Молодые учителя: жизнь после распределения

Снова в школу

Ситуация «первый раз в первый класс» у них случается дважды в жизни. Когда приходят в школу учениками, а через много лет – молодыми учителями. Как принимают вчерашних студентов опытные коллеги? Каких знаний не хватает новичкам? И почему после отработки по распределению некоторые педагоги уходят из профессии?


Разобраться в этом помогли главный специалист управления организационно-кадровой работы Министерства обра­зования Валентина Сенюкова, заведующая сектором организационно-кадровой работы Миноблиспол­кома Светлана Глебович, начальник центра развития педагогического образования БГПУ им. М. Танка Александра Позняк, учитель биологии и химии Ивенецкой средней школы Воложинского района Ольга Суша, учитель иностранных языков гим­назии № 7 Молодечно Анастасия Гришалевич, директор Томашовской средней школы Брестского района, председатель клуба молодых учителей «Будучыня» Евгений Григорьев, начальник центра профессионального развития инновационного образования Академии последипломного образования Елена Радевич, студентка 4-го курса БГПУ им. М. Танка Анна Никитина.

Ольга Суша


Евгений Григорьев


Елена Радевич


Анастасия Гришалевич

Анна Никитина
Александра Позняк
Валентина Сенюкова
Светлана Глебович


Конспекты пригодились


«ЗН»: Молодым специалистам, которые приходят на производство, обычно говорят: «Забудьте все, чему вас учили в вузе». В школах дают такие же советы?

Ольга Суша: Когда я пришла на работу, никто не говорил: «Забудь!» До сих пор пользуюсь университетскими конспектами, особенно по предмету «Методика преподавания».

Анастасия Гришалевич: И я храню материалы, собранные за годы учебы, – толстые тетради с конспектами, планами. Перелистываю их, если нужно дать открытый урок. А ребятам из старших классов предлагаю задания по английскому языку, которые когда-то сама выполняла в вузе.

Александра Позняк: С недавнего времени педагогическая практика у наших студентов начинается с первого курса: студенты включаются в волонтерскую деятельность в учреждениях оброзования. Еще одно нововведение – школьный день, который второкурсники проводят не в студенческих аудиториях, а в школах.

Светлана Глебович: В педагогических колледжах учебный процесс был и остается практико-ориен­тированным – более 60 процентов учебного времени занимают практические занятия.

Евгений Григорьев: Университет готовит педагога-универсала – дает базовые навыки, которые помогут развиваться дальше. Но у каждой школы есть своя специфика. Она зависит от местности, ресурсов, которыми обладает учебное заведение, возраста педколлектива, даже от вероисповедания учеников. Молодой педагог сталкивается с проблемой: что из того, чему его научили в вузе, понадобится в данной школе? Можно во время практики чему-то научиться в минской школе, но в сельской глубинке будут совершенно другие условия. В период перехода от теории к практике (обычно он длится год-два) важно поддержать молодого педагога с помощью наставничества и других форм работы.

Кто на новенького


«ЗН»: Насколько молодому специалисту легко влиться в трудовой коллектив?

Елена Радевич: Молодой специалист – это представитель нового поколения, который недавно сам был школьником. В студенческие годы он проводил время в клубах, интересовался современной музыкой. И вдруг, придя в школу, вынужден сменить стиль одежды, манеру поведения. Иначе коллеги его не поймут. Думаю, не стоит загонять молодого педагога в какие-то рамки. К нему дети тянутся, они ему доверяют, у них близкие интересы, ценности.

Евгений Григорьев: От того, как примут новичка в коллективе, зависит, останется ли он после двух лет отработки или уедет. Не буду скрывать, на местах молодого специалиста могут «глушить». Мол, мы 30 лет работаем, и у нас все хорошо. По­этому учителя нужно готовить не только как профессионала, но и учить его межличностному общению, тимбилдингу. Администрациям школ, районов нужно поза­ботиться о закреплении специалиста на первом рабочем месте.

Елена Радевич: Чего скрывать, пока еще встречается предвзятое отношение к молодому специалисту. Его начинают поучать, задвигать. А ведь выпускник вуза – это человек, который сам может многому на­учить. Например, как использовать флеш-анимацию, медиаресурсы, делать презентации, работать с интернетом.


Евгений Григорьев: В школе за молодым специалистом закрепляют опытного педагога. Но мне такая форма поддержки начинающих учителей не нравится. Почему? Наставники начинают делить: «Этот молодой специалист твой, а этот – мой». Хочется, чтобы новички были «сыновьями полка», которых все любят, «кормят, обувают и одевают». Безусловно, должна быть поддержка и на уровне местной власти. Практически в каждом районе действует Школа молодого учителя, а в Гродненской области работа ведется на областном уровне: здесь организуют курсы повышения квалификации, проводят республиканский фестиваль педагогического мастерства «Педагог-мастер – молодому учителю».

Елена Радевич: При Белорусском педагогическом обществе создан клуб молодых учителей «Будучыня». На семинары, тренинги, курсы повышения квалификации для молодых учителей приглашаем лучших педагогов-практиков.

Анастасия Гришалевич:  В моей гимназии тоже есть Школа молодого специалиста. Могу заверить, что нас, прибывших отрабатывать распределение, все холили и лелеяли, за каждым закрепили педагога-наставника. Мне даже немного грустно от того, что работаю третий год, поэтому не участвую во всех семинарах и деловых играх для начинающих. Но у меня появились другие задачи – сейчас готовлюсь к участию в конкурсе «Учитель года».

Евгений Григорьев: Нам не хватает площадки для общения молодых педагогов – сетевого ресурса, где будут собраны нормативная документация, материалы уроков, организованы консультации юриста, методиста. Ее созданием сейчас и занимается «Будучыня».

Анна Никитина: Как раз сейчас пишу научную работу по созданию электронной хрестоматии для педагогов-дефектологов и тех, кто работает в условиях интегрированного обучения и воспитания. Планирую разместить ее на asabliva.by и на сайтах спецшкол.

По собственному желанию


«ЗН»: Вузы каким-то образом отслеживают судьбу своих выпускников?

Александра Позняк: Да, конечно, очень важна обратная связь от работодателей и выпускников, чтобы понимать, насколько качественно мы готовим педагогов, и в дальнейшем корректировать образовательные программы, в том числе и педпрактику. В середине октября в стране стартовал европейский проект по программе Erasmus+ «Со­действие развитию компетенций в системе высшего образования Беларуси», в котором участвуют ведущие белорусские университеты. Будет создана электронная платформа, объединяющая студентов и преподавателей, выпускников и их нанимателей, которая позволит мониторить качество педагогического образования.

Валентина Сенюкова: Министерство образования контролирует распреде­ление выпускников педагогических специальностей. Районные отделы доводят потребность в специалистах, а учреждения образования – сведения о выпускниках. Стараемся направить молодых специалистов туда, где они нужны и им будет комфортно работать (как правило, по месту жительства), учитываем индивидуальные запросы, которые им дают в отделах образования, школах. Всегда идем навстречу выпускникам, заинтересованы в том, чтобы молодые люди с желанием шли на работу и в дальнейшем оставались в профессии. Студенты, которые учатся на платной основе, тоже нередко просят распределение, приносят персональные запросы, чтобы получить социальные гарантии, положенные молодым специалистам. В этом году правом получить направление на работу воспользовались 90 выпускников, которые обучались на платной основе. 


«ЗН»: Если молодого специалиста что-то не устраивает на первом рабочем месте или у него изменились жизненные обстоятельства, есть ли у него варианты для отступления?

Валентина Сенюкова: Право перераспределения по полученной специальности закреплено в Кодексе об образовании. Если наниматели согласны – один отпустить, а другой взять на работу по полученной специальности, выпускник обращается в учреждение образования, которое окончил,  и комиссия решает вопрос. Как правило, это происходит в связи с изменениями в семейном положении, сменой места жительства. 

«ЗН»: Служба в армии, декретный отпуск засчитают в срок отработки?

Валентина Сенюкова: Да, но только по желанию. У нас был случай, когда парень, вернувшись из армии, не захотел терять статус молодого спе­циа­листа и надбавки, которые ему положены. Мы внесли поправки в положение, и теперь армия, так же как и отпуск по уходу за ребенком, засчитывается в срок распределения по желанию.

Евгений Григорьев: Это важно не только с точки зрения надбавок, но и с точки зрения накопления знаний. По собственному опыту знаю, что армия не двигает учителя вперед в профессиональном плане. Отдав долг Родине, многие выпускники хотят сохранить статус молодого специалиста после службы.

Математики нарасхват


«ЗН»: Каких учителей не хватает в школах? В этом году университеты оканчивают те, кто учился пять лет, и те, кто осваивал вузовскую программу четыре года. Поможет ли двойной выпуск закрыть все вакансии?

Светлана Глебович: Я бы говорила не о нехватке, а о потребностях в педагогах. Образовательный процесс не может быть с вакансиями и незанятыми должностями. Все уроки в учебном году, которые стоят в расписании, обязательно проводятся. Нет одного учителя или воспитателя – его заменяет другой. Но в этом случае увеличивается нагрузка на педагогов. Надеемся, что в этом году ее поможет снизить двойной выпуск. Сегодня определена потребность в педагогах по всем специальностям до 2024 года. Наиболее востребованы математики, физики, химики. Увеличивается рождаемость – требуется больше педагогов начальных классов, воспитателей в дошкольных учреждениях образования. А вот вопрос с нехваткой учителей иностранных языков мы фактически решили. Достаточно географов, филологов, историков.

Отдаленным районам кадровый вопрос помогает решить целевой набор, на который университет выделяет до 40 процентов бюджетных мест. Это гарантия того, что, получив высшее образование, молодой специалист отработает в школе пять лет. В последние два года задачу по подготовке кадров облегчает и создание профильных педагогических классов, в которых учатся мотивированные дети. Они видят себя учителями.

«ЗН»: Жилищный вопрос для парней и девушек, которые получают работу вдалеке от родительского дома, – один из самых острых. Как помогают педагогам?

Анастасия Гришалевич: Многие ребята хотят остаться в Минске, но плата за съем жилья – это фактически зарплата учителя. Я родом из Ракова, на заседание комиссии по распределению привезла персональный запрос из Молодечно. На первом собрании молодых специалистов мне предложили арендное жилье. Сейчас за отдельную квартиру я плачу по льготному тарифу – 10 процентов от полной стоимости. Это 13 рублей.

Светлана Глебович: В Минской области мы предлагаем молодым специа­листам места в общежитиях профессиональ­но-технических и средних специальных учебных заведений. В Солигорске, Столбцах, Старобине, Жодино педагоги могут стать на учет нуждающихся и построить жилье как молодые специалисты на льготных условиях. В Любани предоставляют арендные квартиры. В прошлом году в Снове при поддержке агрокомбината отремонтировали бывшее здание детского сада и создали на его основе Дом молодого учителя, куда заселились восемь молодых специалистов. Конечно, не отказываемся и от возмещения средств, затраченных на поднаем. Мы заинтересованы в молодых кадрах, поэтому вопрос с жильем решаем в первую очередь.

Как заработать в школе?


«ЗН»: Почему после двухлетней отработки одни остаются, а другие покидают первое место работы?

Валентина Сенюкова: Отработав положенный срок обязательного распределения, только около 6-8 процентов молодых специалистов уходят из профессии. Но радует и то, что учителя, которые когда-то оставили педагогическую работу, возвращаются. 

Александра Позняк: А значит, мы можем говорить о возвращении престижа педагогической профессии, который складывается из многих факторов: заработной платы, возможности получить жилье, профессионального роста. Есть районы, где педагог, который трудится в школе, кормит семью, потому что имеет стабильную работу и зарплату.

Анна Никитина: Через несколько месяцев стану молодым специалистом. Очень жду этого. Трудности не пугают. Потому что и в вузе меня учат, и от будущих коллег знаю: кто хочет работать – тот работает. И зарабатывает.

Анастасия Гришалевич: Отработав два года, и мыслей не было уйти. Зачем? Здесь мои дети (я учу немецкому языку 7 – 11-й классы), родной 9-й класс, который нужно выпустить через три года. Понимаю, что никому их не отдам.

Ольга Суша: Я работаю по целевому направлению в Ивенецкой средней школе, которую окончила сама. Два года позади, осталось еще три. Параллельно учусь на заочном отделении в аспирантуре. Поэтому нередко меня спрашивают: «Отработаешь и уйдешь в вуз?» Если сравнивать работу в университете, где я проходила практику, и в школе, то лично мне комфортнее работать с учениками, а не студентами. Поэтому в ближайшие 5 – 10 лет никуда не собираюсь уходить.

«ЗН»: И все-таки зачастую свой уход из профессии молодежь объясняет невысокой зарплатой.

Евгений Григорьев: Страшно слышать, когда на вопрос «Почему так плохо работаешь?» педагог отвечает: «Как платят, так и работаю». Ну так, извините, дворник получает 200 рублей, ему что, тоже не подметать улицу? Тем более так не может рассуждать специалист, работающий с детьми. По собственному опыту могу сказать: кто хочет, тот и в школе заработает. Меня распределили в деревню Минской области, затем перевелся в Брестский район. Когда появилась семья, встал вопрос о том, что нужно ее обеспечивать. Это возможно для учителя, если оказываешь платные образовательные услуги, ведешь кружки, берешь хорошую предметную нагрузку. Досрочно, через год с хвостиком работы, я получил первую категорию. Поучаствовал в одном конкурсе профессионального мастерства, другом, третьем. В 27 лет стал директором школы. И сейчас веду уроки, хочу сдать на высшую категорию, потому как от нее зависит процент надбавки к зарплате. Конечно, если ты просто «урокодатель», то больше голого оклада по ставке не получишь. А если подходишь к делу творчески, интересно, каждый руководитель найдет возможности для премирования и оказания материальной помощи.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter