Заказчик требует от строителей навести порядок после завершения работ, а те ни в какую
22.01.2021 15:33:57
Ирина МЕНДЕЛЕВА
Любой, кто занимался ремонтом или стройкой, знает, что занятие это не для слабонервных. Посторонние люди, которых заказчик вынужден терпеть на своей территории, зачастую под различными предлогами затягивают сроки выполнения работ, не всегда радуют качеством, могут подворовывать. Помня обо всех этих тонкостях, могилевчанин Максим Никифоренко, пригласивший к себе на дачу кровельщиков, составил с ними договор подряда по всем правилам.
Оставлять рабочим ключ от дома было необязательно, ведь они трудились снаружи, а материалы хранились в гараже. Однако капризные кровельщики заявили, что им негде переодеваться. Пришлось и в этом пойти им на уступку. В общем, решив с бригадой все вопросы, хозяин дома не в лучшем настроении отбыл на работу.
Дача Максима — отнюдь не новостройка, семья проводит в этом доме большую часть года: с ранней весны до поздней осени. Просто решили сменить шифер на более современную мягкую кровлю.
Когда хозяин вернулся вечером, схватился за голову. Строителей на даче уже не было — рабочий день у них закончился. Зато по всему участку валялись куски разбитого шифера, полиэтиленовые пакеты с объедками, пустыми пластиковыми бутылками и разовыми тарелками. На площадке, замощенной плиткой, темнели следы машинного масла. Все чашки и ложки-вилки в доме были перепачканы, на щетине кухонной щетки красовались синие разводы: кто-то явно чистил ею испачканные джинсы.
Убрать это в одиночку не представлялось возможным, да Максим и не горел желанием, справедливо полагая, что он заказчик, а не специалист по клинингу. Пришлось хозяину дачи отправиться ночевать в городскую квартиру, хотя до этого он планировал остаться в загородном доме.
На следующий день Максим попросил Алексея быть аккуратнее. Главный кровельщик цинично ответил, что эта дача для строителей — просто объект, а не сравнительно дорогая недвижимость.
К завершению работ на участке стало еще грязнее и неуютнее. Максим надеялся, что, закончив работу, строители уберут за собой. Однако весь хлам так и остался на его территории, делая участок больше похожим на мусорную свалку.
К сожалению, рынок услуг у нас все еще недостаточно развит, хоть и жалуются многие исполнители на серьезную конкуренцию. Неуважение к клиенту — явление пока нередкое.
Недавно другой могилевский домовладелец, которому на участке бурили скважину для добычи воды, жаловался: пока подрядчики работали, «заплевали и загадили» все, что можно. Оставили после себя горы хлама, а ведь он заплатил немалые деньги.
В квартире бобруйской пенсионерки во время ремонта в ванной сломали стену. Привычки строителей и ремонтников совать окурки во все щели, закапывать пластиковые пакеты и другой мусор прямо на территории заказчика — тоже притча во языцех.
Но владелец дачи Максим Никифоренко решил все же проявить принципиальность — заставить подрядчиков навести порядок на участке. В самом доме за небольшое вознаграждение прибралась соседка.
Претензий к выполнению кровельных работ хозяин не имеет. Напротив, признает, что все сделано качественно, на совесть. Поэтому и недоумевает: зачем специалистам с такой квалификацией портить собственную репутацию, оставлять о себе не лучшее впечатление?!
Чтобы воздействовать на Алексея и его подчиненных, заказчик не полностью с ними рассчитался: придержал четверть суммы, которую был должен. Но строителей это, похоже, не слишком беспокоит — они привыкли, что многие клиенты расплачиваются с задержками. Поэтому Алексей не торопит, не давит, только пару раз за прошедшие пять месяцев позвонил и спросил, когда можно забрать оставшиеся деньги. При этом был абсолютно спокоен, разговаривал, не повышая голоса, но требований Максима будто не слышал.
Правда, есть одно упущение со стороны заказчика. В достаточно грамотно составленном договоре с исполнителем нет ни слова об уборке. С другой стороны, она считается чем-то само собой разумеющимся по окончании работ согласно техническому кодексу устоявшейся практики. Опытный прораб государственной строительной организации Сергей Гарцуев рассказал, что сегодня в договорах все же принято заострять на этом внимание. Ведь речь идет о здоровье людей, экологии, раздельном сборе мусора. Если все строители начнут закапывать вредные отходы пластика и прочей химии в непосредственной близости от жилых домов, детских учреждений, ни к чему хорошему это не приведет.
А вот когда подрядчики называют чей-то дом просто объектом, они, напротив, берут на себя еще больше обязательств — соблюдение технологий, правил техники безопасности, охраны природы. Ведь на строительном объекте нормы более жесткие. От подрядчика требуют не только вывозить мусор, но и сдавать его перерабатывающей организации, причем это должно подтверждаться документально. За невыполнение таких требований предусмотрены немалые штрафы, вполне обоснованные.
Юридически можно рассматривать как нарушение природоохранного законодательства не только загрязнение леса или водоема, но и чьего-то личного участка. В любом случае человек причиняет вред природе. Другое дело, за порядком на своей даче все же должен следить хозяин — с него тоже могут спросить, раз не догадался внести соответствующий пункт в договор. В строительной отрасли иногда применяется такой непопулярный прием, как удерживание средств подрядчика до выполнения им своих обязательств.
С другой стороны, из-за отсутствия письменной договоренности об уборке не посчитают ли поведение Максима самоуправством? Юрист, с которым он недавно консультировался, посоветовал один из возможных вариантов. Как только растает снег, пригласить частников, специализирующихся на вывозе мусора: водителя специального автомобиля с парой грузчиков. Конечно, договор с ними нужно заключать опять же письменно, а деньги за работу отдавать только взамен какого-нибудь документа — чека, расписки, чтобы иметь доказательства своих затрат на приведение участка в порядок. Ведь если рассмотрение этого спора перенесется в суд, от обеих сторон потребуется как можно больше доказательств своей правоты. Если после расчета со специалистами по отходам от придержанных Максимом денег кровельщиков что-то останется, разницу нужно будет отдать Алексею.
Впрочем, сам кровельщик утверждает, что не собирается судиться с Максимом, но о том, чтобы внести дачника в черный список в интернете, иногда задумывается. Дескать, когда договаривались, речи об уборке не шло. А если Максим сравнивает требования к государственному предприятию и к простым шабашникам, это вообще довольно странно. Дескать, потому он, Алексей, и работает на себя, а не «на дядю», чтобы не заморачиваться всеми этими сложностями. Однако качество своей работы гарантирует: если через некоторое время обнаружатся недостатки, например в каком-то месте потечет крыша, — он тут же приедет и все бесплатно исправит. А с мусором хозяин пусть сам разбирается, и даже остаток долга пусть себе оставит, если у него совсем нет совести.
Алексей считает, что репутация у него хорошая. К бригаде до сих пор записываются в очередь и в Могилевской области, и в других регионах. А когда откроются границы, можно будет, как и раньше, брать заказы еще и в России.
В общем, пресловутый человеческий фактор. Максим нарвался на раскрученную востребованную бригаду. Наверное, такие профессионалы могут себе позволить относиться к клиентам без должного уважения. Хотя, конечно, до поры до времени. А пока защитить от подобных неприятностей способен только правильно составленный договор.
МНЕНИЯ
Виктор Борисов, менеджер по продажам:
— Я стараюсь приглашать строителей и других специалистов только во время своего отпуска или в выходные, чтобы быть дома, все контролировать. Ключи от своего жилья, гаража или дачи посторонним я бы вообще не оставил. Кстати, раньше, еще по прежней работе, мне иногда приходилось бывать в колледже, где готовят будущих строителей. Ребята там учатся как на подбор — вежливые, аккуратные, им нравятся выбранные профессии. Откуда же потом такие подрядчики берутся?!
Татьяна Новикова, бухгалтер:
— Не надо считать всех строителей неаккуратными: как и представители любых других профессий, все они разные. Мы с мужем нередко оставляли ребятам, занимающимся ремонтами, ключи от квартиры перед уходом на работу. В большинстве случаев результатами оставались довольны, как и порядком в квартире. Многих наших специалистов рекомендовали потом своим знакомым.
mendeleva@sb.by
Утром точно в назначенное время бригадир Алексей прибыл с пятью своими подчиненными на микроавтобусе. Надо сказать, заказчик сразу был не в восторге от такого количества работников: для небольшой дачи их было явно многовато. Но Алексей успокоил: «Вшестером справимся быстрее».
Оставлять рабочим ключ от дома было необязательно, ведь они трудились снаружи, а материалы хранились в гараже. Однако капризные кровельщики заявили, что им негде переодеваться. Пришлось и в этом пойти им на уступку. В общем, решив с бригадой все вопросы, хозяин дома не в лучшем настроении отбыл на работу.
Дача Максима — отнюдь не новостройка, семья проводит в этом доме большую часть года: с ранней весны до поздней осени. Просто решили сменить шифер на более современную мягкую кровлю.
Когда хозяин вернулся вечером, схватился за голову. Строителей на даче уже не было — рабочий день у них закончился. Зато по всему участку валялись куски разбитого шифера, полиэтиленовые пакеты с объедками, пустыми пластиковыми бутылками и разовыми тарелками. На площадке, замощенной плиткой, темнели следы машинного масла. Все чашки и ложки-вилки в доме были перепачканы, на щетине кухонной щетки красовались синие разводы: кто-то явно чистил ею испачканные джинсы.
Убрать это в одиночку не представлялось возможным, да Максим и не горел желанием, справедливо полагая, что он заказчик, а не специалист по клинингу. Пришлось хозяину дачи отправиться ночевать в городскую квартиру, хотя до этого он планировал остаться в загородном доме.
На следующий день Максим попросил Алексея быть аккуратнее. Главный кровельщик цинично ответил, что эта дача для строителей — просто объект, а не сравнительно дорогая недвижимость.
К завершению работ на участке стало еще грязнее и неуютнее. Максим надеялся, что, закончив работу, строители уберут за собой. Однако весь хлам так и остался на его территории, делая участок больше похожим на мусорную свалку.
К сожалению, рынок услуг у нас все еще недостаточно развит, хоть и жалуются многие исполнители на серьезную конкуренцию. Неуважение к клиенту — явление пока нередкое.
Недавно другой могилевский домовладелец, которому на участке бурили скважину для добычи воды, жаловался: пока подрядчики работали, «заплевали и загадили» все, что можно. Оставили после себя горы хлама, а ведь он заплатил немалые деньги.
В квартире бобруйской пенсионерки во время ремонта в ванной сломали стену. Привычки строителей и ремонтников совать окурки во все щели, закапывать пластиковые пакеты и другой мусор прямо на территории заказчика — тоже притча во языцех.
Но владелец дачи Максим Никифоренко решил все же проявить принципиальность — заставить подрядчиков навести порядок на участке. В самом доме за небольшое вознаграждение прибралась соседка.
Претензий к выполнению кровельных работ хозяин не имеет. Напротив, признает, что все сделано качественно, на совесть. Поэтому и недоумевает: зачем специалистам с такой квалификацией портить собственную репутацию, оставлять о себе не лучшее впечатление?!
Чтобы воздействовать на Алексея и его подчиненных, заказчик не полностью с ними рассчитался: придержал четверть суммы, которую был должен. Но строителей это, похоже, не слишком беспокоит — они привыкли, что многие клиенты расплачиваются с задержками. Поэтому Алексей не торопит, не давит, только пару раз за прошедшие пять месяцев позвонил и спросил, когда можно забрать оставшиеся деньги. При этом был абсолютно спокоен, разговаривал, не повышая голоса, но требований Максима будто не слышал.
Правда, есть одно упущение со стороны заказчика. В достаточно грамотно составленном договоре с исполнителем нет ни слова об уборке. С другой стороны, она считается чем-то само собой разумеющимся по окончании работ согласно техническому кодексу устоявшейся практики. Опытный прораб государственной строительной организации Сергей Гарцуев рассказал, что сегодня в договорах все же принято заострять на этом внимание. Ведь речь идет о здоровье людей, экологии, раздельном сборе мусора. Если все строители начнут закапывать вредные отходы пластика и прочей химии в непосредственной близости от жилых домов, детских учреждений, ни к чему хорошему это не приведет.
А вот когда подрядчики называют чей-то дом просто объектом, они, напротив, берут на себя еще больше обязательств — соблюдение технологий, правил техники безопасности, охраны природы. Ведь на строительном объекте нормы более жесткие. От подрядчика требуют не только вывозить мусор, но и сдавать его перерабатывающей организации, причем это должно подтверждаться документально. За невыполнение таких требований предусмотрены немалые штрафы, вполне обоснованные.
Юридически можно рассматривать как нарушение природоохранного законодательства не только загрязнение леса или водоема, но и чьего-то личного участка. В любом случае человек причиняет вред природе. Другое дело, за порядком на своей даче все же должен следить хозяин — с него тоже могут спросить, раз не догадался внести соответствующий пункт в договор. В строительной отрасли иногда применяется такой непопулярный прием, как удерживание средств подрядчика до выполнения им своих обязательств.
С другой стороны, из-за отсутствия письменной договоренности об уборке не посчитают ли поведение Максима самоуправством? Юрист, с которым он недавно консультировался, посоветовал один из возможных вариантов. Как только растает снег, пригласить частников, специализирующихся на вывозе мусора: водителя специального автомобиля с парой грузчиков. Конечно, договор с ними нужно заключать опять же письменно, а деньги за работу отдавать только взамен какого-нибудь документа — чека, расписки, чтобы иметь доказательства своих затрат на приведение участка в порядок. Ведь если рассмотрение этого спора перенесется в суд, от обеих сторон потребуется как можно больше доказательств своей правоты. Если после расчета со специалистами по отходам от придержанных Максимом денег кровельщиков что-то останется, разницу нужно будет отдать Алексею.
Впрочем, сам кровельщик утверждает, что не собирается судиться с Максимом, но о том, чтобы внести дачника в черный список в интернете, иногда задумывается. Дескать, когда договаривались, речи об уборке не шло. А если Максим сравнивает требования к государственному предприятию и к простым шабашникам, это вообще довольно странно. Дескать, потому он, Алексей, и работает на себя, а не «на дядю», чтобы не заморачиваться всеми этими сложностями. Однако качество своей работы гарантирует: если через некоторое время обнаружатся недостатки, например в каком-то месте потечет крыша, — он тут же приедет и все бесплатно исправит. А с мусором хозяин пусть сам разбирается, и даже остаток долга пусть себе оставит, если у него совсем нет совести.
Алексей считает, что репутация у него хорошая. К бригаде до сих пор записываются в очередь и в Могилевской области, и в других регионах. А когда откроются границы, можно будет, как и раньше, брать заказы еще и в России.
В общем, пресловутый человеческий фактор. Максим нарвался на раскрученную востребованную бригаду. Наверное, такие профессионалы могут себе позволить относиться к клиентам без должного уважения. Хотя, конечно, до поры до времени. А пока защитить от подобных неприятностей способен только правильно составленный договор.
МНЕНИЯ
Виктор Борисов, менеджер по продажам:
— Я стараюсь приглашать строителей и других специалистов только во время своего отпуска или в выходные, чтобы быть дома, все контролировать. Ключи от своего жилья, гаража или дачи посторонним я бы вообще не оставил. Кстати, раньше, еще по прежней работе, мне иногда приходилось бывать в колледже, где готовят будущих строителей. Ребята там учатся как на подбор — вежливые, аккуратные, им нравятся выбранные профессии. Откуда же потом такие подрядчики берутся?!
Татьяна Новикова, бухгалтер:
— Не надо считать всех строителей неаккуратными: как и представители любых других профессий, все они разные. Мы с мужем нередко оставляли ребятам, занимающимся ремонтами, ключи от квартиры перед уходом на работу. В большинстве случаев результатами оставались довольны, как и порядком в квартире. Многих наших специалистов рекомендовали потом своим знакомым.
mendeleva@sb.by