для партнерства. Но хотелось бы видеть и движение в обратном направлении. Ведь есть с кого брать пример того, как шире открыть свою национальную душу миру.